Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:29, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит 39 ответов на вопросы по "Административному праву".

Работа содержит 1 файл

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ.doc

— 366.00 Кб (Скачать)

 

34.                Структура правоотношения.

Структура правоотношения объективно имеет четыре необходимых элемента: субъекты, объект, право, обязанность. Структура правоотношений может быть простой и сложной. Простая структура - это такая структура правоотношения, в котором участвуют две стороны, сложная структура правоотношения - такая структура правоотношения, в котором участвуют несколько сторон.  Субъекты правоотношений - это отдельные индивиды и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Но не все индивиды и организации могут быть субъектами правоотношений. Это происходит из-за ограничения правоспособности и дееспособности.  Субъектами правоотношений по российскому законодательству могут быть следующие виды субъектов:  Физические лица (индивиды, к которым относятся граждане государства, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории данного государства), Юридические лица (организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, арбитражном суде и третейском суде. В развитом гражданском обществе юридические лица могут быть публичными и частными.  Публичные юридические лица создаются по инициативе и на средства государства или муниципалитетов для выполнения определенных общественно необходимых задач в интересах государства и общества, муниципального образования, то есть в интересах всех членов общества. Частные юридические лица созданы с целью получения прибыли. Государство представляет собой субъект правоотношений особого рода, что обусловлено рядом причин: 1 государство возникло и существует для осуществления властных функций с целью обеспечить устойчивость и стабильность существования самому себе. Поэтому между государством и другими лицами (юридическими и физическими) возникают отношения власти и подчинения, то есть один из видов правоотношений. В этом правоотношении государство выступает субъектом гражданско-правовых, уголовно-правовых, административно-правовых правоотношений. 2 государство является субъектом международно-правовых правоотношений. Объект правоотношения - это то, на что воздействует правоотношение. Т.к. правовые нормы регулируют общественные отношения, следовательно, объектом воздействия правовых норм является конкретное поведение людей. Субъективное право - принадлежащая субъекту мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством. Субъективное право имеет три разновидности:  1) возможность положительного поведения управомоченного для удовлетворения своих интересов (возможность совершать действия, не выходящие за рамки дозволенного поведения, для удовлетворения своих интересов.);  2) возможность управомоченного требовать определенного поведения от обязанных лиц в целях удовлетворения своих законных интересов (понимается возможность предъявлять требования в «Отношении выполнения обязанности);  3) возможность управомоченного обратиться за защитой своих нарушенных субъективных прав к компетентным органам (возможность защищать свои права в судебном и внесудебном порядке и требовать присуждения или обязания правообязанного совершить необходимые действия). Субъективному праву как мере дозволенного поведения соответствует юридическая обязанность как мера необходимого, должного поведения. Юридическая обязанность - это предусмотренная законодательством и охраняемая законом необходимость должного поведения участника правового отношения в интересах управомоченного субъекта (индивида, организации, государства в целом). Юридическая обязанность выражается в двух разновидностях:  1) совершение активных положительных действий в пользу других управомоченных лиц;  2) необходимое воздержание от действий, запрещенных нормами права.

 

35.                Субъекты Российской Федерации: виды и количество.

36.                Теории возникновения государства.

В науке сложилось несколько теорий происхождения госу­дарства. Теологическая теория — одна из самых древних, обо­снование которой связывают, например, с Фомой Аквинским. Для нее характерна производность государства от воли Бога, поэтому в государстве все изначально целесообразно и человеку вмешиваться в установленный порядок вещей недопустимо. Патриархальная теория обоснована великим древнегрече­ским философом Аристотелем. Государство, как считал уче­ный, — продукт общественного развития, обусловленный потреб­ностями человека к общению. Государство является результа­том разросшейся семьи (семья, большая семья, селение, полис (высшая форма объединения, которая позволяет удовлетворить все потребности человека). Договорная теория получила теоретическое обоснование в ра­ботах Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева в период борьбы с абсолютизмом (XVII—XVIII вв.). Сторонники данной концепции признавали, что до возникновения государства и права общество находилось в естественном состоянии. По мнению Ж.-Ж. Руссо, это был «золотой век человечества», так как люди были равны и отсутствовала частная собственность. Томас Гоббс, напротив, счи­тал, что это было состояние «войны всех против всех». Государ­ство появляется во имя спасения человеческого рода. Между индивидами заключается договор о передаче части своего суве­ренитета государству в обмен на обязательство обеспечить безо­пасное существование всех членов общества. Следовательно, го­сударство является результатом сознательного творчества, пре­вратившего отдельных индивидов в единый народ посредством договора. Отметим, что характер общественного договора, лежащего в основе создания государства, трактовался неоднозначно. Так, Ж.-Ж. Руссо считал, что государь несет юридическую ответ­ственность за выполнение принятых на себя обязательств, по­скольку является стороной договора. Позиция Т. Гоббса связы­валась с добровольностью передачи полномочий государю, сле­довательно, долг каждого человека добровольно ему повиноваться. Теория насилия обоснована Л. Гумпловичем и К. Каутским. Они считали, что государство появляется в результате насилия, применяемого для удержания в повиновении завоеванные тер­ритории и народы. Психологическая концепция возникновения государства за­родилась в конце XVIII века при теоретической поддержке Н.М. Коркунова и Л.И. Петражицкого, которые утверждали, что психологическая потребность человека в авторитете и лиде­ре обусловила развитие общества и государства. Усложнение от­ношений и связей между членами общества привело к призна­нию государства в качестве лучшей формы обеспечения их инте­ресов. Марксистско-ленинская концепция происхождения государ­ства была обоснована К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. Лениным. Основные позиции данной теории, характерные для Древней Греции и Древнего Рима, изложены в работе Ф. Энгельса «Про­исхождение семьи, частной собственности и государства». Марк­систско-ленинская теория исходит из того, что основная причи­на появления государства связана с развитием экономики, с возникновением потребности управлять делами общества, поэтому данную теорию называют также экономической. Долгое время марксистско-ленинская теория происхождения государства рассматривалась в качестве догмы, а не одного из многочисленных подходов к исследованию. Апологетическое отношение к марксистско-ленинской теории как к истине в последней инстанции, верной для всех времен и народов, пре­одолено. История, реальные факты развития общества показали ошибки этого учения. Но столь же неверным является поворот к другой крайности, к признанию этого учения изначально лож­ным, ошибочным во всех своих оценках. Можно, видимо, утверж­дать, что марксистско-ленинское учение о государстве соответ­ствовало реальным фактам на определенном этапе развития об­щества в определенных странах.

