Социально-политическая сущность Конституции РФ 1993г

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:53, контрольная работа

Описание работы

Основной целью контрольной работы является изучение сущности конституции РФ, как основного закона государства, имеющего высшую юридическую силу. В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию Конституции.
2. Раскрыть основные черты Конституции РФ.
3. Охарактеризовать юридические свойства Конституции РФ.
4. Рассмотреть процедуру изменения и порядок пересмотра действующей Конституции РФ 1993 г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ РФ КАК ОСНОВНОГО ЗАКОНА ГОСУДАРСТВА, ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА 5
Понятие Конституции
Основные черты Конституции РФ 8
Юридические свойства Конституции РФ 9
АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ КОНСТИТУЦИИ РФ 1993г. 14
2.1. Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993г.
2.2. Порядок пересмотра положений Конституции РФ 1993г 15 и внесение в не поправок и изменений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 22

Работа содержит 1 файл

Конст пр НОРМАЛЬНЫЙ.docx

— 50.55 Кб (Скачать)

    

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Институт права, социального  управления и безопасности

Кафедра «Правовые основы государственной и муниципальной  службы»

 

специальность 061000 – «Государственное и муниципальное управление»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Конституционное право»

на тему: «Социально-политическая сущность Конституции РФ 1993г.»

 

 

Работу выполнил(а):

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ            3

  1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ  РФ КАК ОСНОВНОГО ЗАКОНА ГОСУДАРСТВА,  ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА                      5
    1. Понятие Конституции
    2. Основные черты Конституции РФ                                                     8
    3. Юридические свойства Конституции РФ                                         9
  2. АНАЛИЗ  СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ  СУЩНОСТИ КОНСТИТУЦИИ РФ 1993г.                                                                           14 
    2.1. Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993г. 
    2.2. Порядок пересмотра положений Конституции РФ 1993г   15    и внесение в не поправок и изменений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ      22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит  конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются прежде всего тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором зиждется правовая и политическая система.    Вне всякого сомнения, Конституция - явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.   Конституция, выполняя роль «главного регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и социально значимых общественных отношений. Конституционные положения содержат концентрированное нормативное выражение принципов внутренней и внешней политики государства.  В самом общем виде конституцию можно определить как основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.        Актуальность темы контрольной работы заключается в том, что Конституция РФ 1993 г. обрела определенную устойчивость и дала мощный импульс для становления новой российской государственности.  Несомненно, ее влияние на развитие всей правовой системы, всего российского законодательства. За прошедшее время законодательство РФ существенно обновилось и стало занимать ведущее положение в регулировании общественных отношений.

Конституция отразила качественные изменения в социальной политике государства. Из нее исключен классовый  подход к различным слоям населения, в частности нет упоминания о  ведущей роли рабочего класса и других категорий трудящихся в построении общенародного государства, о трудовых коллективах как активной части  политической системы. В то же время  закреплены институты частной собственности  и свободного предпринимательства, которые типичны для экономики, основанной на свободном рыночном хозяйстве.  Конституция встала на путь юридического равноправия всех субъектов Федерации как в отношениях друг с другом, так и в отношениях с Федерацией, взяв за основу приоритет прав человека независимо, в частности, от национальной принадлежности. Обязанность соблюдать Конституцию и федеральные законы касается всех органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц и граждан, что имеет особое значение для обеспечения законности, стабильности и правопорядка в государстве и обществе.             Основной целью контрольной работы является изучение сущности конституции РФ, как основного закона государства, имеющего высшую юридическую силу.            В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:

1. Дать определение понятию  Конституции.

2. Раскрыть основные черты  Конституции РФ.

3. Охарактеризовать юридические  свойства Конституции РФ.

4. Рассмотреть процедуру  изменения и порядок пересмотра  действующей Конституции РФ 1993 г.

