Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 05:34, курсовая работа
Одно из принципиальных отличий отечественного административного права заключается в том, что, в сравнении с советским периодом его развития, нормы данной отрасли права главным своим предназначением имеют регулирование и охрану прав и свобод всех граждан, в особенности российских и иностранных. В этой связи многократно возрастают значение и роль последних в системе субъектов административного права России. Не будет преувеличением утверждать, что правовое регулирование прав, свобод и обязанностей граждан, а также закрепление мер их защиты от административного произвола и ведомственных злоупотреблений ставится во главу угла административно-правового регулирования, а сами российские и иностранные граждане обретают статус ведущего субъекта административного права.
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ГЛАВА I. Административно – правовой статус граждан РФ
A. Общее понятие гражданина РФ и его правовой статус
B. Административно – правовой статус гражданина РФ – правовые основы реформирования
3. ГЛАВА II. Административно – правовой статус иностранных граждан
A. Общее понятие иностранного гражданина и его правовой статус
B. Особенности административно – правового статуса иностранных граждан
C. Совершенствование и правовое регулирование административно – правового статуса иностранных граждан
4. ГЛАВА III. Практические материалы
A. Сравнительная таблица административно – правового статуса граждан РФ и иностранных граждан
B. Судебная практика
Системное восприятие Конституции России и принятых в развитие содержащихся в ней положений федеральных законов свидетельствует, что, во-первых, регулирование прав и свобод граждан, в том числе и в качестве субъектов административного права, составляет прерогативу федеральных органов власти (ст.71 Конституции), и лишь защита урегулированных на федеральном уровне прав и свобод относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов (ст.72 Конституции); во-вторых, определенная ниша для административного нормотворчества в рассматриваемой сфере зарезервирована за муниципальными образованиями.
Трехуровневость регуляции
Особое
место в структуре
Субъекты РФ достаточно активно включились в процесс законодательного регулирования ответственности за административные правонарушения. Во многих из них уже приняты либо собственные кодексы (Республика Татарстан, Орловская, Новосибирская области и др.), либо отдельные законы об административной ответственности (Читинская область (Забайкальский край) Республика Коми, Амурская область, Приморский край и др.). Однако формирующаяся в российских регионах практика административно – деликтного нормотворчества вызывает весьма противоречивые оценки. Так, еще на стадии разработки проекта КоАП РФ специалисты отмечали, что нормы, устанавливающие административную ответственность и образующие административно – деликтное право, оказывают прямое влияние на содержание административно – правового статуса граждан, вследствие чего законодательство об административной ответственности должно составлять исключительные предметы ведения Российской Федерации10. На первый взгляд, подобные высказывания лишены каких-либо веских оснований, так как административная ответственность представляет собой специфическую обязанность граждан, являющуюся следствием совершения административного проступка. С этой точки зрения настаивать исключительно на федеральном законодательном регулировании административной ответственности вряд ли оправданно, поскольку Конституция России относит к ведению Федерации только регулирование прав и свобод человека и гражданина.
Однако
институт административной ответственности
далеко не одномерное правовое явление.
Его характеристика не ограничивается
тем, что в основе данного вида
ответственности лежит
Неотъемлемой
составной частью совершенствования
административно-правового
Особое
значение для обеспечения реализации
и защиты прав и свобод граждан
в сфере государственного и муниципального
управления имеет закрепление в законодательстве
административных процедур, предусматривающих
применительно к органам публичной администрации
условия, очередность, временные рамки
совершения и способы оформления (фиксирования)
конкретных действий по осуществлению
властных полномочий регистрационного,
разрешительного, экзаменационного, правоудостоверительного
и правонаделительного характера12.
При этом такие процедуры нужны не для
эффективного публичного администрирования
и расширения арсенала средств управленческого
воздействия на физических и юридических
лиц, а для ограничения административного
усмотрения, обеспечения прозрачности
процесса государственного управления
и выравнивания юридических возможностей
публичных органов (должностных лиц) и
граждан в ходе реализации ими своей правосубъектности.
ГЛАВА II. Административно – правовой статус иностранных граждан
Согласно Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства13. Понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства».
Главное условие пребывания иностранного гражданина в РФ – это законность, которая включает в себя соблюдение определенных требований, а именно иностранный гражданин должен иметь действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ
Иностранные граждане, законно пребывающие на территории РФ пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации. В данном случае Конституция РФ, а также ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» закрепили принцип национального режима. Под национальным режимом понимается предоставление иностранным гражданам такого же правового режима, какой предоставляется российским гражданам. Они пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и российские граждане14. Однако существуют и определенные ограничения прав, такие как: ограничение свободы передвижения иностранных граждан по территории Российской Федерации. Так, согласно ст. 11 ФЗ иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с данным Федеральным законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение15. К таким территориям, организациям и объектам относятся:
-
территории закрытых
-
территории с
-
территории, на которых введено
чрезвычайное или военное
-
территории, на которых в случае
опасности распространения
- территории закрытых военных городков;
-
территории (объекты), в пределах
которых (на которых) введен
правовой режим
- зоны экологического бедствия;
- пограничная зона;
-
объекты и организации
-
объекты, на которых
-
другие территории, организации
и объекты, для посещения
Иностранному гражданину, который временно проживает в Российской Федерации также запрещено:
-
по собственному желанию
-
избирать место своего
Об этом иностранные граждане предупреждаются под расписку при получении разрешения на временное проживание в Российской Федерации16.
Постоянно проживающие в России иностранные граждане обладают ограниченным избирательным правом, они могут избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать только в местном референдуме.
Данным
Федеральным законом также
- находиться на муниципальной службе;
- находится на государственной гражданской и государственной правоохранительной службе;
- быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
-
быть командиром воздушного
-
быть принятым на работу на
объекты и в организации,
- заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом17.
Для
иностранных граждан
-
замещении должности в составе
экипажа судна, плавающего под
Государственным флагом
- при поступлении на военную службу - они могут поступить на военную службу только по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Одна из особенностей административно – правового статуса иностранных граждан – это их административная ответственность. Иностранные граждане обязаны соблюдать нормы Особенной части КоАП РФ, за исключением ряда норм, согласно которым ответственность могут нести только российские граждане (например, за нарушение правил воинского учета, правил пользования документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, и др.). Вместе с тем в Кодекс включены нормы, предусматривающие ответственность только иностранных граждан, к ним относятся:
Ст. 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан, которое заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации;