Структура федеральных органов исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 22:32, реферат

Описание работы

Федеральные органы исполнительной власти, являясь составными элементами системы государственных органов, в свою очередь также образуют определенную систему, имеющую собственную структуру. В конституционно установленных пределах федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

КПВ1.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

     Министерство  Российской Федерации - федеральный  орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в определенной отрасли или сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, деятельность в этой отрасли (сфере) иных федеральных органов исполнительной власти. Возглавляющий его министр Российской Федерации (федеральный министр) входит в состав Правительства РФ.

     Государственный комитет Российской Федерации, Федеральная  комиссия России - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Их возглавляют соответственно председатель государственного комитета и председатель федеральной комиссии.

     Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России - федеральные  органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах деятельности. Должности руководителей именуются соответственно: директор федеральной службы, генеральный директор российского агентства, начальник федерального надзора.

     В соответствии с указами Президента РФ в структуре федеральных органов исполнительной власти могут учреждаться и другие виды органов. Так, его Указом № 1142 от 22 сентября 1998 г. к иным федеральным органам исполнительной власти были отнесены Управление делами Президента РФ, Главное управление специальных программ Президента РФ, Государственная техническая комиссия при Президенте РФ и Комитет по конвенциональным проблемам химического и биологического оружия при Президенте РФ (который утратил этот статус в соответствии с Указом № 651 от 25 мая 1999 г.). Эти же органы, кроме последнего, вошли в структуру федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента РФ №867 от 17 мая 2000 г.

     Федеральные органы исполнительной власти создаются  и наделяются статусом федеральным законом или указом Президента РФ. Конкретные наименования федеральных органов исполнительной власти определяются в соответствии со структурой, утверждаемой Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ и федеральными законами, утверждаются Президентом РФ, а о других - Правительством РФ.

     Федеральные министры назначаются на должности  и освобождаются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ; заместители федеральных министров - Правительством РФ, если иное не установлено федеральными законами. Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ и федеральными законами, назначаются на должности и освобождаются от должностей в особо устанавливаемом порядке. Назначения других руководителей федеральных органов исполнительной власти осуществляются Правительством РФ.

     Федеральные органы исполнительной власти могут  быть непосредственно подведомственны  Президенту РФ, как, например, министерство обороны, напрямую подчинены (федеральная  служба налоговой полиции, федеральная служба охраны и др.), либо могут непосредственно возглавляться заместителями Председателя Правительства РФ.

     Органами  управления федеральных органов  исполнительной власти являются коллегии, которые возглавляют руководители соответствующих министерств и  ведомств. Коллегия государственного комитета состоит из руководителей всех федеральных органов, наделенных функциями в данной сфере управления (первые руководители либо их заместители). В состав коллегии могут быть включены руководители органов исполнительной власти субъектов федерации. В коллегиях некоторых госкомитетов (особенно по социальной сфере) желательно участие представителей "гражданского общества”. В отличие от министерств, где решения принимаются министрами по принципу единоначалия, в госкомитетах решения принимаются коллегиально. Если член коллегии не согласен с ее решением, он может обжаловать его в правительство.

     Федеральные органы исполнительной власти могут  быть распределены по функциональной структуре государственного управления: правопорядок обеспечивают МВД, Минюст, ФСБ, ФСО и др.; оборону - Минобороны, МЧС, ФСЖВ, Федеральная погранслужба и др.; социальную сферу - Мин-культуры, Минтруда, Минздрав, Минобразование, Госкомспорт и др.; инфраструктуру - Минатом, Минэнерго, Госстрой, МПС, Минтранс, Минсвя-зи и др.; экономику - Минпром, Минфин, МАП, Минэкономторг, Миниму-щество, Минналогов и др.; внешние отношения - МИД, СВР и др.

