Социально-политическая сущность Конституции РФ 1993г

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:53, контрольная работа

Описание работы

Основной целью контрольной работы является изучение сущности конституции РФ, как основного закона государства, имеющего высшую юридическую силу. В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию Конституции.
2. Раскрыть основные черты Конституции РФ.
3. Охарактеризовать юридические свойства Конституции РФ.
4. Рассмотреть процедуру изменения и порядок пересмотра действующей Конституции РФ 1993 г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ РФ КАК ОСНОВНОГО ЗАКОНА ГОСУДАРСТВА, ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА 5
Понятие Конституции
Основные черты Конституции РФ 8
Юридические свойства Конституции РФ 9
АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ КОНСТИТУЦИИ РФ 1993г. 14
2.1. Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993г.
2.2. Порядок пересмотра положений Конституции РФ 1993г 15 и внесение в не поправок и изменений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 22

Работа содержит 1 файл

Конст пр НОРМАЛЬНЫЙ.docx

— 50.55 Кб (Скачать)

 

 

2.2. Порядок пересмотра  положений конституции РФ 1993 года  и внесение в нее поправок  и изменений

 

 

В главе 9 ее положения с  точки зрения порядка изменения  Конституции поделены на четыре части.

Первая часть - это положения  глав 1 "Основы конституционного строя", 2 "Права и свободы человека и гражданина" и самой главы 9. Эти положения не могут быть пересмотрены самим Федеральным  Собранием - парламентом РФ. Необходимость  их изменения влечет за собой принятие новой Конституции. Федеральное  Собрание вправе лишь дать изначальную  оценку соответствующих предложений.

Регламентом Государственной  Думы предусмотрен следующий порядок  рассмотрения вопроса о пересмотре гл. 1, 2 и 9 Конституции. Предложение  направляется Советом Государственной  Думы в Комитет Государственной  Думы по законодательству и судебно - правовой реформе для подготовки заключения, после чего включается Советом Государственной Думы в  календарь рассмотрения вопросов (ст. 128). По итогам обсуждения Государственная  Дума принимает решение об одобрении  или отклонении предложения.

Если предложение о  пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции  РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной  Думы (т.е. не одной, а обеих палат), то в соответствии с федеральным  конституционным законом созывается Конституционное Собрание в порядке, предусмотренном соответствующим  федеральным конституционным законом.

Вторая часть - это поправки к главам 3-8 Конституции (т.е. к ее остальному тексту). В соответствии со ст. 136 они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона (ст. 108).

Основные стадии:

1. Инициатива субъекта  о внесении такого предложения,  подготовка проекта закона о  поправке к Конституции и направление  его в Государственную Думу.

2. Проект, поступивший в  палату в порядке осуществления  права законодательной инициативы, передается Советом Государственной  Думы на заключение Комитета  по законодательству и судебно  - правовой реформе. Комитет проводит  предварительное рассмотрение проекта  с участием инициатора законопроекта,  представителя Президента Российской  Федерации, представителя Правительства  Российской Федерации, а также  представителей других комитетов  палаты. Заключение комитета и  подготовленный к рассмотрению  проект федерального закона направляются  в Совет Государственной Думы  для включения его в календарь  рассмотрения вопросов. 3. Рассмотрение Государственной Думой проекта закона в трех чтениях.      В ходе рассмотрения законопроекта заслушиваются доклад инициатора проекта закона, содоклад Комитета по законодательству и судебно - правовой реформе, выступления представителя Президента Российской Федерации, представителя Правительства Российской Федерации, представителей фракций и депутатских групп, а также экспертов и иных лиц, приглашенных по решению палаты для участия в обсуждении.          Каждая поправка к проекту обсуждается и ставится на голосование в отдельности. Для принятия поправки необходимо, чтобы за нее проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.   После постатейного обсуждения и голосования поправок, проверки текста проекта и устранения имеющихся в нем противоречий Государственная Дума принимает федеральный закон о внесении поправки в соответствующую статью гл. 3 - 8 Конституции в целом, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 130 - 133 Регламента Государственной Думы).

Принятый проект закона в  течение пяти дней со дня одобрения  направляется в Совет Федерации.               4. Рассмотрение проекта закона в соответствующих комитетах Совета Федерации и принятие решения к рассмотрению либо его возвращение в Государственную Думу.                                                                                       5. Рассмотрение Советом Федерации проекта закона. Закон о поправке к Конституции считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации.  Если Совет Федерации отклоняет представленный закон либо принимает его в ином виде, то для преодоления возникших разногласий создается согласительная комиссия, порядок деятельности которой устанавливается регламентами палат ФедеральногоСобрания.                                                                                                6. Опубликование Председателем Совета Федерации не позднее пяти дней со дня принятия закона уведомления для всеобщего сведения, включающего текст закона о поправке к Конституции с указанием дат его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации.           7. Направление Председателем Совета Федерации закона о поправке к Конституции не позднее пяти дней со дня его принятия в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации для рассмотрения. 8. Рассмотрение закона в срок не позднее одного года со дня его принятия законодательным (представительным) органом субъекта РФ и направление его в Совет Федерации в течение 14 дней со дня принятия постановления о законе РФ о поправке к Конституции.                                                                                          9. Установление Советом Федерации результатов одобрения закона (не менее 2/3 голосов) законодательными (представительными) органами субъектов РФ, оформление их в соответствии с регламентом Совета Федерации и направление в течение семи дней со дня установления результатов Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования.                                10. Подписание Президентом Российской Федерации в срок не позднее 14 дней со дня получения закона и осуществление официального опубликования.

