Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 00:04, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть роль и значение исполнительной власти в государственном управлении. В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
-раскрыть понятие и сущность государственного управления;
-рассмотреть исполнительную власть как субъект государственного управления;
-дать понятие и признаки исполнительной власти как субъекта государственного управления;
-раскрыть принципы организации и деятельности органов исполнительной власти;
-проанализировать значение исполнительных органов власти в государственном управлении.
-охарактеризовать иные представители государственного управления
Введение………………………………………………………………………….3
1.Государсвтенное управление: понятие и основные элементы……………...4
2.Понятие и признаки субъектов отношений в сфере государственного управления…………………………………………………………………………9
3.Органы исполнительной власти как субъекты государственного управления: понятие, признаки, система………………………………...................................13
3.1.Понятие органов исполнительной власти, их роль в государственном управлении.13
3.2.Классификация органов исполнительной власти………………………………………..…17
3.3.Система органов исполнительной власти……………………………………………………17
3.3.1.Федеральные органы исполнительной власти……………………………………………….……19 3.3.2. Региональные органы исполнительной власти……………………………………………………..26
3.3.3. Отраслевые и межотраслевые федеральные органы исполнительной власти……………………31
4.Президент как субъект государственного управления………………………34
5. Центральный Банк как субъект государственного управления…………….35
6. Иные представители государственного управления……………………….…36
Заключение………………………………………………………………………..…39
Список используемой литературы…………………………………………………40
В узком же, организационном,
собственно административно-правовом
смысле под государственным
Таким образом, различные авторы, независимо от того, какого подхода в определении понятия государственного управления они придерживаются и как его раскрывают, все же выделяют характерные для этого явления признаки, поскольку они коренятся в самой сути явления. Они следующие: субъект управления в системе взаимоотношений всегда государство; осуществляется осознанно в конкретных целях, по определенным программам, циклично, планомерно, системно, непрерывно; в основе лежит власть; носит исполнительно-распорядительный характер.
2.Понятие и признаки субъектов отношений в сфере государственного управления.
Государственное управление является видом государственной деятельности, в рамках которого реализуется исполнительная власть. Все органы исполнительной власти являются субъектами государственного управления. Однако государственное управление по своему субъектному составу является более широким, чем исполнительная власть, поскольку к его субъектам необходимо также отнести Президента РФ и некоторые государственные органы, не являющиеся органами исполнительной власти (в частности, Счетная палата РФ, Центральный банк РФ и ряд других).
Субъект государственного управления -- это органы государственной власти, наделенные конституционными полномочиями осуществлять власть и непосредственное управление общественными процессами и собственной деятельностью государства. Опираясь на волю общества, выраженную в силе власти и закона, они разрабатывают и принимают государственные решения различных уровней, организуют их исполнение и контроль. В составе субъекта государственного управления -- общественно-политические организации и объединения, которые участвуют в разработке прогнозов и проектов решений, политических программ, реализуемых государственными институтами. Субъекты государственного управления -- институты политического руководства и административного управления.
В качестве системообразующего элемента организационной структуры государственного управления выступает государственный орган, связанный с формированием и реализацией государственно-управляющих воздействий.
Таким образом, государственный орган (синонимы: орган государства, орган государственной власти) представляет собой отдельный, относительно самостоятельный элемент организационной системы, созданной государством для осуществления его целей и функций. Следует отличать государственный орган от государственного предприятия, осуществляющего экономическую
деятельность на базе государственной собственности; от государственного учреждения, связанного, как правило, с оказанием социальных и духовных услуг; от государственной организации, выполняющей обычно организационные функции в различных сферах общественной жизни. В первом создаются и реализуются управленческие решения и действия государства, в остальных -материальные, социальные и духовные продукты и услуги под непосредственным контролем и управлением государства.
Государственные органы — это совокупность всех субъектов государственно-управленческой деятельности, включая субъекты государственной власти, а также органы государственного управления, которые создаются как рабочий механизм представительной, исполнительной и судебной власти.
Все субъекты управления обладают рядом универсальных признаков, в которых проявляется их сущность. Каждый субъект управления отличается тем, что:
- выражает интересы определенной социальной общности — народа, класса, социальной группы и т.д. Иерархия интересов, отражающая целостность общества, реально претворяется в жизнь сложной системой субъектов госуправления, преодолевающих возможные противоречия (и существующие) во имя достижения общезначимых социальных целей;
- является системно-организованным, в этом качестве ему свойственны черты любой социальной системы, прежде всего корреляции в структуре, функциях, деятельности;
- имеет присущие ему определенные, отражающие общесистемное разделение труда функции, но во всех случаях выполняет в тон или ином наборе такие управленческие функции, как прогнозирование, планирование, организацию, регулирование, контроль;
- обладает собственной, юридически обоснованной организацией, включающей личностный и институциональный (структурный) компонент;
- занимает строго определенное место в иерархии государственного аппарата, принимает строго определенные виды решений.14
Основу организационной структуры государственного управления составляют органы исполнительной власти. В совокупности они представляют собой наиболее объемную и сложную часть государственного аппарата, сосредоточивающую в себе практически всю управленческую информацию и важнейшие средства государственного воздействия. Такое их положение объективно обусловлено тем, что они призваны оказывать непосредственные управляющие воздействия на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей. Можно иметь высокие и благородные замыслы, научно обоснованные программы, качественные и полные по объему законы, но если все это не будет претворяться ежедневно и по всем аспектам в жизнь, не будет переходить в организованную продуктивную деятельность людей, то оно останется благим пожеланием на бумаге или словах. Поэтому исполнительная власть должна иметь разветвленную и «пронизывающую» все общество вертикаль, обеспечивающую прохождение, дифференциацию и конкретизацию управленческой информации, особенно директивной, обязательной, начиная с принятой на самом верхнем уровне власти, по всей иерархии исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, доведение ее до исполнителя и подчинение его поведения соответствующим требованиям (нормам). В организационной структуре государственного управления местное самоуправление выступает в виде особой подсистемы со своими объектами управления, компетенцией, процедурами и формами организации, материально-финансовым обеспечением, технологией деятельности персонала и другими элементами. Но только это подсистема, которая "снизу" связана с населением - носителем и источником власти, в том числе и по отношению к вышестоящим уровням, а «сверху» - с органами государственной власти субъектов Федерации и в целом Федерации. Благодаря этому сохраняется системность государства, системность общества и системность государственного управления.