     В структуре федеральных органов  исполнительной власти наблюдается  определенная унификация. Как правило, в их состав входят такие структурные подразделения, как департаменты, управления, отделы, комитеты. Есть ведомства (например, Высший аттестационный комитет со штатной численностью 105 человек), в которых созданы только управления и отделы. В ряде органов исполнительной власти создаются инспекции (например, в Минэнерго - Главгосэнергонадзор, в Минтрансе - Ространсинспек-ция, в Минздраве - Госсанэпиднадзор), комиссии (в МВЭС) и экспертные советы (ВАК). При большинстве органов имеются научно-исследовательские институты. Так, при МВЭС - 15 институтов, в Рослесхозе - 25, в Миннауке - 3 и т.д. Вместе с тем унификация наименований подразделений приводит к увеличению многозвенности управления. Да и само слово "управление”, взятое как ключевое в названии подразделений, приводит к омонимической путанице. Госкомстатом РФ введен в действие Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ). Он содержит информацию об органах власти, объединениях, предприятиях и организациях, выполняющих важные экономические функции в народном хозяйстве, а также о межгосударственных органах управления, добровольных объединениях (ассоциациях) экономического взаимодействия субъектов РФ, органах местного самоуправления.

     В структуру многих федеральных органов  исполнительной власти входят их территориальные органы. Так, в 1997 г. в МВЭС было около 60 региональных управлений, в Госгортехнадзоре - 26 округов, в Минкультуры - 3, в Минюсте, Минприроде и некоторых других - по числу субъектов Российской Федерации.

     В сфере управления федеральных органов исполнительной власти находятся так называемые подведомственные организации. Они не являются имманентно входящими в структуру госорганов подразделениями, а занимаются всевозможными видами деятельности: от выполнения определенных функций государственного управления до коммерческой деятельности. Отсюда и разнообразие видов таких организаций: от учебных заведений до унитарных предприятий. К примеру, в МВЭС имелось 94 представительства за рубежом, 53 учебных заведения, 22 предприятия, 5 учреждений науки, 2 - здравоохранения, 9 проектных институтов, 31 госинспекция, один лечебно-оздоровительный центр, редакция, типография. В Минздраве только в системе госсанэпиднадзора более 3000 учреждений с численностью около 300 тыс. человек. Некоторые организации находятся в ведении двух органов власти, например, в Миннауке три таких организации (из 21).

     Источники финансирования органов исполнительной власти: бюджетные (федеральные, местные), хоздеятельность, внебюджетные фонды, платные услуги.

     Объем и характер предметов ведения органов исполнительной власти предопределяют разные виды управленческих воздействий: а) руководство; б) составление, утверждение и выполнение программ; в) координация; г) прямое и косвенное регулирование; д) содействие; е) государственная поддержка; ж) контроль; з) партнерское взаимодействие; и) принуждение.

     С позиции функционального предназначения сферы действия органов исполнительной власти охватывают:

управление: государственной собственностью и  имуществом, промышленными объектами (хозяйствующими субъектами); обороной и безопасностью; территориальными органами;

регулирование: экономическое; воздействия на социально-культурную сферу; влияния на механизм образования  денежной массы; ценообразования;

контроль: за хозяйствующими субъектами; за действиями своих структур; за исполнением решений федеральной власти всеми субъектами;

надзор: за состоянием законности исполняемых  решений;

координация: 1) участия в экономической деятельности непосредственно хозяйствующих  субъектов; на определенном секторе рынка - через управляющих (в том числе через назначения руководителей); через распределение бюджетных средств; через фискальные функции, государственных рычагов рыночного регулирования; с помощью силовых методов (санкций); 2) влияния через свои (ведомственные) структуры; через общегосударственные институты.

     По  обязательности управленческих решений  их уровень - общефедеральный; по согласованию с субъектами федерации; для всех юридических и физических лиц; только для специальных субъектов.

     Общественный  контроль за деятельностью органа власти может быть: непосредственный (через выборность руководителей), через общественные организации, профессиональные союзы, со стороны общественного мнения и средств массовой информации; закрытый для публичного контроля.

     В пределах установленных полномочий для реализации своей компетенции по соответствующим предметам ведения федеральные органы исполнительной власти издают подзаконные нормативные акты: постановления, приказы, распоряжения, инструкции, обязательные для исполнения всеми физическими и юридическими лицами, которым они адресованы.