11. Вступление закона Российской  Федерации о поправке к Конституции  в силу со дня его официального  опубликования, если самим законом  не установлена иная дата вступления  в силу.                                                                                       12. Внесение Президентом Российской Федерации принятой поправки к Конституции Российской Федерации и осуществление официального опубликования Конституции в месячный срок со дня вступления в силу закона. Третья часть - это изменения ст. 65 Конституции РФ, касающиеся состава субъектов РФ. Согласно ч. 1 ст. 137, они вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ. Четвертая часть - изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. В ч. 2 ст. 137 Конституции указано: в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ.         Конституционный Суд РФ в постановлении от 28 ноября 1995 г. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации// "Российская газета" от 14 декабря 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции определил, что изменения наименования субъекта включаются в текст ст.65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им (т.е. субъектом) порядке.     В спорных случаях, говорится в постановлении, Президент использует полномочия, предусмотренные ч. 1 ст. 85 Конституции РФ. В ч. 1 ст. 85 сказано, что Президент использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также между такими органами субъектов. В случае не достижения согласованного решения Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Думается, поскольку речь идет об изменении Конституции РФ, это будет КС РФ. Во всех случаях, рассмотренных выше, поправки к ст. 65 не подлежат, в отличие от федеральных законов о внесении поправок к иным положениям гл. 3 - 8 Конституции, одобрению со стороны законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Цель исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Конституция 1993 г." можно сделать ряд выводов:

С принятием конституции  Российской Федерации 1993 г. в нашей  стране начался новый этап государственной  реформы. Будучи принятый всенародным  голосованием, федеральный Основной Закон сыграл заметную позитивную роль в закреплении демократических  преобразований в России, в том  числе и в сфере федеративных отношений.

Конституция РФ 1993 года - первая в истории страны полноценная  конституция, признающая неотчуждаемость основных прав и свобод человека и предусматривающая демократизм организации публичной власти, ее правовой характер. Главная проблема - реализовать этот потенциал, обеспечив адекватную интерпретацию Конституции в контексте развития России, ее государственной и общественной жизни.

Конституция является фундаментом  системы права, главным системообразующим фактором базой для кодификации и систематизации законодательства. На основе Конституции Российской Федерации и конституций республик в ее составе осуществляется упорядочение всей системы законодательства, его расистка и освобождение от устаревших норм. Комплексное развитие всех отраслей законодательства на базе новой Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка. Конституция Российской Федерации - бесспорная и единственная в своем роде правовая гарантия стабильности политического и общественного строя, это генеральное соглашение между всеми социальными группами, включая власть, бизнес, общество в целом, о фундаментальных правилах, по которым живет страна.

Таким образом, можно сделать  вывод: юридическая природа Конституции  РФ проявляется в ее чертах и юридических  свойствах, которые отражают специфику  ее нормативно-правового содержания. Каждая черта Конституции РФ характеризует  определенный аспект ее содержания как  сложного, многопланового правового  феномена.

Таким образом, международные  нормы связывают права человека и гражданина непосредственно с  политическими свободами и экономическим  путем развития общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ     

 

1. Федеральный закон от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации"// "Российская газета" от 10 марта 1998 г.

2. Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1

3. Постановление Конституционного  Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П по  делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации  // "Российская газета" от 14 декабря  1995 г. 

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».// Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1. 5. Авакьян С.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы//"Журнал российского права".-2003.- N 11.                 6. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД, "Сашко", 2000.                                                                                7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов.- 6-е изд. изм. и доп. - М.: Норма, 2007.                                                                        8. Комментарий к Конституции Российской Федерации" (постатейный). / Под ред. Л.А. Окунькова. -М.: Издательство БЕК, 1999.                                                 9. Конституционное право. Энциклопедический словарь./Ответ. редактор С.А. Авакьян. - М.: Изд. Норма. 2000.                                                                              10. Кравец А. Верховенство конституции - принцип конституционализма // "Журнал российского права", 2002, N 7.                                                                  11. Лассаль Ф. О сущности конституции.- С-Пб., 1996.                                   12. Теория государства и права: Курс лекций. /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001.

1 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: Инфра-М, 2004.

2 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации:учеб. для вузов.- 6-е изд. изм. и доп. - М.:Норма, 2007. С.80

3 Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. - С.382.

4 Баглай М.В. Указ соч.С.119

 

5 Кравец А. Верховенство конституции - принцип конституционализма//"Журнал российского права", 2002, N 7.

6 Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1

7 Лассаль Ф. О сущности конституции. С-Пб., 1996. С. 45.

8 Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД, "Сашко", 2000. С. 124

9 Лассаль Ф. Указ. соч. С. 48.

10 Авакьян С.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы//"Журнал российского права", 2003, N 11.

11 Комментарий к Конституции Российской Федерации" (постатейный). / Под ред. Л.А. Окунькова. - М.: Издательство БЕК, 1996.


Информация о работе Социально-политическая сущность Конституции РФ 1993г