Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 00:47, шпаргалка

Описание работы

Рабоат содержит Оответы к основным вопросам по предмут "Административное право".

Работа содержит 1 файл

Шпаргалка административное право.doc

— 371.26 Кб (Скачать)

    Объектами регистрации могут быть:

    – физические лица (индивидуальные предприниматели, беженцы, безработные граждане, патентные поверенные и т. д.);

    – юридические лица (страховые организации, политические партии и т. д.);

    – ценные бумаги;

    – опасные вещества (в том числе взрывчатые, наркотические, психотропные и т. д.);

    – недвижимость;

    – права (товарные знаки, изобретения, полезные модели и т. д.);

    – животные;

    – оружие и т. д.

    Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

    Лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с федеральным законом.

    Лицензирование – мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

    К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

    Основными принципами осуществления лицензирования являются:

    – обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

    – установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;

    – установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

    – установление лицензионных требований и условий;

    – гласность и открытость лицензирования;

    – соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

    Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

    – предоставление лицензий;

    – переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

    – приостановление действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий и возобновление действия лицензий;

    – прекращение действия лицензий;

    – ведение реестров лицензий и т. д.

80. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА

 

    Юридический процесс – урегулированная правовыми нормами совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления деятельности следственных, административных и судебных органов.

    Административный процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.

    Признаки административного процесса:

    – разновидность юридического процесса;

    – представляет собой разновидность властной деятельности субъектов государственного управления;

    – обеспечивает условия для реализации материальных норм административного права;

    – целью процесса является достижение определенных юридических результатов и разрешения управленческих дел;

    – результаты административного процесса (как промежуточные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах (документах);

    – регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в совокупности образуют самостоятельный институт административного права;

    – обладает определенным строением. Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность:

    – принцип законности;

    – принцип процессуального равенства означает равенство сторон независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения;

    – принцип материальной истины – решение, принятое в рамках административного процесса, должно основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения;

    – принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать во всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным статусом;

    – принцип гласности – административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса;

    – принцип национального языка. Участники процесса, не владеющие языком, на котором он отправляется, обеспечиваются услугами переводчика;

    – принцип быстроты (оперативности) – административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определенных законом;

    – принцип экономичности – административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты по его отправлению;

    – принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее исполнение процесса – органы государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушение административно-процессуальных норм, проявленный при этом бюрократизм и волокиту. Стадии административного процесса:

    – анализ ситуации (фиксация информации в виде протоколов, справок, схем, отчетов);

    – принятие решения (приказ, постановление, инструкции);

    – исполнение решения.

81. ОРГАНЫ (ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА), УПОЛНОМОЧЕННЫЕ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

 

    Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются в пределах компетенции, установленной КоАП РФ:

    – судьями (мировыми судьями);

    – комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

    – федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

    – мировыми судьями;

    – комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

    – уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    – административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Ведущее положение в системе органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, ныне занимают суды.

    К исключительной подсудности судов общей юрисдикции и арбитражных судов отнесены дела об административных правонарушениях, предусмотренных почти половиной статей Особенной части Кодекса. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав входят в федеральную систему органов, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Комиссии образуются в порядке, определяемом законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

    Наиболее многочисленным видом органов, должностные лица которых уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, являются федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы, осуществляющие мероприятия по государственному контролю и надзору.

    К учреждениям, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, относятся учреждения уголовно-исполнительной системы (ст. 23.4), учреждения, осуществляющие государственный пробирный надзор (ст. 23.54).

    К иным государственным органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, следует отнести, в частности, пограничные органы (ст. 23.10), а также военных комиссаров (ст. 23.11).

    Наряду с определением компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ и учреждений этих органов субъекты РФ могут создавать для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, также административные комиссии и иные коллегиальные органы.

    Рассмотрение административными комиссиями дел об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена Кодексом, ныне не предусмотрено.

82. УЧАСТНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОИЗВОДСТВА

 

    Участники административного процесса условно могут быть подразделены на четыре основные группы:

    – лица, уполномоченные рассматривать дела об административном правонарушении;

    – лица, имеющие личный интерес в деле, – лица, в отношении которых ведется производство, потерпевшие, их представители;

    – лица, не имеющие личного интереса и способствующие осуществлению производства (свидетели, эксперты, переводчики и т. д.);

    – прокурор.

    Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами.

    Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"