Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 00:04, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть роль и значение исполнительной власти в государственном управлении. В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
-раскрыть понятие и сущность государственного управления;
-рассмотреть исполнительную власть как субъект государственного управления;
-дать понятие и признаки исполнительной власти как субъекта государственного управления;
-раскрыть принципы организации и деятельности органов исполнительной власти;
-проанализировать значение исполнительных органов власти в государственном управлении.
-охарактеризовать иные представители государственного управления
Введение………………………………………………………………………….3
1.Государсвтенное управление: понятие и основные элементы……………...4
2.Понятие и признаки субъектов отношений в сфере государственного управления…………………………………………………………………………9
3.Органы исполнительной власти как субъекты государственного управления: понятие, признаки, система………………………………...................................13
3.1.Понятие органов исполнительной власти, их роль в государственном управлении.13
3.2.Классификация органов исполнительной власти………………………………………..…17
3.3.Система органов исполнительной власти……………………………………………………17
3.3.1.Федеральные органы исполнительной власти……………………………………………….……19 3.3.2. Региональные органы исполнительной власти……………………………………………………..26
3.3.3. Отраслевые и межотраслевые федеральные органы исполнительной власти……………………31
4.Президент как субъект государственного управления………………………34
5. Центральный Банк как субъект государственного управления…………….35
6. Иные представители государственного управления……………………….…36
Заключение………………………………………………………………………..…39
Список используемой литературы…………………………………………………40
Органы исполнительной власти в республиках РФ функционируют, как правило, на основе одного из вышеперечисленных вариантов.
1. Высший орган исполнительной
власти республики возглавляет
и формирует высшее
2. Высший орган исполнительной
власти имеет «двойную
3. При коллегиальной системе
формирования и организации
Структура республиканских органов исполнительной власти характеризуется большим многообразием, что вытекает из разнообразия моделей организации системы органов исполнительной власти в республиках.
Высшим органом исполнительной власти в республиках является правительство. К его основным полномочиям относятся: осуществление мер по
обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка; разработка бюджета субъекта Российской Федерации, обеспечение его исполнения; разработка и представление на утверждение законодательного представительного органа власти проектов планов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, отчетов об их исполнении; формирование органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации; управление и распоряжение собственностью субъекта Российской Федерации.
Органами отраслевого
В составе субъекта Российской Федерации
обычно выделяются города и районы в качестве
административно-
Орган государственной власти субъекта
Российской Федерации не может произвольно
по каким-либо мотивам (превышение полномочий,
нарушение прав граждан, отсутствие
материально-технического обеспечения
и т.д.) ликвидировать орган
Система органов исполнительной власти краев, областей, автономных округов и городов федерального значения формируется ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации власти в субъектах РФ и имеет некоторые особенности по сравнению с республиками. Для организации органов исполнительной власти краев, округов, областей и городов федерального значения характерна двухуровневая система правового регулирования.
Возглавляет систему органов исполнительной власти на уровне края, области, автономного округа, автономной области администрация. Она обладает собственной компетенцией для самостоятельного решения задач социально-экономического развития всей территории и использования для этих целей всех имеющихся ресурсов. Наименования органам исполнительной власти (администрация, правительство и т.п.) и их главам даются с учетом исторических, национальных и других условий и традиций соответствующими органами субъекта Российской Федерации. Состав администрации формируется главой администрации. Администрация выполняет следующие основные функции:
• разрабатывает и представляет на утверждение представительному органу бюджет и обеспечивает его исполнение:
• распоряжается и управляет имуществом, относящимся к собственности субъекта Российской Федерации;
• разрабатывает и осуществляет программы в области управления экономикой, социальной сферой;
• осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
• принимает в пределах своей компетенции правовые акты (постановления, распоряжения).
Администрация состоит из главы администрации, его заместителей, других подчиненных управленческих структур.
Губернатор сам возглавляет непосредственно исполнительную власть, но может и не являться непосредственно главой областного или краевого правительства (администрации).
Наиболее типичное для большинства краев и областей построение системы органов исполнительной власти, когда глава администрации руководит ее деятельностью на основе принципа единоначалия. Глава администрации своими постановлениями назначает и освобождает от должностей своих заместителей, руководителей управлений, комитетов, отделов администрации, а другие работники назначаются и освобождаются от должностей приказами управляющего делами; Для осуществления своих функций глава администрации формирует аппарат главы администрации. Основные его функции — организационно-методическое руководство и анализ деятельности управлений, комитетов, отделов краевой, областной администрации, отраслевых объединений, действующих на территории области. Аппарат включает в себя заместителей главы администрации, управление делами, возглавляемое управляющим делами аппарата главы администрации, который состоит из отделов, секретариатов, секторов. В структуру аппарата входит ряд отраслевых отделов, которые работают под руководством соответствующих заместителей главы администрации.21
Систему органов исполнительной власти края, области, автономного округа и т.п. образуют три основные группы органов: 1) органы, составляющие аппарат главы администрации, 2) управления, комитеты, отделы, и другие службы краевой, областной администрации, находящиеся в двойном подчинении с преобладанием горизонтального подчинения главе администрации; 3) территориальные органы федеральных министерств и ведомств, также входящие в систему областных, краевых органов исполнительной власти, но имеющие ярко выраженное вертикальное подчинение.
Для выполнения функций исполнительной власти в администрации создаются структурные подразделения: комитеты, управления, отделы краевой (областной) администрации. Они непосредственно осуществляют управление соответствующими отраслями экономической, социально-культурной и административно-политической сфер государственного управления, что на федеральном и республиканском уровнях соответствует работе министерств.
Проблемой является отсутствие единого
подхода к определению видов
органов власти на этом уровне. В
регионах имеются разные по наименованию
органы. Так, в сфере образования
в республиках это
Структура правительства
Нижегородской области: губерна
3.3.3. Отраслевые и межотраслевые федеральные органы исполнительной власти
В систему федеральных органов исполнительной власти входят кроме Правительства РФ отраслевые и межотраслевые федеральные органы исполнительной власти. Основные направления деятельности:
1.социальные;
2.Экономика;
3.Реализация планов и
Все эти органы от своего имени издают акты государственного управления.
Их структурный состав достаточно
разнообразен и в разное время
включал министерства,
Министерство Российской Федерации –как и другие федеральные органы исполнительной власти – это самостоятельный орган системы.Он имеет центральный аппарат, реализующий функции данного органа в пределах определенной компетенции по предметной области государственного управления,которая входит в его ведение.
Министерство Российской Федерации,
по определению Указа от 6 сентября1996
г., - это «федеральный орган исполнительной
власти, проводящий государственную
политику и осуществляющий управление
в установленной сфере
Министерство Российской Федерации
является центральным органом
Министр входит в состав Правительства,его функциями является осуществление государственного управления и координации деятельности в подчиненной отрасли или сфере деятельности на основе единоначалия;несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач. Министр издает приказы,распоряжения,указания, инструкции по вопросам,входящим в его компетенцию.
При каждом министерстве имеется совещательный орган в лице коллегии, состоящей из министра— председателя,его заместителей и других руководящих работников министерства.
В настоящее время существуют18 министерств:
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)
Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России)
Министерство обороны
Министерство юстиции
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России)
Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России)
Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)
Министерство природных
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России)
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России)
Министерство регионального
Министерство сельского
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (Минспорттуризм России)
Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России)
Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России)
Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России)
Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России).
4.Президент как
субъект государственного
Анализ конституционно-
Президент воздействует на исполнительную власть в двух формах: прямо( принимает решения в области исполнительной власти) и косвенно (участвует в принятии решений).
Информация о работе Система субъектов государственного управления