Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:12, шпаргалка
№ 1. Понятие и предмет административно-деликтного права
№ 2. Отличие административно-деликтного права от иных отраслей белорусского права
№ 3. Задачи и система административно-деликтного права
5. Гражданин Республики Беларусь и лицо без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, совершившие административные правонарушения вне пределов Республики Беларусь, подлежат ответственности по настоящему Кодексу, если совершенные ими деяния признаны в Республике Беларусь административными правонарушениями и наказуемы в государстве, на территории которого они были совершены, и если эти лица не были привлечены к ответственности в этом государстве. В указанных случаях административное взыскание налагается на лицо в пределах санкции статьи настоящего Кодекса, но не должно превышать верхний предел санкции, предусмотренной законом государства, на территории которого было совершено правонарушение.
Статья 1.5. Действие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях во времени
1. Противоправность деяния и административная ответственность определяются актом законодательства, действовавшим во время совершения этого деяния.
Временем совершения деяния признается время осуществления противоправного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 N 98-З)
2. Акт законодательства, устраняющий противоправность деяния, смягчающий или отменяющий ответственность или иным образом улучшающий положение физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого акта законодательства в силу и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания не исполнено. Со дня вступления в силу акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается административным правонарушением.
3. Акт законодательства, устанавливающий противоправность деяния, усиливающий ответственность или иным образом ухудшающий положение физического или юридического лица, обратной силы не имеет.
В зависимости от функциональной роли в механизме правового регулирования нормы административно-деликтного права следует разделить на:
Нормы Общей части КоАП регулируют общие положения об АПР и АО и в той или иной мере имеют отношение ко всем нормам Особенной части.
Нормы особенной части определяют: конкретные виды АПР; меры АО за совершение их; примечания к отдельным статьям или их частям.
Большинство Норм общей части не имеют никакого юридического значения. И они не адресуются лицам как возможным субъектам АПР.
Нормы общей части КоАП не представляются в качестве соответствующих запретов, подобно нормам Особенной части и непосредственно не направлены на охрану общественных отношений, регулируемых нормами других отраслей права. Они преимущественно предназначены для обслуживания норм-запретов или иных норм Особенной части.
Нормы Общей части КоАП неоднозначны. По функциональной роли их можно разделить на:
Нормы-основы определяют начала, рубежи, стартовые позиции. Такие нормы, как правило, находятся в первых статьях КоАП (ст. 1.1; ст. 1.2). – исходные. Являются базой для рассматривания иных норм закона.
Нормы-принципы – это такие предписания, которыми следует руководствоваться как при установлении административно-деликтных норм, так и при их применении, исполнении (ст. 4.2). + правовой идеал, высшая цель деятельности законодательных органов и лиц в сфере АДО-ий
Нормы-дефиниции– это правила-определения, которыми истолковываются соответствующие категории и понятия (ст. 1.3; 2.1).вносят ясность. Уясняют суть.
Устанавливающие нормы определяют соответствующие общие требования, которые следует учитывать при выяснении наличия административного правонарушения и руководствоваться ими при привлечении к административной ответственности (ст. 4.3 – 4.8).
Обуславливают применение норм, формулирующих конкретные виды АПР.
Нормы-запреты. Сущность.
Главные и наиболее важные нормы. Ими определяется смысл и назначение АДП. В них формулируется деяние, устанавливается запрет, несоблюдение которого может повлечь АО. Сопровождается установлением мер АО.
Это правила поведения, адресованное физ и юр лицам как исполнителям и возможным участникам АДО-й.
Нормы запреты:
Нормы-примечания. Это правила, определяющие или истолковывающие отдельные термины, категории, употребляемые в норме-запрете Особенной части (ст. 10.5; ст. 11.36). – схожи с нормами-дефинициями, но они носят конкретно-индивидуальный хар-
Нормы, устанавливающие меры административно-правового принуждения как правило адресованы к правоприменителям, поэтому нарушителями их могут быть лишь лица, ведущие административный процесс.
По субъектам:
Метод АДП – это совокупность средств (способов) воздействия права на общественные отношения с целью придания им соответствующего порядка.
Запрещается
совершение общественно-вредных деяний,
установленных нормами
Меры административно-
Возникает при применении норм Особенной части КоАП.
Используется при установлении обстоятельств, наличие которых исключает признание деяния административным правонарушением (необходимая оборона: ст. 5.1; крайняя необходимость: ст. 5.3; обоснованный риск: ст. 5.4) и при определении оснований для освобождения от административной ответственности (малозначительность правонарушения: ст. 8.2; болезнь: ст. 8.6).
Чистосердечное признание (ст. 7.2 п.1 ч.1) служит основанием для снижения административного взыскания до минимального размера, а также, например, при добровольном возмещении или устранении причиненного вреда (ст. 7.2 ч.3 п. 2).
Статья
2.1. Понятие административного
1. Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.
2. Административным правонарушением может быть деяние в виде:
1) оконченного
административного
2) покушения на
административное
Из этого определения вытекают три признака административного правонарушения:
Противоправное деяние | |||
Сущность |
Виды | ||
Общественная вредность |
Противоправность |
Действие |
Бездействие |
Совершение сопровождается нарушением,
разрушением установленных |
Деяние запрещено нормами АДП под угрозой административной ответственности |
Активное воздействие на объект правонарушения |
Пассивное отношение к объекту правонарушения |