 

 

1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ  РФ   КАК  ОСНОВНОГО ЗАКОНА ГОСУДАРСТВА,  ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

 

    1. Понятие Конституции РФ

 

Конституция в любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права. Конституция на высшем уровне регулирует общественные отношения, связанные с организацией власти, правами и свободами, обязанностями человека и гражданина, формами правления и государственного устройства.        Конституция - обязательный признак правового государства, основанного на господстве права, отрицании произвола власти и бесправия подвластных. Регулирующая роль конституции касается всего общественного организма. Она охватывает не только государственную организацию, но и негосударственные сферы - социально-экономическое устройство, культурную жизнь, отношения в сфере гражданского общества. Никакая конституция не может обойти взаимоотношения государства с институтами собственности, общественными и религиозными учреждениями. Нормы конституции, как и право в целом оказывает формирующее воздействие на различные стороны общественной жизни - государственно-политическую, экономическую, социальную и духовную1.           Конституцию можно рассматривать как микромодель общества, его юридический каркас, в рамках и на основе которого функционирует механизм государственной власти, обеспечиваются права и свободы граждан. Конституция - это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека, и гражданина. Слово (термин) "конституция" означает "установление", "устройство"2.            Конституция закрепляет основы конституционного строя государства, его территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы - основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Приоритет Конституции - не самоцель данного документа, он обеспечивает единообразное применение Закона, является главным критерием при разрешении дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, различных правовых актов субъектов Федерации (включая их конституции и уставы). Необходимость соблюдения Конституции признана практически всеми политическими силами, а это неизбежно влечет за собой повышение значения и ответственности всех государственных правотворческих органов.  Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам. Определённым нормам конституции законодатель придаёт статус прямого и непосредственного действия, что позволяет заинтересованному субъекту требовать защиты своих прав в судебном порядке, ссылаясь только на конституционную формулировку. Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции. Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно "развивать" или дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства, текущее законодательство наполняет его положения конкретным содержанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства.  В отличие от обычных законов, Основной закон государства характеризуется стабильностью и долговечностью. Эти качества конституции обусловлены двумя обстоятельствами. Во-первых, в силу абстрактного содержания ее положений она не подвержена постоянным изменениям, во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности. Таким образом, все другие законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции - их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.            Конституция является уникальным учредительным правовым актом, юридически закрепляющим суверенитет, независимость и верховенство государственной власти. Она выступает правовой основой становления и развития гражданского общества, закрепляет основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму государственного устройства, систему институтов государственной власти и местного самоуправления. Конституция обеспечивает стабильность конституционного строя, создаёт баланс институтов государственной власти.        Всё сказанное характерно и для Конституции России. Поэтому можно говорить, что Конституция России - это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 

1.2. Основные черты  Конституции РФ 

 

Относясь к числу правовых актов, Конституция РФ является законом и обладает всеми его чертами3.

Основные черты характеризуют  конституцию как специфическую  реальность, оказывающую мощное воздействие  на общественные отношения. Являясь  концентрированным политическим выражением состояния общества, уровня его развития, конституция регулирует основополагающие сферы его жизнедеятельности. Это  и находит свое воплощение в ее характерных чертах.

Характерной чертой Конституции  РФ 1993 г. является ее адекватный характер складывающимся в обществе общественным отношениям. Она отражает переходный характер российского общества, противоречивый способ его существования. В ней  нашли воплощение то, что достигнуто и отстаивается многонациональным  народом России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода  экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание  прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, основанное на самоопределении и равноправии  народов, самостоятельный статус местною  самоуправления и т.д.

К характерной черте Конституции  РФ 1993 г. относится наличие в ней  основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой основой  для текущего законодательства. Поэтому  по своему содержанию они предельно  абстрактны, ибо имеют своей целью  закрепление самого главного в общественных отношениях4.

 

 

1.3. Юридические  свойства Конституции РФ 

 

 

 

Юридические свойства конституции - это ее правовые признаки, как основного закона государства.

К юридическим свойствам  Конституции относятся: учредительный  характер, легитимность, верховенство,  стабильность,  прямое действие, база текущего законодательства,  реальность,  программность.

Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.

Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства - парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, - учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.

Конституцию РФ, принятую всенародным  голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать  легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших  участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.

В Конституции Российской Федерации 1993 года впервые в истории  страны получил закрепление принцип верховенства5. Юридическое верховенство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать конституции и не могут ей противоречить.

Так, согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г., "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации". Строгое и точное соблюдение Конституции -- это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.

Таким образом, высшая юридическая  сила Конституции характеризует  ее место в иерархии нормативных  правовых актов, действующих в российской Федерации.

Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством.              Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.   Проблема обеспечения прямого действия Конституции РФ при осуществлении правосудия получила разрешение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»6,где говорится о том, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:    а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;                 б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;                в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ;          г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.               Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции) складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической). Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной7.          К числу юридических свойств конституции относится и то, что она является базой текущего законодательства, определяет его характер. Текущее законодательство развивает предписания Конституции, исходит из ее духа при детальном регулировании различных общественных отношений.  "Выступая в качестве юридической базы для развития всех отраслей российского права, конституция регулирует и закрепляет процесс создания правовых норм и актов, которыми обеспечивается проведение политических, культурных и социально-экономических преобразований в обществе. Насколько стабильным и эволюционным будет развитие самой конституции, настолько реформирование государственной и общественной сфер жизнедеятельности приобретет завершенный характер"8.         Наряду с этим конституции часто предусматривают необходимость принятия нормативных актов, развивающих ее положения. Так, Конституция РФ делает это следующими методами:               - прямо указывает виды федеральных конституционных законов или федеральных законов, требуемых для регулирования определенных вопросов. Конституция конкретно предусматривает принятие и многих федеральных законов - о гражданстве (ст. 6), о военной службе (ст. 59), об альтернативной гражданской службе (ст. 59) и др.;               - использует указание на то, что определенные общественные отношения регулируются "федеральным законом", не называя конкретный по наименованию или содержанию акт. В соответствии с ч. 5. ст. 37, где закреплено право граждан на отдых, "работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск";                         - говорит о необходимости дополнительного регулирования общественных отношений либо закрепления гарантий для их участников в акте текущего законодательства, оставляя на последующее разрешение вопроса о виде акта и принимающем его органе.                 - Конституция РФ зачастую содержит такие формулировки статей, что из текста очевидна обязательность последующего текущего нормативного регулирования, обеспечивающего применение конституционной нормы. Так, согласно ст. 46, "решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд" - то есть применение нормы без специального закона попросту невозможно.              Программность Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства9. Так, характеристика Российского государства в качестве правового, содержащаяся в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, не может служить основанием для признания его таковым, но это идеал, к которому Российская Федерация должна стремиться.    К юридическим свойствам Конституции Российской Федерации относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.  Конституционный суд играет важную роль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов как федеральных органов власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие и применению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.АНАЛИЗ  СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ  СУЩНОСТИ КОНСТИТУЦИИ РФ 1993г.

 

 

2.1. Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993г. 

 

Анализируя порядок изменения  Конституции Российской Федерации, следует подчеркнуть крайнюю  сложность конституционного пересмотра. "Создатели действующей Конституции  Российской Федерации пошли по пути намеренно усложненного варианта ее реформирования"10.

Процедура изменения действующей  Конституции РФ 1993 г. предусмотрена  в главе 9 - "Конституционные поправки и пересмотр Конституции".

Субъекты законодательной  инициативы:

* Президент Российской  Федерации

* Совет Федерации

* Государственная Дума

* Правительство Российской  Федерации

* законодательные (представительные) органы субъектов Российской  Федерации

* группа численностью  не менее 1/5 членов Совета Феде  рации или депутатов Государственной  Думы. (ст. 134 Конституции РФ)

Предложения о пересмотре Конституции должны быть оформлены  в соответствии с теми требованиями, которые установлены регламентами Совета Федерации и Государственной  Думы. Так, в Государственной Думе необходимым условием внесения законопроекта  является представление:

- текста законопроекта; 

- обоснования необходимости  его принятия, включающего развернутую  характеристику законопроекта, с  указанием его целей, основных  положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноза социально - экономических и иных последствий его принятия;

- справки о состоянии  законодательства в данной сфере  правового регулирования; 

- перечня законов и  иных нормативных актов, отмены, изменения, дополнения или принятия  которых потребует принятие данного  законопроекта; 

- предложений о разработке  нормативных правовых актов, принятие  которых необходимо для реализации  данного закона;

- финансово - экономического  обоснования, если реализация  законопроекта потребует дополнительных  материальных и иных затрат (ст. 96 Регламента Государственной Думы).

В том случае, если не выполнены  указанные требования, либо форма  представленного проекта не соответствует  установленным нормам, законопроект может быть возвращен Советом  Государственной Думы его инициаторам (ст. 99 Регламента Государственной Думы)11.

Информация о работе Социально-политическая сущность Конституции РФ 1993г