Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:53, контрольная работа
Основной целью контрольной работы является изучение сущности конституции РФ, как основного закона государства, имеющего высшую юридическую силу. В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию Конституции.
2. Раскрыть основные черты Конституции РФ.
3. Охарактеризовать юридические свойства Конституции РФ.
4. Рассмотреть процедуру изменения и порядок пересмотра действующей Конституции РФ 1993 г.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ РФ КАК ОСНОВНОГО ЗАКОНА ГОСУДАРСТВА, ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА 5
Понятие Конституции
Основные черты Конституции РФ 8
Юридические свойства Конституции РФ 9
АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ КОНСТИТУЦИИ РФ 1993г. 14
2.1. Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993г.
2.2. Порядок пересмотра положений Конституции РФ 1993г 15 и внесение в не поправок и изменений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 22
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Институт права, социального управления и безопасности
Кафедра «Правовые основы
государственной и
специальность 061000 – «Государственное и муниципальное управление»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Конституционное право»
на тему: «Социально-политическая сущность Конституции РФ 1993г.»
Работу выполнил(а):
Проверил:
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 22
ВВЕДЕНИЕ
В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются прежде всего тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором зиждется правовая и политическая система. Вне всякого сомнения, Конституция - явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений. Конституция, выполняя роль «главного регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и социально значимых общественных отношений. Конституционные положения содержат концентрированное нормативное выражение принципов внутренней и внешней политики государства. В самом общем виде конституцию можно определить как основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны. Актуальность темы контрольной работы заключается в том, что Конституция РФ 1993 г. обрела определенную устойчивость и дала мощный импульс для становления новой российской государственности. Несомненно, ее влияние на развитие всей правовой системы, всего российского законодательства. За прошедшее время законодательство РФ существенно обновилось и стало занимать ведущее положение в регулировании общественных отношений.
Конституция отразила качественные
изменения в социальной политике
государства. Из нее исключен классовый
подход к различным слоям населения,
в частности нет упоминания о
ведущей роли рабочего класса и других
категорий трудящихся в построении
общенародного государства, о трудовых
коллективах как активной части
политической системы. В то же время
закреплены институты частной
1. Дать определение понятию Конституции.
2. Раскрыть основные черты Конституции РФ.
3. Охарактеризовать юридические свойства Конституции РФ.
4. Рассмотреть процедуру
изменения и порядок
1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ РФ КАК ОСНОВНОГО ЗАКОНА ГОСУДАРСТВА, ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
Конституция в любом государстве
- это правовой акт высшей юридической
силы, своеобразный признак государственности,
юридический фундамент государственной
и общественной жизни, главный источник
национальной системы права. Конституция
на высшем уровне регулирует общественные
отношения, связанные с организацией власти,
правами и свободами, обязанностями человека
и гражданина, формами правления и государственного
устройства. Конституция - обязательный
признак правового государства, основанного
на господстве права, отрицании произвола
власти и бесправия подвластных. Регулирующая
роль конституции касается всего общественного
организма. Она охватывает не только государственную
организацию, но и негосударственные сферы
- социально-экономическое устройство,
культурную жизнь, отношения в сфере гражданского
общества. Никакая конституция не может
обойти взаимоотношения государства с
институтами собственности, общественными
и религиозными учреждениями. Нормы конституции,
как и право в целом оказывает формирующее
воздействие на различные стороны общественной
жизни - государственно-политическую,
экономическую, социальную и духовную1.
1.2. Основные черты Конституции РФ
Относясь к числу правовых актов, Конституция РФ является законом и обладает всеми его чертами3.
Основные черты характеризуют конституцию как специфическую реальность, оказывающую мощное воздействие на общественные отношения. Являясь концентрированным политическим выражением состояния общества, уровня его развития, конституция регулирует основополагающие сферы его жизнедеятельности. Это и находит свое воплощение в ее характерных чертах.
Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее адекватный характер складывающимся в обществе общественным отношениям. Она отражает переходный характер российского общества, противоречивый способ его существования. В ней нашли воплощение то, что достигнуто и отстаивается многонациональным народом России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, основанное на самоопределении и равноправии народов, самостоятельный статус местною самоуправления и т.д.
К характерной черте Конституции РФ 1993 г. относится наличие в ней основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержанию они предельно абстрактны, ибо имеют своей целью закрепление самого главного в общественных отношениях4.
1.3. Юридические свойства Конституции РФ
Юридические свойства конституции - это ее правовые признаки, как основного закона государства.
К юридическим свойствам Конституции относятся: учредительный характер, легитимность, верховенство, стабильность, прямое действие, база текущего законодательства, реальность, программность.
Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.
Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства - парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, - учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.
Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.
В Конституции Российской Федерации 1993 года впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства5. Юридическое верховенство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать конституции и не могут ей противоречить.
Так, согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г., "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации". Строгое и точное соблюдение Конституции -- это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.
Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в российской Федерации.
Стабильность Конституции - важнейшее условие
режима законности, устойчивости всей
правовой системы и организации государственной
власти, определенности отношений между
личностью и государством.
Конституция РФ имеет прямое действие
(ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это означает,
что нормы Конституции РФ являются непосредственно
действующими, то есть для их осуществления
не требуется в качестве обязательного
условия принятия дополнительных, конкретизирующих
отраслевых правовых норм. Вместе с тем
многие нормы Конституции РФ, в силу высокого
уровня обобщенности правового регулирования,
нуждаются в дополнительной регламентации
путем принятия актов текущего законодательства.
Проблема обеспечения прямого действия
Конституции РФ при осуществлении правосудия
получила разрешение в Постановлении
Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах
применения судами Конституции Российской
Федерации при осуществлении правосудия»6,где говорится о том, что суд,
разрешая дело, применяет непосредственно
Конституцию РФ, в частности: а) когда закрепленные
нормой Конституции РФ положения, исходя
из ее смысла, не требуют дополнительной
регламентации и не содержат указания
на возможность ее применения при условии
принятия федерального закона, регулирующего
права, свободы, обязанности человека
и гражданина и другие положения;
б) когда суд придет к выводу, что федеральный
закон, действовавший на территории Российской
Федерации до вступления в силу Конституции
РФ, противоречит ей; в) когда
суд придет к убеждению, что федеральный
закон, принятый после вступления в силу
Конституции РФ, находится в противоречии
с соответствующими положениями Конституции
РФ; г) когда закон либо иной
нормативный правовой акт, принятый субъектом
Российской Федерации по предметам совместного
ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации, противоречит Конституции
РФ, а федеральный закон, который должен
регулировать рассматриваемые судом правоотношения,
отсутствует. Реальность Конституции
означает соответствие конституционных
предписаний (юридической конституции)
складывающимся в действительности общественным
отношениям (конституции фактической).
Другими словами, конституция должна отражать
достигнутую ступень развития общественных
отношений в политической, экономической,
социальной сферах, в противном случае
она будет фиктивной7. К числу юридических свойств
конституции относится и то, что она является базой текущего законодательства,
определяет его характер. Текущее законодательство
развивает предписания Конституции, исходит
из ее духа при детальном регулировании
различных общественных отношений. "Выступая
в качестве юридической базы для развития
всех отраслей российского права, конституция
регулирует и закрепляет процесс создания
правовых норм и актов, которыми обеспечивается
проведение политических, культурных
и социально-экономических преобразований
в обществе. Насколько стабильным и эволюционным
будет развитие самой конституции, настолько
реформирование государственной и общественной
сфер жизнедеятельности приобретет завершенный
характер"8. Наряду с этим конституции
часто предусматривают необходимость
принятия нормативных актов, развивающих
ее положения. Так, Конституция РФ делает
это следующими методами:
- прямо указывает виды федеральных конституционных
законов или федеральных законов, требуемых
для регулирования определенных вопросов.
Конституция конкретно предусматривает
принятие и многих федеральных законов
- о гражданстве (ст. 6), о военной службе
(ст. 59), об альтернативной гражданской
службе (ст. 59) и др.;
- использует указание на то, что определенные
общественные отношения регулируются
"федеральным законом", не называя
конкретный по наименованию или содержанию
акт. В соответствии с ч. 5. ст. 37, где закреплено
право граждан на отдых, "работающему
по трудовому договору гарантируются
установленные федеральным законом продолжительность
рабочего времени, выходные и праздничные
дни, оплачиваемый ежегодный отпуск";
2.АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ КОНСТИТУЦИИ РФ 1993г.
2.1. Процедура изменения
действующей Конституции РФ 1993г.
Анализируя порядок изменения
Конституции Российской Федерации,
следует подчеркнуть крайнюю
сложность конституционного пересмотра.
"Создатели действующей
Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 г. предусмотрена в главе 9 - "Конституционные поправки и пересмотр Конституции".
Субъекты законодательной инициативы:
* Президент Российской Федерации
* Совет Федерации
* Государственная Дума
* Правительство Российской Федерации
* законодательные (
* группа численностью
не менее 1/5 членов Совета Феде
рации или депутатов
Предложения о пересмотре
Конституции должны быть оформлены
в соответствии с теми требованиями,
которые установлены
- текста законопроекта;
- обоснования необходимости
его принятия, включающего развернутую
характеристику законопроекта,
- справки о состоянии
законодательства в данной
- перечня законов и
иных нормативных актов,
- предложений о разработке
нормативных правовых актов,
- финансово - экономического
обоснования, если реализация
законопроекта потребует
В том случае, если не выполнены указанные требования, либо форма представленного проекта не соответствует установленным нормам, законопроект может быть возвращен Советом Государственной Думы его инициаторам (ст. 99 Регламента Государственной Думы)11.
Информация о работе Социально-политическая сущность Конституции РФ 1993г