Система субъектов государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 00:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть роль и значение исполнительной власти в государственном управлении. В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
-раскрыть понятие и сущность государственного управления;
-рассмотреть исполнительную власть как субъект государственного управления;
-дать понятие и признаки исполнительной власти как субъекта государственного управления;
-раскрыть принципы организации и деятельности органов исполнительной власти;
-проанализировать значение исполнительных органов власти в государственном управлении.
-охарактеризовать иные представители государственного управления

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Государсвтенное управление: понятие и основные элементы……………...4
2.Понятие и признаки субъектов отношений в сфере государственного управления…………………………………………………………………………9
3.Органы исполнительной власти как субъекты государственного управления: понятие, признаки, система………………………………...................................13
3.1.Понятие органов исполнительной власти, их роль в государственном управлении.13
3.2.Классификация органов исполнительной власти………………………………………..…17
3.3.Система органов исполнительной власти……………………………………………………17
3.3.1.Федеральные органы исполнительной власти……………………………………………….……19 3.3.2. Региональные органы исполнительной власти……………………………………………………..26
3.3.3. Отраслевые и межотраслевые федеральные органы исполнительной власти……………………31
4.Президент как субъект государственного управления………………………34
5. Центральный Банк как субъект государственного управления…………….35
6. Иные представители государственного управления……………………….…36
Заключение………………………………………………………………………..…39
Список используемой литературы…………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ.docx

— 92.28 Кб (Скачать)

 

  • Н.М. Конин, в свою очередь, дает следующее определение государственному управлению: "В широком смысле государственным управлением именуют иногда деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти, поскольку общей целью и содержанием деятельности как всего государства в целом, так и любых его органов является определенное упорядочение общественных отношений.

В узком же, организационном, собственно административно-правовом смысле под государственным управлением  понимают лишь один специфический вид  государственной деятельности, связанной  с реализацией исполнительной государственной  власти как одной из ветвей государственной  власти, которая осуществляется системой специальных государственных органов  исполнительной власти или органов  государственного управления. Государственное  управление в этом организационно-правовом смысле является основным объектом административно-правового  регулирования и сферой реализации норм административного права»13

      Таким образом, различные авторы, независимо от того, какого подхода в определении понятия государственного управления они придерживаются и как его раскрывают, все же выделяют характерные для этого явления признаки, поскольку они коренятся в самой сути явления. Они следующие: субъект управления в системе взаимоотношений всегда государство; осуществляется осознанно в конкретных целях, по определенным программам, циклично, планомерно, системно, непрерывно; в основе лежит власть; носит исполнительно-распорядительный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Понятие и признаки субъектов отношений в сфере государственного управления.

      Государственное управление является видом государственной деятельности, в рамках которого реализуется исполнительная власть. Все органы исполнительной власти являются субъектами государственного управления. Однако государственное управление по своему субъектному составу является более широким, чем исполнительная власть, поскольку к его субъектам необходимо также отнести Президента РФ и некоторые государственные органы, не являющиеся органами исполнительной власти (в частности, Счетная палата РФ, Центральный банк РФ и ряд других).

Субъект государственного управления -- это органы государственной власти, наделенные конституционными полномочиями осуществлять власть и непосредственное управление общественными процессами и собственной деятельностью государства. Опираясь на волю общества, выраженную в силе власти и закона, они разрабатывают и принимают государственные решения различных уровней, организуют их исполнение и контроль. В составе субъекта государственного управления -- общественно-политические организации и объединения, которые участвуют в разработке прогнозов и проектов решений, политических программ, реализуемых государственными институтами. Субъекты государственного управления -- институты политического руководства и административного управления.

В  качестве  системообразующего  элемента  организационной структуры государственного управления выступает государственный орган,  связанный  с  формированием  и  реализацией  государственно-управляющих воздействий.