 

 

37.                Убийство по уголовному праву.

Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку - наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет. Убийство: двух или более лиц; лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга; лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, а равно сопряженное с похищением человека либо захватом заложника; женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности; совершенное с особой жестокостью; совершенное общеопасным способом; совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; из корыстных побуждений или по найму, а равно сопряженное с разбоем, вымогательством или бандитизмом; из хулиганских побуждений; с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, а равно сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера; по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести;  в целях использования органов или тканей потерпевшего, - наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью. Убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу же после родов, а равно убийство матерью новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. Убийство, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок. Убийство двух или более лиц, совершенное в состоянии аффекта, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, - наказывается ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на тот же срок. Убийство, совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.

 

38.                Финансовый контроль.

Фин. контроль – законодательная деят-ть специально-изданных учреждений контроля и контролеров, в т.ч. аудиторов за соблюдением фин. дисциплины всех экономич. субъектов. Объектом фин. контроля явл. д.с. на всех уровнях. Органы финансового контроля: 1) ведомство главного ревизора – подчиняется Госдуме и целью этого ведомства явл. контроль за расходованием госсредств и госимущества. 2)Минфин – контролирует налоговое поступление налогов и сборов в казну. 3) аудиторские фирмы. 4)службы внутреннего контроля. Задачи фин. контроля: обеспечение соблюдения законности фин. деят-ти; предупреждение неплатежеспособности и банкротства; обеспечение правильности и своевременности выполнения обязательств перед государством; выявление внутренних резервов и повышение эффективности работы пр-ия; проверка правильности ведения б/у. Фин. контроль – это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней. Он включает контроль за исполнением ФХД в процессе формирования использования фондов ден. ср.в; экономич. эффективности использования ден. ср-в. Фин. нарушения влекут санкции и штрафы. Классификация финансового контроля: По времени проведения (предварительный, текущий, последовательный), по субъектам контроля (президентский, контроль представительных органов власти и местного самоуправления, контроль финансово-кредитных органов, ведомственный контроль, внутрихозяйственный контроль, аудиторский контроль), по сфере финансовой деят-ти (бюджетный, валютный, кредитный, инвестиционный налоговый), по форме проведения (обязательный (внешний), инициативный (внутренний)), по методам проведения (надзор, обследование, проверка, наблюдение, АФХД, ревизия). Надзор осуществляется контролирующими органами за эк. субъектами. Наблюдение (мониторинг) – осуществляется в форме постоянного контроля за проведение тех или др. фин. операций. Ревизия – наиболее глубокий контроль. М.б. частичная или полная, тематическая, комплексная, плановая, внеплановая и т.д. Результаты ревизии оформляются актом на основании которого принимаются меры по устранению нарушения, возмещению мат. ущерба и  привлечению виновных к ответственности. Президентский фин. контроль осуществляется счетной палатой, гос. таможенной службой, главным контрольным управлением президента РФ и т.д. Президентский контроль осуществляется путем создания указов, назначения и освобождения Минфин РФ. К негос-венным видам фин. контроля относятся аудиторский и внутрифирменный. Внутрихоз-венный контроль м.б. оперативным и техническим. Аудиторский контроль – независимый, вневедомственный контроль, проводится с целью проверки правильности ведения фин. и б/у. Результаты этой проверки оформляются в виде заключения аудитора. Этот док-т имеет юр. Силу для всех ю. и ф. лиц, гос. и судеб. органов. Различают 4 вида заключения: положительный, условно-положительный, отрицательный, не делается заключение, а создается комиссия.     