Имеют место разные подходы к оценке организационных связей между представительными органами государственной власти и местного самоуправления и соответствующими - по горизонтали - исполнительными органами. В демократическом, правовом государстве отсутствуют отношения прямого организационного соподчинения между представительными органами: все ограничено правовыми отношениями, при которых нижестоящий орган обязан соблюдать законный правовой акт вышестоящего. Разделена законодательная и исполнительная власть, из которых каждая имеет свои механизмы формирования и деятельности. Из всего этого выстраивают умозаключения о том, что представительные органы государственной власти и местного самоуправления якобы совсем не участвуют в государственном управлении. С такой интерпретацией названных организационных связей трудно согласиться. Во-первых, проявляется их взаимозависимость через механизмы сдержек и противовесов, что особенно ощутимо при решении кадровых вопросов и принятии законов. Во-вторых, представительные органы ощутимо влияют на исполнительные органы посредством бюджета, а также финансового, кредитного, налогового и иного регулирования; здесь они во многом направляют деятельность исполнительных органов. В-третьих, представительные органы путем принятия законов или иных нормативных правовых актов формируют правовые основы общественной жизни и создают нормативную базу для деятельности органов исполнительной власти. Игнорировать подобные взаимозависимости, недооценивать значение горизонтальных организационных связей - значит неоправданно суживать и обеднять государственное управление как сложное, системное общественное явление. Этим ослабляется государственное управление, поскольку вместо сотрудничества, взаимоподдержки возникают отношения конкуренции и противопоставления. Нет единой точки зрения и в вопросе о соотношении судебной системы и организационной структуры государственного управления. Абсолютизация принципа разделения властей приводит многих к суждениям о том, что суды (да и прокуратура) не участвуют в формировании и реализации управляющих воздействий. На первый взгляд, это вроде все правильно, если забыть, что суды могут в порядке обжалования приостанавливать или отменять управленческие решения и по обращениям граждан выносить свои акты, отличающиеся или даже противоречащие управленческим решениям. Право надзора за законностью управленческих решений закреплено за прокуратурой. В правовом государстве, о чем свидетельствует и текст Конституции Российской Федерации, весьма обширен объем судебной защиты и высок авторитет актов судов. Не замечать широкого влияния органов суда и прокуратуры на государственно- управленческие процессы вряд ли целесообразно.
3.Органы исполнительной власти как субъекты государственного управления: понятие, признаки, система
3.1.Понятие органов исполнительной власти, их роль в государственном управлении.
Органы исполнительной власти– это государственный орган ,действующий на основе закона, с целью его исполнения, обладающий государственно-властными полномочиями, осуществляющий исполнительно –распорядительную деятельность.
Это организация, которая являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной , административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.
Система органов исполнительной власти
осуществляет исполнительную и распорядительную
деятельность. На данную систему государственной
власти возложена организационно-управленческая,
исполнительно-распорядительная деятельность,
осуществляемая определенными органами
государства и должностными лицами на
основе и во исполнение законов с целью
обеспечения повседневного(текущего)
Деятельность указанных
После юридического закрепления разделения государственной власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную -вместо понятия«государственное управление»употребляется понятие «исполнительная власть». Вместе с тем в законодательстве федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации называются также органами, осуществляющими государственное управление. Хотя понятия эти близки, поскольку исполнительная власть реализуется в виде государственного управления, однако, следует учитывать, что понятие «государственное управление»-более широкое по сравнению с понятием«исполнительная власть», так как некоторые управленческие функции наряду со своей главной функцией выполняют и другие органы государственной власти.
Органы исполнительной власти (органы государственного управления)- это исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части(политическими силами, стоящими у власти).
Органы исполнительной власти предназначены в первую очередь для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов.
Орган исполнительной власти - это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством пользования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.15
Таким образом, к основным признакам органов исполнительной власти следует отнести:
1. Государственно-правовая природа органов исполнительной власти обусловлена конституционным разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Наличие в системе государственной власти исполнительных органов - следствие нормативного закрепления принципа разделения властей.
2. Органы исполнительной власти - это внешняя форма выражения исполнительной власти. Они образуются для практической реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, как известно, осуществляется государственное управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизни общества.
3. Работа органов исполнительной власти строится в соответствии с такими принципами их деятельности, как:
а) государственная и
территориальная целостность
б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;
г) единство системы государственной власти;
д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
Информация о работе Система субъектов государственного управления