Таким  образом,  государственный  орган (синонимы:  орган государства,  орган  государственной  власти)  представляет  собой отдельный, относительно самостоятельный элемент организационной системы,  созданной  государством  для  осуществления  его  целей  и функций.  Следует  отличать  государственный  орган  от государственного  предприятия,  осуществляющего  экономическую

деятельность  на  базе  государственной  собственности;  от государственного учреждения, связанного, как правило, с оказанием социальных  и  духовных  услуг;  от  государственной  организации, выполняющей обычно организационные функции в различных сферах общественной  жизни.  В  первом  создаются  и  реализуются управленческие  решения  и  действия  государства,  в  остальных  -материальные,  социальные  и  духовные  продукты  и  услуги  под непосредственным контролем и управлением государства.

Государственные органы —  это совокупность всех субъектов государственно-управленческой  деятельности,  включая  субъекты государственной  власти,  а  также  органы  государственного управления,  которые  создаются  как  рабочий  механизм представительной, исполнительной и судебной власти.

Все  субъекты  управления  обладают  рядом  универсальных признаков,  в  которых  проявляется  их  сущность.  Каждый  субъект управления отличается тем, что:

-  выражает  интересы  определенной  социальной  общности  — народа,  класса,  социальной  группы  и  т.д.  Иерархия  интересов, отражающая  целостность  общества,  реально  претворяется  в  жизнь сложной  системой  субъектов  госуправления,  преодолевающих возможные  противоречия  (и  существующие)  во  имя  достижения общезначимых социальных целей;

-  является  системно-организованным,  в этом  качестве  ему свойственны  черты  любой  социальной  системы,  прежде  всего корреляции в структуре, функциях, деятельности;

-  имеет  присущие  ему  определенные,  отражающие общесистемное  разделение  труда  функции,  но  во  всех  случаях выполняет в тон или ином наборе такие управленческие функции, как прогнозирование,  планирование,  организацию,  регулирование, контроль;

      - обладает собственной, юридически обоснованной организацией, включающей  личностный  и  институциональный  (структурный) компонент;

     -  занимает  строго  определенное  место  в иерархии государственного  аппарата,  принимает  строго  определенные  виды решений.14

Основу  организационной  структуры  государственного управления  составляют  органы  исполнительной  власти. В совокупности  они представляют  собой наиболее  объемную  и сложную часть государственного  аппарата,  сосредоточивающую в себе  практически всю управленческую  информацию  и важнейшие средства  государственного  воздействия.  Такое их  положение объективно  обусловлено тем,  что они призваны  оказывать непосредственные  управляющие воздействия на  общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей. Можно иметь высокие и благородные замыслы, научно обоснованные программы, качественные и полные по объему законы, но если все это не будет претворяться  ежедневно и по  всем  аспектам  в жизнь,  не  будет переходить в организованную продуктивную деятельность людей, то оно останется благим пожеланием на бумаге или словах. Поэтому исполнительная власть должна иметь разветвленную и «пронизывающую»  все  общество  вертикаль,  обеспечивающую прохождение,  дифференциацию  и  конкретизацию  управленческой информации,  особенно  директивной,  обязательной,  начиная  с принятой  на  самом  верхнем  уровне  власти,  по  всей  иерархии исполнительных  органов  государственной  власти  и  местного самоуправления,  доведение  ее  до  исполнителя  и  подчинение  его поведения соответствующим требованиям (нормам). В  организационной  структуре  государственного  управления местное  самоуправление  выступает  в  виде  особой  подсистемы  со своими  объектами  управления,  компетенцией,  процедурами  и формами  организации,  материально-финансовым  обеспечением, технологией  деятельности  персонала  и  другими  элементами.  Но только  это  подсистема,  которая  "снизу"  связана  с  населением  - носителем  и  источником  власти,  в  том  числе  и  по  отношению  к вышестоящим  уровням,  а  «сверху»  -  с  органами  государственной власти субъектов Федерации и в целом Федерации. Благодаря этому сохраняется  системность  государства,  системность  общества  и системность государственного управления.

