Структура федеральных органов исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 05:58, контрольная работа

Описание работы

Административное право - это и право на жизнь и защиту, и право на обжалование, и право на то, чтобы быть услышанным государством и обществом. Существенная часть норм данного права призвана обеспечить функционирование человека и общества в сложных системах, во взаимодействии с техническими достижениями прогресса. Многие административно-правовые нормы буквально "написаны кровью" и направлены на то, чтобы не допустить трагических повторений.

Содержание

Введение ………………………………………………………………… 3
1. Органы исполнительной власти – субъект
административного права ………………..……………………………. 4
2. Административно-правовой статус органов
исполнительной власти …………………………………………..….…. 6
3. Структура органов исполнительной власти …………………..…... 9
4. Последние изменения в структуре органов
исполнительной власти ……………………………………..………… 13
5. Функции отдельных структур исполнительной власти …………... 16
Заключение ……………………………………………………………… 19
Библиография…………………………………………………………….. 20

Работа содержит 1 файл

Административное право.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

«ЧитГУ»

Институт переподготовки и повышения квалификации

Кафедра административного  права и таможенного дела

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 по дисциплине «Административное право»

 

 

Вариант № 15

 

 

Структура федеральных  органов исполнительной власти

 

 

 

                                             Выполнил:

студент 

группы № ЮС-07-1

Снитков Виктор Геннадьевич

№ 215784

Проверила: _______________

_________________________

 

 

 

 

Чита 2008

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………… 3

  1. Органы исполнительной власти – субъект

административного права ………………..……………………………. 4

  1. Административно-правовой статус органов

исполнительной власти …………………………………………..….…. 6

  1. Структура органов исполнительной власти …………………..…... 9
  2. Последние изменения в структуре органов

 исполнительной власти ……………………………………..………… 13

5. Функции отдельных  структур исполнительной власти  …………... 16

Заключение ……………………………………………………………… 19

Библиография…………………………………………………………….. 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Административное право - это и право на жизнь и защиту, и право на обжалование, и право  на то, чтобы быть услышанным государством и обществом. Существенная часть норм данного права призвана обеспечить функционирование человека и общества в сложных системах, во взаимодействии с техническими достижениями прогресса. Многие административно-правовые нормы буквально "написаны кровью" и направлены на то, чтобы не допустить трагических повторений. Таковы всем известные Правила дорожного движения, правила эксплуатации многих видов техники, требования к функционированию некоторых отраслей экономики. И, наконец, именно административное право приводит в действие механизм государственного принуждения, обеспечивает государственную монополию силы. Я далек от рассуждений о недопустимости государственного насилия: российская действительность последних десятилетий слишком богата на примеры того, кто принимает у государства выброшенные средства принуждения, какими методами и какими "понятиями" решаются вопросы, которые в обществе должны решаться государством.

 Поэтому, говоря  о предмете административного права как отрасли, я намеренно выделил следующие группы общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли:

 отношения в системе  "государство - общество - человек". Для этих отношений в большинстве  случаев характерно обязательное  участие государства в лице  его органов, прежде всего исполнительной  власти, и должностных лиц. Во многих случаях эти отношения возникают по инициативе государства, например при привлечении лица к административной ответственности; отношения в системе не только государственной власти, прежде всего исполнительной, но и законодательной и судебной ветвей единой государственной власти.

Именно то, что исполнительная власть является одним из звеньев  единой системы, я хочу рассмотреть  в контрольной работе структуру  органов входящих в данную ветвь.

 

    1. Органы исполнительной власти – субъект административного права

Субъектами любой отрасли  права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Характерной особенностью административного права является огромное разнообразие субъектов административно-правовых отношений. Еще одной особенностью административного права является то, что в подавляющем большинстве случаев обязательным субъектом таких отношений выступают те, которые обладают определенными властными полномочиями по отношению к иным субъектам административно-правовых отношений. К числу таких властных субъектов относятся органы исполнительной власти, должностные лица, государственные служащие. В качестве субъектов административного права выступают Президент РФ, Правительство РФ, органы законодательной и судебной власти, местного самоуправления.

Необходимым условием участия  в административно-правовых отношениях является наличие административной правосубъектности. Традиционно ее рассматривают в качестве взаимосвязи  двух элементов: административной правоспособности и административной дееспособности.

 Административная  правоспособность представляет  собой установленную законом  возможность субъекта иметь права  в сфере, регулируемой административным  правом, вступать в различного  рода административные правоотношения, приобретать права и нести обязанности.

Иногда выделяют особый элемент административной дееспособности, именуемый административная деликтоспособность, - способность субъекта в соответствии с законом нести ответственность  за свои неправомерные действия (в  ряде случаев - за бездействие), в том числе подвергаться административному наказанию1.

К субъектам административного  права относятся в соответствии с гражданским кодексом граждане Российской Федерации, юридические лица, органы исполнительной власти, должностные лица, государственные служащие.

