Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:29, шпаргалка
Работа содержит 39 ответов на вопросы по "Административному праву".
34. Структура правоотношения.
Структура правоотношения объективно имеет четыре необходимых элемента: субъекты, объект, право, обязанность. Структура правоотношений может быть простой и сложной. Простая структура - это такая структура правоотношения, в котором участвуют две стороны, сложная структура правоотношения - такая структура правоотношения, в котором участвуют несколько сторон. Субъекты правоотношений - это отдельные индивиды и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Но не все индивиды и организации могут быть субъектами правоотношений. Это происходит из-за ограничения правоспособности и дееспособности. Субъектами правоотношений по российскому законодательству могут быть следующие виды субъектов: Физические лица (индивиды, к которым относятся граждане государства, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории данного государства), Юридические лица (организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, арбитражном суде и третейском суде. В развитом гражданском обществе юридические лица могут быть публичными и частными. Публичные юридические лица создаются по инициативе и на средства государства или муниципалитетов для выполнения определенных общественно необходимых задач в интересах государства и общества, муниципального образования, то есть в интересах всех членов общества. Частные юридические лица созданы с целью получения прибыли. Государство представляет собой субъект правоотношений особого рода, что обусловлено рядом причин: 1 государство возникло и существует для осуществления властных функций с целью обеспечить устойчивость и стабильность существования самому себе. Поэтому между государством и другими лицами (юридическими и физическими) возникают отношения власти и подчинения, то есть один из видов правоотношений. В этом правоотношении государство выступает субъектом гражданско-правовых, уголовно-правовых, административно-правовых правоотношений. 2 государство является субъектом международно-правовых правоотношений. Объект правоотношения - это то, на что воздействует правоотношение. Т.к. правовые нормы регулируют общественные отношения, следовательно, объектом воздействия правовых норм является конкретное поведение людей. Субъективное право - принадлежащая субъекту мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством. Субъективное право имеет три разновидности: 1) возможность положительного поведения управомоченного для удовлетворения своих интересов (возможность совершать действия, не выходящие за рамки дозволенного поведения, для удовлетворения своих интересов.); 2) возможность управомоченного требовать определенного поведения от обязанных лиц в целях удовлетворения своих законных интересов (понимается возможность предъявлять требования в «Отношении выполнения обязанности); 3) возможность управомоченного обратиться за защитой своих нарушенных субъективных прав к компетентным органам (возможность защищать свои права в судебном и внесудебном порядке и требовать присуждения или обязания правообязанного совершить необходимые действия). Субъективному праву как мере дозволенного поведения соответствует юридическая обязанность как мера необходимого, должного поведения. Юридическая обязанность - это предусмотренная законодательством и охраняемая законом необходимость должного поведения участника правового отношения в интересах управомоченного субъекта (индивида, организации, государства в целом). Юридическая обязанность выражается в двух разновидностях: 1) совершение активных положительных действий в пользу других управомоченных лиц; 2) необходимое воздержание от действий, запрещенных нормами права.
35. Субъекты Российской Федерации: виды и количество.
36. Теории возникновения государства.
В науке сложилось несколько теорий происхождения государства. Теологическая теория — одна из самых древних, обоснование которой связывают, например, с Фомой Аквинским. Для нее характерна производность государства от воли Бога, поэтому в государстве все изначально целесообразно и человеку вмешиваться в установленный порядок вещей недопустимо. Патриархальная теория обоснована великим древнегреческим философом Аристотелем. Государство, как считал ученый, — продукт общественного развития, обусловленный потребностями человека к общению. Государство является результатом разросшейся семьи (семья, большая семья, селение, полис (высшая форма объединения, которая позволяет удовлетворить все потребности человека). Договорная теория получила теоретическое обоснование в работах Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева в период борьбы с абсолютизмом (XVII—XVIII вв.). Сторонники данной концепции признавали, что до возникновения государства и права общество находилось в естественном состоянии. По мнению Ж.-Ж. Руссо, это был «золотой век человечества», так как люди были равны и отсутствовала частная собственность. Томас Гоббс, напротив, считал, что это было состояние «войны всех против всех». Государство появляется во имя спасения человеческого рода. Между индивидами заключается договор о передаче части своего суверенитета государству в обмен на обязательство обеспечить безопасное существование всех членов общества. Следовательно, государство является результатом сознательного творчества, превратившего отдельных индивидов в единый народ посредством договора. Отметим, что характер общественного договора, лежащего в основе создания государства, трактовался неоднозначно. Так, Ж.-Ж. Руссо считал, что государь несет юридическую ответственность за выполнение принятых на себя обязательств, поскольку является стороной договора. Позиция Т. Гоббса связывалась с добровольностью передачи полномочий государю, следовательно, долг каждого человека добровольно ему повиноваться. Теория насилия обоснована Л. Гумпловичем и К. Каутским. Они считали, что государство появляется в результате насилия, применяемого для удержания в повиновении завоеванные территории и народы. Психологическая концепция возникновения государства зародилась в конце XVIII века при теоретической поддержке Н.М. Коркунова и Л.И. Петражицкого, которые утверждали, что психологическая потребность человека в авторитете и лидере обусловила развитие общества и государства. Усложнение отношений и связей между членами общества привело к признанию государства в качестве лучшей формы обеспечения их интересов. Марксистско-ленинская концепция происхождения государства была обоснована К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. Лениным. Основные позиции данной теории, характерные для Древней Греции и Древнего Рима, изложены в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Марксистско-ленинская теория исходит из того, что основная причина появления государства связана с развитием экономики, с возникновением потребности управлять делами общества, поэтому данную теорию называют также экономической. Долгое время марксистско-ленинская теория происхождения государства рассматривалась в качестве догмы, а не одного из многочисленных подходов к исследованию. Апологетическое отношение к марксистско-ленинской теории как к истине в последней инстанции, верной для всех времен и народов, преодолено. История, реальные факты развития общества показали ошибки этого учения. Но столь же неверным является поворот к другой крайности, к признанию этого учения изначально ложным, ошибочным во всех своих оценках. Можно, видимо, утверждать, что марксистско-ленинское учение о государстве соответствовало реальным фактам на определенном этапе развития общества в определенных странах.
