Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 11:18, курсовая работа
В данной курсовой работе дана характеристика системы административного права, выделены особенности общей и Актуальность темы. Каждой самостоятельной отрасли права присущи целостность, системность и структура. Эта черта довольно четко прослеживается в административном праве. Единый предмет и единственный метод правового опосредования реальных общественных отношений предопределили взаимосвязь образующих отрасль юридических норм.
Тема «Система административного права РФ: оценка современного состояния, актуальные проблемы и пути их решения» очень актуальна. Это обуславливается тем, правовые дисциплины одни из самых «подвижных» и часто изменяющихся, а административное право одна из самых сложных отраслей.
Введение…………………………………………………………………………...5
Общая характеристика системы административного права РФ……………………………………………………………………………………………….…………………9
Особенности общей части системы административного права…………………………………………………………..............................................12
Анализ особенной части системы административного права………………………………………………………………………………………………………16
Оценка современного состояния системы административного права в РФ………………………………………………………………………………………………………………..18
Актуальные проблемы кодификации российского административного законодательства как системы источников административного права…………………………………………………………………………………………..……………….20
Проблемы формирования институтов административной процедуры в РФ………………………………………………………………………………………………………..…27
Обеспечение единства законодательства в РФ……………………..…………...29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………...36
Приложения……………………………………………………………………...39
10
Правовые нормы соответствующих административно-правовых институтов регулируют отношения, распространяющиеся на все аспекты управленческой деятельности.
Нормы административного права могут быть сгруппированы и по тем областям государственного управления, в которых они регулируют отношения, например народное хозяйство (а также его отдельные отрасли), либо в отдельных сферах (стандартизация, ценообразование, государственная регистрация, отчетность и статистика и т. д.), либо в конкретных административно-правовых режимах (чрезвычайное положение, военное положение, таможенные режимы).
Соответственно выделяются нормы, позволяющие увидеть общее в механизме административно-правового регулирования (Общая часть) и особенное, касающееся отдельных областей, отраслей, сфер управления (Особенная часть). В последней конкретизируются административно-правовые нормы с учетом специфических особенностей их применения.
В общую часть входят четыре подотрасли: 1) регулирующие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права); 2) регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти; 3) регулирующие административно-правовые статусы негосударственных организаций; 4) обеспечивающие законность управления.
В четырех подотраслях особенной части объединены нормы, регулирующие: 1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность; 2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации; 3) социально-культурную деятельность государственной администрации; 4) деятельность государственной администрации по организации политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей).
11
Наряду с предметом определяющим признаком самостоятельной отрасли права является ее целостность, взаимосвязь заключенных в ней юридических норм. Целостность системы административного права обеспечивается за счет единства предмета, цели, принципов и метода правового регулирования.
Административное право подразделяется также на внутреннее и внешнее. Внешнее административное право регулирует отношения (правоотношения) между управляющим государством (органами управления, учреждениями), с одной стороны, и гражданами, организациями -- с другой. Внешнее административное право -- это наиболее важная часть административного права, включающая такие административно-правовые институты, как институт административного акта, институт административного договора, институт государственной службы, институт административной ответственности, институт принуждения, применяемого в отношении физических или юридических лиц.
Внутреннее административное право регулирует правоотношения между государством, его органами и структурными подразделениями. В рамках этого права также осуществляется управленческая деятельность, принимаются акты управления, реализуется правовой статус этих субъектов, однако они не вступают в отношения внешнего характера.
Следует подчеркнуть, что вышеизложенная система административного права является традиционной, т. е. такой взгляд на структуру административного права разделяют большинство авторов, исследующих основополагающие проблемы административного права и предмета его правового регулирования.
Часть отрасли административного права, которая состоит из норм, воздействующих на определенный вид однородных общественных отношений, называется административно-правовым институтом. Институт представляет собой совокупность норм, по объему и масштабу действия сравнительно меньшую, чем отрасль права. Институты административного права могут быть: отраслевыми (например, институт правового акта управления) и межотраслевыми (например, институт административной ответственности); материальными (например, институт административно-правовых форм управления) и процессуальными (институт прохождения государственной службы, производства по делам об административных правонарушениях); регулятивными (институт государственной службы) и охранительными (институт административного принуждения); простыми (институт аттестации государственных служащих) и сложными (институт государственной службы, институт юридической ответственности должностных лиц).
Многообразные управленческие отношения, регулируемые административным правом, группируются в отдельные блоки (комплексы) норм, правовые институты. Речь идет о выделении таких групп, которые объединяют административно-правовые нормы по признаку регулирования однородных или сходных административно-правовых отношений.
Административное право являет собой систему отдельных административно-правовых норм, институтов и подотраслей. Структурно административное право может быть представлено по-разному. Например, выделяется трехзвенная система административного права:
1) административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения, которые охватывают всю систему управления (управление и исполнительная власть, принципы государственного управления, административно-правовой статус граждан и организаций, государственная
13
служба, формы и методы управления, законность и способы ее обеспечения в системе исполнительной власти и государственного управления);
2) административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения в конкретной сфере или отрасли управления (государственное управление отраслями, в межотраслевых сферах, в социально-культурной и экономической деятельности государства и его органов; управление наукой, здравоохранением, образованием, транспортом, обороной, безопасностью, внутренними и внешними делами государства, статистикой, стандартизацией, сертификацией и т. д.);
3) административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере административно-юрисдикционной деятельности (установление в нормативных актах составов административных правонарушений и ответственности за их нарушение; определение органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях; регламентация принципов производства по делам об административных правонарушениях).[6]
В Общую часть включены следующие институты:
Нет общепризнанной классификации Общей части системы административного права, но так как институт административного права есть совокупность относительно обособленных административно-правовых норм,
14
то Общую часть административного права составляют нормы, регулирующие:
Общая часть включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер управления (образование, охрана общественного порядка, стандартизация). В составе Общей части административного права также выделяют:
Административное право может быть материальным (устанавливающим статутные положения, административно-правовой статус субъектов управления и административного права, а также права, обязанности, запреты,
15
ограничения, ответственность) и процессуальным (регламентирующим порядок реализации материальных норм административного права).
Процессуальные нормы действуют как в управленческом административном праве (процесс принятия правовых актов управления и заключения административных договоров), так и в административно-деликт-ном праве (порядок наложения административных взысканий на юридических и физических лиц, стадии производства по делам об административных правонарушениях).
Особо следует отметить ту часть процессуального административного права, которая проявляется в рассмотрении судом в рамках установленных судебных процедур иска гражданина к публичному управлению в связи с нарушением последним прав и свобод граждан. Этот вид процесса является во многих странах традиционным и имеет длительное историческое развитие.
Особенная часть административного права как и Общая состоит из отдельных административно-правовых институтов. Административно-правовой институт - это система норм права, которые регулируют относительно однородные общественные отношения в сфере государственного управления.
Многообразные управленческие отношения, регулируемые административным правом и группируются в отдельные блоки (комплексы) норм, правовые институты. Речь идет о выделении таких групп, которые объединяют административно-правовые нормы по признаку регулирования однородных или сходных административно-правовых отношений.
Административное право являет собой систему отдельных административно-правовых норм, институтов и подотраслей.
Особенная часть включает такие основные правовые институты как:
Особенная часть административного права состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер управления. Особенную часть административного права составляют нормы, регулирующие:
17
Особенная часть административного права включает в себя: