Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 23:03, курсовая работа
Принятой новой Конституцией, сверенной с основными положениями международных актов о правах и свободах, естественно, подавало надежду, что положение дел в сфере прав человека, будет меняться к лучшему. К сожалению, следует признать, что эта надежда пока в значительной мере так и останется только надеждой. За прошедшие 16 лет со дня принятия Конституции в отличии, например, от сферы экономики, где мы добились удвоения ВВП и вошли в десятку крупнейших экономик мира, в сфере прав человека мало что изменилось. А порой и в не лучшую сторону
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1 Административная юстиция в РФ
1.1 Необходимость создания административной юстиции………………………….5
1.2 Традиционная характеристика административной юстиции ………………….17
Глава 2.Административная (внесудебная и досудебная) процедура
рассмотрения административных дел
2.1 Цели и задачи создания административной (внесудебной и досудебной) процедуры рассмотрения административных дел………………………………….22
2.2. Порядок рассмотрения административных дел………………………………...23
2.2.1Рассмотрение административных жалоб (как общих, так и специальных)……………………………………………………………………23
2.2.2 Привлечение к административной ответственности…………………………26
Заключение…………………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………................................32
3.
Необходимость
Формирование административных судов придало бы логическую завершенность российской судебной системе. В стране, где идут процессы создания эффективной системы управления и разрабатывается законодательство о государственной и муниципальной службе (что является весьма обширной сферой государственно-управленческих отношений), целесообразно создавать и суды, которые будут специализироваться на рассмотрении споров, возникающих в связи с деятельностью органов исполнительной власти (например, по "отрицательным" результатам их работы или по поводу принятых решений, совершенных действий (бездействия) и по поводу защиты прав и свобод граждан.
Создание
коллегии по административным судам
или самих административных судов
соответствует и идее о специализациях
в судах общей юрисдикции. Плодотворна
сама идея о специализированном подходе
к организации
Административное
судопроизводство также может быть
дифференцировано по процедурам, т. е.
в отдельных случаях возможны
и сокращенные сроки
В процессе создания наряду с конституционной юстицией (Конституционным Судом) и арбитражным судопроизводством (арбитражными судами) еще одной специализированной ветви правосудия — административного судопроизводства — важнейшим вопросом является разграничение предметной компетенции между указанными судами.
4. Расширение правовых гарантий личности; обеспечение прав и свобод граждан.
Создание
специальных административных судов
по рассмотрению споров, возникающих
между гражданами и публичным
управлением, созвучно идее о необходимости
расширения правовых гарантий личности
как в административно-
Конституция Российской Федерации 1993 г. в п. 1 ст. 46 гарантирует каждому гражданину судебную защиту его прав и свобод. Пункт 2 этой же статьи устанавливает, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Гражданин имеет право обратиться в суд, если считает, что действиями или решениями органов управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих нарушены принадлежащие ему права и свободы. При этом гражданин обязан доказать факт нарушения этих прав и свобод. Пункт 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации определяет, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" предоставляет сегодня возможность судебного обжалования действий, не только совершенных органами публичной власти (их должностными лицами, государственными и муниципальными служащими), но и принятых ими нормативных актов, которые- нарушают права и свободы граждан; создают препятствия к осуществлению гражданами их прав и свобод[; незаконно возлагают на граждан какие-либо обязанности или незаконно привлекают их к ответственности. Судебная практика свидетельствует, что стали возникать вопросы, связанные с признанием незаконными нормативных актов, принятых государственными органами субъектов РФ с превышением их полномочий (по предметам ведения Российской Федерации), либо в противоречие Конституции РФ и федеральным законам. Такие нормативные акты не подлежат практическому применению и должны признаваться судами недействительными. На это ориентирует и ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, которая определяет, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. При этом суд не применяет не соответствующий закону нормативный акт, лишь признавая его недействующим для данного дела. Однако сам подзаконный нормативный акт сохраняет свою юридическую силу и продолжает действовать до его отмены в установленном порядке Суд имеет право вынести частное определение (постановление) и обратить внимание органов публичной власти и их должностных лиц, издавших такой нормативный акт, на необходимость приведения его в соответствие с законом или его отмены. Отмена таких актов при признании судом жалобы истца обоснованной (а нормативного акта недействительным) влечет восстановление прав не только конкретного гражданина, но и широкого круга лиц, подпадающих под его действие. Таким образом, суд становится важнейшим органом, рассматривающим спор между гражданином и публичной властью — это и характеризует государственность как правовую.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации по делу о толковании отдельных положений ст. 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации от 16 июня 1998 г.9 отмечается, что суд общей юрисдикции или арбитражный суд, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации, не вправе применить его в конкретном деле и обязан обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона.
5. Необходимость разработки законодательства об управленческом процессе, об административных процедурах.