37. Убийство по уголовному праву.
Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку - наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет. Убийство: двух или более лиц; лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга; лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, а равно сопряженное с похищением человека либо захватом заложника; женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности; совершенное с особой жестокостью; совершенное общеопасным способом; совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; из корыстных побуждений или по найму, а равно сопряженное с разбоем, вымогательством или бандитизмом; из хулиганских побуждений; с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, а равно сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера; по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести; в целях использования органов или тканей потерпевшего, - наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью. Убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу же после родов, а равно убийство матерью новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. Убийство, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок. Убийство двух или более лиц, совершенное в состоянии аффекта, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, - наказывается ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на тот же срок. Убийство, совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.
38. Финансовый контроль.
Фин. контроль – законодательная деят-ть специально-изданных учреждений контроля и контролеров, в т.ч. аудиторов за соблюдением фин. дисциплины всех экономич. субъектов. Объектом фин. контроля явл. д.с. на всех уровнях. Органы финансового контроля: 1) ведомство главного ревизора – подчиняется Госдуме и целью этого ведомства явл. контроль за расходованием госсредств и госимущества. 2)Минфин – контролирует налоговое поступление налогов и сборов в казну. 3) аудиторские фирмы. 4)службы внутреннего контроля. Задачи фин. контроля: обеспечение соблюдения законности фин. деят-ти; предупреждение неплатежеспособности и банкротства; обеспечение правильности и своевременности выполнения обязательств перед государством; выявление внутренних резервов и повышение эффективности работы пр-ия; проверка правильности ведения б/у. Фин. контроль – это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней. Он включает контроль за исполнением ФХД в процессе формирования использования фондов ден. ср.в; экономич. эффективности использования ден. ср-в. Фин. нарушения влекут санкции и штрафы. Классификация финансового контроля: По времени проведения (предварительный, текущий, последовательный), по субъектам контроля (президентский, контроль представительных органов власти и местного самоуправления, контроль финансово-кредитных органов, ведомственный контроль, внутрихозяйственный контроль, аудиторский контроль), по сфере финансовой деят-ти (бюджетный, валютный, кредитный, инвестиционный налоговый), по форме проведения (обязательный (внешний), инициативный (внутренний)), по методам проведения (надзор, обследование, проверка, наблюдение, АФХД, ревизия). Надзор осуществляется контролирующими органами за эк. субъектами. Наблюдение (мониторинг) – осуществляется в форме постоянного контроля за проведение тех или др. фин. операций. Ревизия – наиболее глубокий контроль. М.б. частичная или полная, тематическая, комплексная, плановая, внеплановая и т.д. Результаты ревизии оформляются актом на основании которого принимаются меры по устранению нарушения, возмещению мат. ущерба и привлечению виновных к ответственности. Президентский фин. контроль осуществляется счетной палатой, гос. таможенной службой, главным контрольным управлением президента РФ и т.д. Президентский контроль осуществляется путем создания указов, назначения и освобождения Минфин РФ. К негос-венным видам фин. контроля относятся аудиторский и внутрифирменный. Внутрихоз-венный контроль м.б. оперативным и техническим. Аудиторский контроль – независимый, вневедомственный контроль, проводится с целью проверки правильности ведения фин. и б/у. Результаты этой проверки оформляются в виде заключения аудитора. Этот док-т имеет юр. Силу для всех ю. и ф. лиц, гос. и судеб. органов. Различают 4 вида заключения: положительный, условно-положительный, отрицательный, не делается заключение, а создается комиссия.
39. Форма государства.
Форма государственного устройства — это способ организации территории, разделения власти между государством и его составными частями. Принято различать две основные формы государственного устройства: унитарное и федеративное. Унитарное государство — это единое государство, которое подразделяется на административно-
40. Центральный Банк Российской Федерации: статус, полномочия.