Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 15:22, реферат
Субъект права в любой отрасли права - это обладатель , носитель определенных прав и обязанностей , которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей , полномочий , возложенных на него правовым актом , участием в жизни общества , коллектива , государства.
П Л А Н
1.Понятие и виды субъектов административного права и его правовой статус .
2.Граждане как субъекты административ-
ного права .
3.Общественные объединения как субъек-ты административного права .
4.Органы исполнительной власти как субъекты административного права .
5.Государственные служащие как субъек-ты административного права .
6.Эпилог .
онятие
субъекта административного
права
Субъект права в любой отрасли права - это обладатель , носитель определенных прав и обязанностей , которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей , полномочий , возложенных на него правовым актом , участием в жизни общества , коллектива , государства.
В административном
праве нормы реализуются
Полномочия , которыми наделены субъекты административного права , имеют определенные особенности по своему характеру , объему , формам выражения.
Полномочия
субъектов административного
Правовой статус - категория комплексная , отражающая взаимоотношения личности и общества , гражданина и государства , индивида и коллектива.
Правовой
статус субъекта административного
права образуют нормы общие для
всех субъектов , например , нормы о
праве обращения субъектов в
государственные и иные органы с
заявлениями , жалобами , предложениями
. Наряду с общими нормами , правовой
статус субъекта административного
права объединяет значительное число
норм , которые реализуются только
данным субъектом , например , правила
учреждения общественных объединений
, закрепленные в законодательстве
, адресованы только этим субъектам
административного права . В зависимости
от вида и объема полномочий субъекты
административного права
Поэтому целесообразно с точки зрения практики правового регулирования и изучения данной проблемы классифицировать субъекты административго права на группы, каждая из которых имеет свой административно- правовой статус . Субъекты административного праваразделяются на две группы : физические лица и организации . В основу такого разделения положены как различия в выражении воли и интереса , так и в наборе полномочий субъектов - многие полномочия физических лиц присущи только им и совсем не свойственны организациям и наоборот , например, право жалобы, право и обязанность иметь Устав организации .
Физические лица , как субъекты административного права , категория родовая и охватывает четыре вида субъектов: личность, гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства (апатрид). За основу выделения этих видов приняты степень связи лица с данным государством и производный от этого объем прав и обязанностей лица : у гражданина Российской Федерации один объем правового статуса, у лица без гражданства, хотя и проживающего на территории РФ , иной объем , у иностранного гражданина на территории РФ - третий.
Организации как субъекты административного права , так же должны быть разделены на виды и группы.
В первую очередь все
организации следует
разделить на государственные и
Государственные организации выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством , базируются на государственной собственности и управляются государством, к числу государственных организаций относятся органы государства (представительной власти , исполнительной власти и другие ), государственные предприятия и учреждения ( образовательные , научные , учреждения культуры и другие ).
Организации не государственные не выполняют государственных задач и функций , хотя и могут способствовать этому, например, в области охраны порядка и безопасности народные дружины не финансируются государством и им не управляются , профсоюзы, спортивные организации и другие общественные объединения граждан , кооперативные объединения, политические партии и другие. Эта классификация не государственных организаций проводится по их целям , форме собственности , территориальным масштабам деятельности .
Для системы министерства внутренних
дел, как государственной системы,
характерно наличие в ней субъектов
административного права в виде
государственных организаций . Но законодательство
допускает участие личного
СУБЪЕКТЫ
АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРАВА
Физические лица Организации
Государственные
Организации не 1.Личность орга
служащие тельной власти , и другие
Органы местного са-
моуправления.
2.
Граждане как субъекты
административного
права .
В условиях
устойчивого гражданского общества
и правового государства
Различают субъект
административного
права и субъект административного
правоотношения.Субъекты
административного права опреде
Субъект правоотношения
всегда конкретен. Субъекты
Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеются три условия:
1.Административно-правовая норма, предусматривающая права , обязанности субъекта:
2.Административная правоспособность и дееспособность субъекта:
3.Основание возникновения изменения и прекращения правоотношени
( юридический ) факт.
Главной особенностью
граждан как участников административных
правоотношений является то ,что оно
выступают в качестве частных
лиц, то есть реализуют свои личные
общегражданские права и
1.С реализацией гражданами принадлежащим им по закону прав в сфере исполнительной власти ;
2.С выполнением возложенных на граждан обязанностей в сфере исполнительной власти;
3.С нарушением гражданами своих правовых обязанностей в этой сфере;
4.С нарушением органами исполнительной власти или их должностными лицами прав и законных интересов граждан.
Основные права и обязанности граждан России в сфере исполнительной власти составляют часть прав свобод и обязанностей , закреплённых в Конституции РФ и конкретизированных в законах и других правовых актах .
На пример граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как не посредственно , так и через своих представителей.( ст. 32 ).
Граждане России имеют право обращаться лично ,а так же направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления ( ст.33).
Каждый, кто законно находится на территории России ,имеет право свободно передвигаться , выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться (ст.27).
Также граждане имеют ещё целый ряд прав и обязанностей ,которые закреплены в Конституции РФ и других законодательных актах.
КоАП установлен
определённый процессуальный порядок,
который является важной гарантией
законного и обоснованного
Указам Президента от 1 ноября 1993 года утверждено Положение о Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации (САПП. 1993 год №45 . ст.4325). Комиссия образована с целью усиления гарантий соблюдения прав Российских граждан. Комиссия может получать материалы, проводить проверки, посещать любые государственные органы учреждения и организации . Она составляет ежегодные доклады ,ставит вопросы и вносит предложения , рассматривает обращения граждан, расследует случаи нарушения прав участвует в работе органов СНГ и разработки международных соглашений.
Административно- правовое положение граждан может быть различным .
Оно определяется объемом и характером их административной правосубъектности , которую образуют административная правоспособность и дееспособность. Чтобы приобрести права и нести обязанности в сфере исполнительной власти , то есть быть участником административных правоотношений , гражданин ,как и другие субъекты административного права , должен располагать административной правоспособностью .Под ней понимается фактическая , обеспеченная государством возможность иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности административно - правового характера. Она возникает с момента рождения и прекращается с его смертью. Ст. 19 Конституции провозглашает равенство всех граждан перед законом и судом , что гарантируется государством.
Граждане обладают равным объёмом административной правоспособности в хозяйственной ,социальной, культурной и административно - политической сферах . Однако это правоспособность может быть частично или временно ограничена в случаях и в порядке , определённых законодательством . Например, не все граждане по состоянию здоровья ,согласно Закону от 11 февраля 1993 года “ О воинской обязанности и военной службе” ( Ведомости .1993.№9 ст.325), могут быть зачислены на действительную срочную военную службу (ст. 20 ).
Уголовный
кодекс предусматривает в качестве
меры наказания возможность лишения
права занимать определённые должности
или заниматься определенной деятельностью
в течении соответствующего срока
, а также лишения воинского
или специального звания .Ст.24 КоАП
предусмотрена возможность
Административная правоспособность является необходимым условием административной дееспособности , под которой понимается способность гражданина своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере исполнительной власти. Тем самым административная дееспособность выступает как способность гражданина реализовать соответствующую правоспособность.
Административная дееспособность, как правило возникает по достижении гражданином 18 -летнего возраста, а в ряде случаев - раньше, в частности с 16 лет.
Граждане, как
правило , обладают равной административной
дееспособностью , однако по состоянию
здоровья некоторые из них могут
быть признаны частично или полностью
не дееспособными и