Созданию
административных судов будет способствовать
развитие законодательства об управленческом
процессе, управленческих производствах
или процедурах, например о порядке принятия
нормативных правовых актов управления,
заключения административных договоров,
совершения различных управленческих
действий, планирования управленческих
мероприятий или проведения работ в сфере
управления. Во многих странах действуют
специальные законы об управлении, или
законы о процессуальной деятельности
в сфере управления (административно-
Во
многих странах уже несколько
десятилетий действует
Если
совершаемые в рамках административных
процедур действия или принятые административные
решения нарушают права и свободы
граждан, то последние имеют право
обжаловать соответствующие действия
или решения в вышестоящий
административный орган (вышестоящему
должностному лицу). Во многих странах
устанавливается правило, согласно которому
гражданин вправе подать жалобу в суд
лишь тогда, когда им использованы все
нормативно установленные возможности
административного обжалования. В специальных
законах устанавливается, до какого уровня
может доходить внутриведомственная проверка
решений по тем или иным вопросам (как
правило, административная проверка действий
должностных лиц или их решений ограничивается
одной или двумя инстанциями). Таким образом,
законодательство об управленческом процессе
(или административных процедурах) обусловливает
необходимость принятия законов, устанавливающих
порядок реализации права гражданина
на обращение в суд с иском (или жалобой)
на противозаконный административный
акт должностного лица. Важнейшей характерной
чертой российской модели правового регулирования
обращения в суд с жалобой на действия
(бездействие) или решения должностных
лиц является возможность альтернативного
обжалования, т. е. гражданин может направить
жалобу как в вышестоящий административный
орган, так и в суд. В России такой порядок
обжалования считается уже много лет демократическим
и целесообразным. В литературе можно
встретить мнение, согласно которому обосновывается
как предпочтительный порядок, когда у
лица появляется возможность обращения
в суд только в случае, если он уже получил
окончательное решение по жалобе от соответствующей
административной инстанции. Обосновывается
такое положение, на наш взгляд, весьма
противоречивыми аргументами, например:
"Сами чиновники гораздо лучше разбираются
в сферах своих полномочий, нежели суд.
Вышестоящие инстанции, как правило, в
состоянии без особых затрат установить,
действовали их подчиненные в рамках правил
или нет. Суду же потребуется время, чтобы
разобраться во всех "тонкостях",
относящихся к той или иной узкоспециальной
области". Если принимать во внимание
указанные аргументы, то можно задать
вопрос: а зачем тогда вообще нужны административные
суды, если чиновники лучше, чем судьи,
разбираются в управленческих делах? При
этом нужно напомнить, что судьи всякий
раз, когда они рассматривают любое дело
(юридический спор), сталкиваются с "тонкостями"
многочисленных "узкоспециальных"
сфер. Указанные аргументы весьма противоречивы
и с точки зрения принципа разделения
властей: как известно, суды призваны осуществлять
контроль за исполнительной властью и
обеспечивать защиту прав и свобод граждан.
1.2 Традиционная характеристика административной юстиции
Судебный контроль за управлением (управленческими действиями органов исполнительной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих) в Российской Федерации принято называть административной юстицией, реже — правосудием по административным делам. Административной юстиции как научной проблеме посвящено много работ, в которых она рассматривается в историческом, юридически-содержательном и сравнительно-правовом аспектах. Учеными исследовалась проблема административной юстиции и в царской России, и в советские годы, и в период 1991—2001 гг. В 1997г. было опубликовано несколько статей, авторы которых пытаются исследовать само понятие "административная юстиция", ее черты, правовые особенности и перспективы развития этого института в Российской Федерации.
В качестве "результативного" мнения, появившегося в 2000 г., можно выделить слова Председателя Верховного Суда РФ В. Лебедева: "от идеи судебного нормоконтроля к административному судопроизводству"10.
На практическом законотворческом уровне деятельности в области решения задач и проблем российской административной юстиции большим достижением является разработка Верховным Судом РФ проекта Федерального конституционного закона "О федеральных административных судах в Российской Федерации" и внесение его в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу осенью 2000 г., где указанный закон был принят в первом чтении 22 ноября 2000 г. Такое решение было одобрено многими учеными, судьями, другими представителями юридической и политической общественности. На это обратил внимание и В. В. Путин в своем выступлении на V Всероссийском съезде судей 27 ноября 2000 г., отметив, что о необходимости создания административных судов говорилось уже много и "здесь от слов, слава Богу, перешли к делу. Государственная Дума приняла законопроект в первом чтении. Административная юстиция важна и для защиты прав граждан, и для улучшения работы всех органов власти". В. Ф. Яковлев, выступая на этом съезде, в качестве важной задачи отметил первые шаги по созданию административных судов в системе судов общей юрисдикции, особо подчеркнув, что в системе арбитражных судов административные коллегии уже были созданы пять лет назад, и на сегодняшний день административные дела в общем объеме деятельности арбитражных судов занимают 46 процентов. Таким образом, "административное судопроизводство уже осуществляется, имеет организационную основу, по нему наработан большой опыт"11.
Информация о работе Роль административной юстиции в защите конституционных прав граждан