Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 22:32, реферат
Федеральные органы исполнительной власти, являясь составными элементами системы государственных органов, в свою очередь также образуют определенную систему, имеющую собственную структуру. В конституционно установленных пределах федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Министерство Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в определенной отрасли или сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, деятельность в этой отрасли (сфере) иных федеральных органов исполнительной власти. Возглавляющий его министр Российской Федерации (федеральный министр) входит в состав Правительства РФ.
Государственный комитет Российской Федерации, Федеральная комиссия России - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Их возглавляют соответственно председатель государственного комитета и председатель федеральной комиссии.
Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах деятельности. Должности руководителей именуются соответственно: директор федеральной службы, генеральный директор российского агентства, начальник федерального надзора.
В соответствии с указами Президента РФ в структуре федеральных органов исполнительной власти могут учреждаться и другие виды органов. Так, его Указом № 1142 от 22 сентября 1998 г. к иным федеральным органам исполнительной власти были отнесены Управление делами Президента РФ, Главное управление специальных программ Президента РФ, Государственная техническая комиссия при Президенте РФ и Комитет по конвенциональным проблемам химического и биологического оружия при Президенте РФ (который утратил этот статус в соответствии с Указом № 651 от 25 мая 1999 г.). Эти же органы, кроме последнего, вошли в структуру федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента РФ №867 от 17 мая 2000 г.
Федеральные органы исполнительной власти создаются и наделяются статусом федеральным законом или указом Президента РФ. Конкретные наименования федеральных органов исполнительной власти определяются в соответствии со структурой, утверждаемой Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ и федеральными законами, утверждаются Президентом РФ, а о других - Правительством РФ.
Федеральные министры назначаются на должности и освобождаются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ; заместители федеральных министров - Правительством РФ, если иное не установлено федеральными законами. Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ и федеральными законами, назначаются на должности и освобождаются от должностей в особо устанавливаемом порядке. Назначения других руководителей федеральных органов исполнительной власти осуществляются Правительством РФ.
Федеральные
органы исполнительной власти могут
быть непосредственно
Органами
управления федеральных органов
исполнительной власти являются коллегии,
которые возглавляют
Федеральные органы исполнительной власти могут быть распределены по функциональной структуре государственного управления: правопорядок обеспечивают МВД, Минюст, ФСБ, ФСО и др.; оборону - Минобороны, МЧС, ФСЖВ, Федеральная погранслужба и др.; социальную сферу - Мин-культуры, Минтруда, Минздрав, Минобразование, Госкомспорт и др.; инфраструктуру - Минатом, Минэнерго, Госстрой, МПС, Минтранс, Минсвя-зи и др.; экономику - Минпром, Минфин, МАП, Минэкономторг, Миниму-щество, Минналогов и др.; внешние отношения - МИД, СВР и др.
В структуре федеральных органов исполнительной власти наблюдается определенная унификация. Как правило, в их состав входят такие структурные подразделения, как департаменты, управления, отделы, комитеты. Есть ведомства (например, Высший аттестационный комитет со штатной численностью 105 человек), в которых созданы только управления и отделы. В ряде органов исполнительной власти создаются инспекции (например, в Минэнерго - Главгосэнергонадзор, в Минтрансе - Ространсинспек-ция, в Минздраве - Госсанэпиднадзор), комиссии (в МВЭС) и экспертные советы (ВАК). При большинстве органов имеются научно-исследовательские институты. Так, при МВЭС - 15 институтов, в Рослесхозе - 25, в Миннауке - 3 и т.д. Вместе с тем унификация наименований подразделений приводит к увеличению многозвенности управления. Да и само слово "управление”, взятое как ключевое в названии подразделений, приводит к омонимической путанице. Госкомстатом РФ введен в действие Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ). Он содержит информацию об органах власти, объединениях, предприятиях и организациях, выполняющих важные экономические функции в народном хозяйстве, а также о межгосударственных органах управления, добровольных объединениях (ассоциациях) экономического взаимодействия субъектов РФ, органах местного самоуправления.
В структуру многих федеральных органов исполнительной власти входят их территориальные органы. Так, в 1997 г. в МВЭС было около 60 региональных управлений, в Госгортехнадзоре - 26 округов, в Минкультуры - 3, в Минюсте, Минприроде и некоторых других - по числу субъектов Российской Федерации.
В сфере управления федеральных органов исполнительной власти находятся так называемые подведомственные организации. Они не являются имманентно входящими в структуру госорганов подразделениями, а занимаются всевозможными видами деятельности: от выполнения определенных функций государственного управления до коммерческой деятельности. Отсюда и разнообразие видов таких организаций: от учебных заведений до унитарных предприятий. К примеру, в МВЭС имелось 94 представительства за рубежом, 53 учебных заведения, 22 предприятия, 5 учреждений науки, 2 - здравоохранения, 9 проектных институтов, 31 госинспекция, один лечебно-оздоровительный центр, редакция, типография. В Минздраве только в системе госсанэпиднадзора более 3000 учреждений с численностью около 300 тыс. человек. Некоторые организации находятся в ведении двух органов власти, например, в Миннауке три таких организации (из 21).
Источники финансирования органов исполнительной власти: бюджетные (федеральные, местные), хоздеятельность, внебюджетные фонды, платные услуги.
Объем и характер предметов ведения органов исполнительной власти предопределяют разные виды управленческих воздействий: а) руководство; б) составление, утверждение и выполнение программ; в) координация; г) прямое и косвенное регулирование; д) содействие; е) государственная поддержка; ж) контроль; з) партнерское взаимодействие; и) принуждение.
С
позиции функционального
управление: государственной собственностью и имуществом, промышленными объектами (хозяйствующими субъектами); обороной и безопасностью; территориальными органами;
регулирование: экономическое; воздействия на социально-культурную сферу; влияния на механизм образования денежной массы; ценообразования;
контроль: за хозяйствующими субъектами; за действиями своих структур; за исполнением решений федеральной власти всеми субъектами;
надзор: за состоянием законности исполняемых решений;
координация:
1) участия в экономической
По обязательности управленческих решений их уровень - общефедеральный; по согласованию с субъектами федерации; для всех юридических и физических лиц; только для специальных субъектов.
Общественный контроль за деятельностью органа власти может быть: непосредственный (через выборность руководителей), через общественные организации, профессиональные союзы, со стороны общественного мнения и средств массовой информации; закрытый для публичного контроля.
В пределах установленных полномочий для реализации своей компетенции по соответствующим предметам ведения федеральные органы исполнительной власти издают подзаконные нормативные акты: постановления, приказы, распоряжения, инструкции, обязательные для исполнения всеми физическими и юридическими лицами, которым они адресованы.
Оптимизация
структуры федеральных органов
исполнительной власти -одно из важнейших
направлений повышения
Структура
федеральных органов
I. Федеральные
министерства, федеральные службы
и федеральные агентства,
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД)
II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам
Информация о работе Структура федеральных органов исполнительной власти