Помимо граждан и  юридических лиц характерную  категорию субъектов административного  права составляют государственные  органы и органы местного самоуправления, а также государственные и  муниципальные служащие. Что касается государственных органов, необходимо прежде всего выделить органы исполнительной власти, однако органы законодательной и судебной власти также являются участниками административно-правовых отношений. Например, суды - ключевые участники правоотношений, возникающих при рассмотрении дел об административных правонарушениях, отнесенных к ведению судов КоАП РФ, а также правоотношений, связанных с обжалованием действий должностных лиц органов исполнительной власти. Говоря о правосубъектности органов исполнительной власти, мы можем отметить, что подобно юридическим лицам право- и дееспособность данной категории субъектов возникает в момент их создания на основании решения уполномоченного государственного органа, например Президента РФ. При создании любого органа исполнительной власти соответствующим положением о данном органе определяются его компетенция, структура, права и обязанности. Кроме того, статус органов исполнительной власти во многих случаях предопределяется федеральными законами, содержащими соответствующие нормы.

Таким образом делая вывод по первому вопросу можно сказать, что в закрепленной за конкретным органом исполнительной власти компетенции (круге решаемых вопросов) выражается административная правоспособность данного органа, а в закрепленных за ним правах и обязанностях проявляется его административная дееспособность.

 

 

 

 

 

 

2. Административно-правовой статус органов исполнительной власти

Как выше было сказано  к одному из субъектов административного  права законодатель относит Правительство  Российской федерации, как ветвь исполнительной власти. В соответствии со ст. 110 Конституции Российской Федерации Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Председатель Правительства  РФ не позднее недельного срока после  назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре  федеральных органов исполнительной власти (ст. 112).

Органы исполнительной власти выполняют непосредственно  задачи и функции исполнительной власти. Следовательно, они созданы  для реализации этих целей и задач. Вместе с тем существуют организации  и ведомства (после административной реформы 2003-2005 гг.), осуществляющие отдельные задачи и функции исполнительной власти и наделенные для этого властными полномочиями наряду со своими основными функциями. В этом качестве, как правило, выступают организации, наделенные властными полномочиями, однако не входящие в систему органов исполнительной власти. Например, при Федеральной таможенной службе РФ (ФТС России) создано Федеральное государственное унитарное предприятие "РОСТЕК", которое, по сути, выступает управляющей организацией имущества ФТС России (таможенные терминалы, склады временного хранения и т.д.)2.

Принцип разделения властей, установленный Конституцией РФ, изначально предполагает самостоятельность системы  органов исполнительной власти от законодательной  и судебной властей, тем самым образуя систему "сдержек и противовесов". Это означает, что теоретически органы исполнительной власти не имеют никаких властных полномочий по отношению к судам и законодательным органам, однако на практике зачастую случаются нарушения данного принципа, что соответственно неблагоприятно влияет на правоотношения между личностью, обществом и государством.

Государственная власть в РФ осуществляется в соответствии с государственным устройством: Россия - федеративное государство, что  накладывает отпечаток и на организацию системы и механизма федерального управления. В настоящее время "вертикаль исполнительной власти" предполагает следующую систему управления: Президент Российской Федерации - Правительство Российской Федерации - Администрация Президента Российской Федерации - полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах - руководители субъектов РФ (президенты республик, губернаторы областей и т.д.).

В связи с этим исполнительная власть реализуется на уровне субъектов РФ как территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, так и специально созданными органами исполнительной власти субъектов РФ.

По предметам исключительного  ведения Российской Федерации и  совместного ведения РФ и ее субъекта федеральные и региональные органы государственной власти образуют единую систему. Таким образом, органы власти функционируют на основе принципа единства их системы.

 Правообразующим для  любого органа власти является  его административно-правовой статус. В административном праве выделяют следующие элементы этого статуса, в частности орган власти:

 обладает собственной  компетенцией;

 выступает от имени  государства (РФ) или его субъекта (субъекта РФ);

 имеет правоспособность, возникающую с момента его  учреждения;

 характеризуется прежде  всего правоприменительными функциями;

 основан на принципе  корпоративности, когда вышестоящее  должностное лицо имеет законное  влияние на нижестоящее в пределах  своей компетентности;

 является организационной  единицей государственного аппарата;

 в процессе реализации  своей компетенции может принимать  нормативные акты.

Делая вывод по данному  вопросу можно сказать, что органы исполнительной власти представлены во главе правительства Российской Федерации. Являясь отдельным субъектом административно-правовых отношений на исполнительную власть возложены определенные функции и обязанности, в соответствии с чем  исполнительная власть имеет свой определенный административно-правовой статус.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Структура органов исполнительной власти

Указом президента  № 724 от 12.05.2008 года «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» в целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" утверждена следующая структура органов исполнительной власти:

Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:

Министерство внутренних дел Российской Федерации

 Федеральная миграционная служба

 Министерство Российской  Федерации по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям  и ликвидации последствий стихийных  бедствий

Министерство иностранных  дел Российской Федерации

Федеральное агентство  по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству

Министерство обороны  Российской Федерации

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству

Федеральная служба по оборонному заказу

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

Информация о работе Структура федеральных органов исполнительной власти