Имеют место разные подходы  к оценке организационных связей между  представительными  органами  государственной  власти  и местного  самоуправления  и  соответствующими  -  по  горизонтали  - исполнительными  органами.  В  демократическом,  правовом государстве  отсутствуют  отношения  прямого  организационного соподчинения  между  представительными  органами: все  ограничено правовыми  отношениями,  при  которых  нижестоящий  орган  обязан соблюдать  законный  правовой  акт  вышестоящего.  Разделена законодательная и  исполнительная власть, из которых каждая имеет свои  механизмы формирования  и деятельности.  Из  всего этого выстраивают умозаключения о том,  что представительные  органы государственной власти и местного самоуправления якобы совсем не участвуют в государственном управлении. С такой интерпретацией названных организационных связей трудно согласиться. Во-первых, проявляется их  взаимозависимость через механизмы сдержек и противовесов,  что особенно  ощутимо при решении кадровых вопросов и принятии законов. Во-вторых, представительные органы ощутимо влияют на исполнительные органы посредством бюджета, а также финансового, кредитного, налогового и иного регулирования; здесь они во  многом  направляют  деятельность  исполнительных органов.  В-третьих,  представительные  органы  путем принятия законов или иных нормативных правовых актов формируют правовые основы  общественной  жизни и создают нормативную базу  для деятельности  органов исполнительной  власти.  Игнорировать подобные  взаимозависимости,  недооценивать значение горизонтальных  организационных связей  -  значит  неоправданно суживать  и обеднять  государственное управление  как сложное, системное общественное явление. Этим ослабляется государственное управление,  поскольку вместо  сотрудничества,  взаимоподдержки возникают отношения конкуренции и противопоставления. Нет единой точки зрения и в вопросе о соотношении судебной системы и организационной структуры государственного управления. Абсолютизация принципа  разделения  властей приводит  многих  к суждениям о том,  что суды  (да  и прокуратура)  не  участвуют  в формировании и реализации управляющих воздействий. На первый взгляд,  это  вроде  все  правильно,  если  забыть,  что  суды  могут  в порядке обжалования приостанавливать или отменять управленческие решения  и  по  обращениям  граждан  выносить  свои  акты, отличающиеся или даже противоречащие управленческим решениям. Право надзора за законностью управленческих решений закреплено за прокуратурой. В правовом государстве, о чем свидетельствует и текст Конституции  Российской  Федерации,  весьма  обширен  объем судебной  защиты  и  высок  авторитет  актов  судов.  Не  замечать широкого влияния органов суда и прокуратуры на государственно- управленческие процессы вряд ли целесообразно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Органы исполнительной власти как субъекты государственного управления: понятие, признаки, система

3.1.Понятие органов исполнительной власти, их роль в государственном управлении.

Органы исполнительной власти– это государственный орган ,действующий на основе закона, с целью его исполнения, обладающий государственно-властными полномочиями, осуществляющий исполнительно –распорядительную деятельность.

Это организация, которая являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной , административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

Система органов исполнительной власти осуществляет исполнительную и распорядительную деятельность. На данную систему государственной власти возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного(текущего)функционирования государства и его аппарата. Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

Деятельность указанных органов  по руководству хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством ранее называлась государственным управлением.

После юридического закрепления разделения государственной власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную -вместо понятия«государственное управление»употребляется понятие «исполнительная власть». Вместе с тем в законодательстве федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации называются также органами, осуществляющими государственное управление. Хотя понятия эти близки, поскольку исполнительная власть реализуется в виде государственного управления, однако, следует учитывать, что понятие «государственное управление»-более широкое по сравнению с понятием«исполнительная власть», так как некоторые управленческие функции наряду со своей главной функцией выполняют и другие органы государственной власти.

Органы  исполнительной власти (органы государственного управления)- это исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части(политическими силами, стоящими у власти).

Органы  исполнительной власти предназначены в первую очередь для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов.

Орган исполнительной власти - это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством пользования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.15

Таким образом, к основным признакам органов исполнительной власти следует отнести:

1. Государственно-правовая природа органов исполнительной власти обусловлена конституционным разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Наличие в системе государственной власти исполнительных органов - следствие нормативного закрепления принципа разделения властей.

2. Органы исполнительной власти - это внешняя форма выражения исполнительной власти. Они образуются для практической реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, как известно, осуществляется государственное управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизни общества.

3. Работа органов исполнительной власти строится в соответствии с такими принципами их деятельности, как:

а) государственная и  территориальная целостность Российской Федерации;

б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

в) верховенство Конституции  РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

г) единство системы государственной  власти;

д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

Информация о работе Система субъектов государственного управления