 

39.                Форма государства.

Форма государственного устройства — это способ организации территории, разделения власти между государством и его со­ставными частями. Принято различать две основные формы государственного уст­ройства: унитарное и федеративное. Унитарное государство — это единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не имеющие политической самостоятельности. Подавляющее большинство государств имеют именно унитарную форму государ­ственного устройства, среди них Великобритания, Греция, Ис­пания, Италия, Норвегия, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция, Япония и др. К признакам унитарного государства от­носятся единая конституция и единая правовая система; еди­ная система высших органов государственной власти и управле­ния; единое гражданство; единая судебная система и осуществ­ление правосудия на базе единых норм права; деление территории на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью; подчинение местных орга­нов государственной власти центральным органам государствен­ной власти. Таким образом, унитаризм предполагает централизацию все­го государственного аппарата, прямой либо косвенный контроль над муниципальными органами, создаваемыми в администра­тивно-территориальных единицах. Исторически унитаризм был прогрессивным явлением, поскольку пришел на смену феодаль­ной раздробленности. Унитарные государства с точки зрения организации власти имеют свои разновидности. Различают децентрализованные (на­пример, Великобритания, Испания, Италия, Украина; харак­терно конституционное распределение полномочий между цен­тральной властью и территориальными единицами высшего уровня), относительно децентрализованные (например, Болгария, Турция; характерно наличие самоуправления только на уровне низовых единиц, а высшие территориальные единицы носят ис­ключительно или главным образом административный харак­тер) и централизованные (например, Финляндия; характерно полное отсутствие местной автономии, функции власти на мес­тах осуществляют только назначенные сверху администраторы). Федеративное государство состоит из нескольких государ­ственных образований, обладающих собственными предметами ведения, а их уполномоченные органы наделены своей компе­тенцией в области осуществления государственной власти и в области государственного управления. Федеративная форма государственного устройства имеет мень­шее распространение в государствах мира. К федеративным го­сударствам относятся О.Кодр 10 % государств мира, например, такие государства, как Австралия, Австрия, Аргентина, Бра­зилия, Венесуэла, Германия, Индия, Канада, Малайзия, Мексика, Россия, США, Швейцария и т.д. Для большинства феде­ративных государств мира характерно наличие государственных образований — штатов, земель, кантонов, провинций, которые и являются субъектами федерации и наделены определенными полномочиями в рамках определенных предметов ведения. Субъекты большинства федеративных государств не облада­ют суверенитетом и правом сецессии, хотя иногда они закреп­лены в конституции федерации. Федеративные государства обладают рядом характерных черт. Так, территория федеративного государства не представляет со­бой единого целого, а состоит из территорий субъектов. Субъекты федерации в большинстве государств не являются государства­ми в собственном смысле, так как не обладают суверенитетом, который предполагает независимость государственной власти как внутри государства, так и во внешних сношениях. Как пра­вило, субъекты наделяются учредительной властью в вопросе принятия собственной конституции. Как правило, федеральные конституции предписывают субъектам принимать конституции, не противоречащие положениям федеральной. Субъекты феде­рации наделяются правом принимать собственные законы в пре­делах их компетенции, установленной в федеральной конститу­ции. Правовые акты субъектов действуют только на террито­рии субъекта. Субъекты, как правило, имеют собственную правовую и судебную системы. Каждый гражданин субъекта является одновременно и гражданином федерации (такое граж­данство нельзя называть двойным, а только двуединым или со­вмещенным). Федеративному государству, как правило, прису­ща двухпалатная структура федерального парламента, которая обеспечивает представительство, как всего населения страны, так и субъектов. Федеративные государства могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, по способу образования выделяют­ся договорные (США) и конституционные (Германия) федера­ции; по признаку выделения субъекта различают национальные (бывшие СССР, Чехословакия, Югославия, Индия) и территори­альные (Германия — земли, США — штаты, Канада — провин­ции) федерации. Для национальных федераций характерно то, что в названии субъектов выражено название так называемой титульной нации. Если вспомнить, то в СССР было 15 союзных республик, например. Белорусская, Украинская, Туркменская, Грузинская республики, и только РСФСР не несла в названии этнического контекста. По правовому статусу субъектов федерации можно разделить на симметричные (когда субъекты имеют одинаковый правовой статус, например, США) и асимметричные (когда субъекты раз­личны по правовому статусу, например, Индия, где только один штат Джамму и Кашмир имеет свою конституцию и свое граж­данство). Среди федеративных государств особо выделяется Российская Федерация уже потому, что она является самой многосубъект­ной (89 субъектов, в сравнении с США — 50 штатов, Индией -25 штатов, Германией — 16 земель). Для России характерен многовидовой субъектный состав (6 видов субъектов: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения). Существуют и другие особенности, ко­торые будут рассмотрены в главе 3 (3.3). Таким образом, несмотря на классическое деление государств по способу организации территории и власти, различные стра­ны имеют свои специфические особенности, которые отража­ются в их конституциях.

 

40.                Центральный Банк Российской Федерации: статус, полномочия.

 



Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"