     Оптимизация структуры федеральных органов  исполнительной власти -одно из важнейших  направлений повышения эффективности  государственного управления. Она должна соответствовать Конституции РФ, характеру целей и задач исполнительной власти и обеспечивать все необходимые субъект-объектные связи государственного управления, избегать дублирования функций по реализации полномочий государственных органов, входящих в эту систему, строиться на предметно-компетенционном принципе (обеспечивать определенный предмет ведения, имея для этого достаточно полномочий и неся за их реализацию всю полноту ответственности). Совершенствование организации федеральных органов исполнительной власти, направленное на повышение уровня управляемости в стране, должно также иметь единство в подходах к формированию органов различных видов с учетом федеративного устройства и размеров территории государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Структура федеральных органов исполнительной власти, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724

I. Федеральные  министерства, федеральные службы  и федеральные агентства, руководство  деятельностью которых осуществляет  Президент Российской Федерации,  федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

Министерство  внутренних дел Российской Федерации (МВД)

  • Федеральная миграционная служба (ФМС)
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
  • Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД)
  • Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, по Указу Президента Российской Федерации от 06.09.2008 № 1315 — Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество)
  • Министерство обороны Российской Федерации
  • Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
  • Федеральная служба по оборонному заказу
  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
  • Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (введено по Указу Президента РФ от 14.05.2010 № 589)
  • Федеральное агентство специального строительства
  • Министерство юстиции Российской Федерации
  • Федеральная служба исполнения наказаний
  • Федеральная служба судебных приставов
  • Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)
  • Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)
  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)
  • Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба)
  • Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)
  • Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
  • Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

II. Федеральные  министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

  • Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
  • Федеральная служба по труду и занятости
  • Федеральное медико-биологическое агентство
  • Министерство культуры Российской Федерации
  • Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (упразднена Указом Президента РФ от 08.02.2011 № 155)
  • Федеральное архивное агентство
  • Министерство образования и науки Российской Федерации
  • Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, по Указу Президента Российской Федерации от 24.05.2011 № 673 — Федеральная служба по интеллектуальной собственности; тем же Указом подчинена Правительству РФ
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  • Федеральное агентство по науке и инновациям (упразднено Указом Президента Российской Федерации от 04.03.2010 № 271)
  • Федеральное агентство по образованию (упразднено Указом Президента Российской Федерации от 04.03.2010 № 271)
  • Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (подчинена Правительству РФ Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2010 № 780)
  • Федеральное агентство водных ресурсов
  • Федеральное агентство по недропользованию
  • Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
  • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
  • Министерство регионального развития Российской Федерации
  • Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
  • Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, по Указу Президента РФ от 03.12.2008 № 1715 — Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
  • Федеральное агентство по информационным технологиям (упразднено Указом Президента РФ от 25.08.2010 № 1060)
  • Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
  • Федеральное агентство связи
  • Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
  • Федеральное агентство лесного хозяйства (подчинено Правительству РФ Указом Президента Российской Федерации от 27.08.2010 № 1074)
  • Федеральное агентство по рыболовству (подчинено Правительству РФ Указом Президента Российской Федерации от 30.05.2008 № 863)
  • Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации
  • Федеральное агентство по делам молодёжи
  • Федеральное агентство по туризму
  • Федеральное агентство по физической культуре и спорту (упразднено Указом Президента Российской Федерации от 07.10.2008 № 1445)
  • Министерство транспорта Российской Федерации
  • Федеральная аэронавигационная служба (упразднена по Указу Президента Российской Федерации от 11.09.2009 № 1033)
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
  • Федеральное агентство воздушного транспорта
  • Федеральное дорожное агентство
  • Федеральное агентство железнодорожного транспорта
  • Федеральное агентство морского и речного транспорта
  • Министерство финансов Российской Федерации
  • Федеральная налоговая служба
  • Федеральная служба страхового надзора (присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам Указом Президента Российской Федерации от 04.03.2011 № 270)
  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
  • Федеральное казначейство (федеральная служба)
  • Министерство экономического развития Российской Федерации
  • Федеральная служба по аккредитации (введена по Указу Президента РФ от 24.01.2011 № 86)
  • Федеральная служба государственной статистики
  • Федеральная регистрационная служба, по Указу Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
  • Федеральное агентство геодезии и картографии (присоединено к Росреестру по Указу Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847)
  • Федеральное агентство по государственным резервам
  • Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (присоединено к Росреестру по Указу Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847)
  • Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
  • Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (упразднено Указом Президента РФ от 05.10.2009 № 1107)
  • Министерство энергетики Российской Федерации

Информация о работе Структура федеральных органов исполнительной власти