Реализация права

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 14:25, контрольная работа

Описание работы

Реализации права предшествует правотворческая деятельность государства. Правотворчество и правоприменение – это два взаимосвязанных явления. Реализовать правовую норму значит воплотить в жизнь ее предписания, выраженную в ней волю законодателя, создать нужную модель поведения.

Содержание

Понятие и формы реализации права.
Признаки и стадии применения права.
Юридические коллизии

Работа содержит 1 файл

Реализация права.docx

— 33.25 Кб (Скачать)

   общественных  отношений».

   - В-пятых правоприменительная деятельность осуществляется на основе правовых норм. Уполномоченные органы должны постоянно отслеживать изменения в законодательстве, изучая нормативно-правовые акты, издаваемые правотворческими органами не только федерального, но и местного уровней. В Омской области, например, в 1994-1995 годах было принято свыше 30-ти нормативно-правовых актов различной направленности.

   Правоприменительная деятельность очень разнообразна, поскольку осуществляется на основе самых различных норм права и правоприменением занимаются самые разные органы. Поэтому правоприменение можно классифицировать по самым различным основаниям. Правоприменение классифицируется по следующим признакам:

  • По субъекту осуществления правоприменения выделяют

- правоприменительную деятельность высших органов государства,

- правоприменительную деятельность местных органов.

  • По отраслям права, нормы которых реализуются, выделяют:

- правоприменение норм гражданского права,

- правоприменение  норм уголовного права,

- правоприменение норм семейного права и так далее.

  • По правовым формам деятельности государственного аппарата:

- применение права в правотворческой деятельности,

- применение  права в правоприменительной деятельности,

- применение  права в правоохранительной деятельности.

  • По направленности деятельности правоохранительных органов выделяют:

- применение  регулятивных норм права,

- применение правоохранительных норм права.  
 
 

    3. Юридические коллизии.

   Латинский термин «Collisio» в словарях иностранных  слов переводится как столкновение противоположных сил, стремлений или  интересов. В юридическом смысле имеется в виду расхождение между  отдельными законами одного государства  или противоречий законов, судебных решений различных государств. Юридический  смысл данного понятия теперь оказывается ограниченным, поскольку  оно не сводится к столкновению только правовых норм иностранных государств. Противоречия возникают между и  внутри всех правовых систем. К тому же расхождения юридического характера  могут выражаться не только в правовых нормах, но и в правовых взглядах, в правопонимании, в правовых позициях и юридических действиях (бездействии).

   Коллизии  подразделяются на четыре группы: коллизии между нормативными актами или отдельными правовыми нормами (между законами и подзаконными актами, между конституцией и всеми иными актами, между  федеральными и региональными актами), коллизии в правотворчестве, коллизии в правоприменении, коллизии полномочий и статусов госорганов, должностных  лиц и др. Здесь, как видно, сделан крупный шаг в нужном направлении.

   Перечислим  некоторые из них:

   а) несоблюдение общепринятых принципов международного права, например, положений главы 7 Устава ООН, как международными структурами, так и государствами;

   б) отказ  реально привести национальное законодательство в соответствие с международными стандартами;

   в) невыполнение актов межгосударственных объединений;

   г) принятие национальных актов вопреки нормам международного права;

   д) ошибочное  толкование международно-правовых актов;

   е) игнорирование  критерия конституционности.

   Попытаемся  кратко охарактеризовать правовой режим  предотвращения и устранения юридических  коллизий, рассмотрев, прежде всего его составные элементы.

   Первый  элемент - легальное признание юридических  коллизий как явлений, возникающих, существующих и проявляющихся в различных формах. В Конституциях республик и уставах других субъектов, в законах, указах и актах правительств фиксируются виды юридических коллизий. В одних случаях они содержатся внутри частей общих тематических актов, их разделов и глав, в других - в специализированных актах.

   Второй  элемент - точное определение участников отношений, возникающих в коллизионных процессах и ситуациях. Ими могут  быть граждане, государственные органы всех уровней, предприятия и учреждения, общественные объединения. Распространенность юридических коллизий и подчас их невидимая масштабность объясняют  массовый характер участников, которые  должны действовать строго в рамках своей компетенции.

   Третий  элемент - право признает юридические  коллизии нежелательными и вводит условия  их недопущения - действие в рамках закона, соблюдение процедур, запреты  и т.д., а допуская, - вытесняет. Такова формула правового воздействия  на коллизионные процессы.

   Четвертый элемент связан с регулированием тех или иных видов юридических  коллизий. Как уже отмечалось, к  ним имеют отношение, по сути дела, все отрасли законодательства. При  наличии общих, типичных коллизий типа столкновений законов и подзаконных  актов в каждой отрасли можно  обнаружить также специфические  коллизии. К примеру, в конституционном  праве допускается введение различных  государственных состояний, режимов  в условиях угрозы, посягательств  на конституционный строй, территориальную  целостность государства, благополучие его граждан. Таков смысл законов  о чрезвычайном, положении, об обороне, о безопасности, о государственной  границе. В частности, чрезвычайное положение как любой правовой режим деятельности вводится для  скорейшей нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка, устранения угрозы безопасности граждан. Охрана государственной границы  как составная часть государственной  системы обеспечения безопасности включает такие меры, как недопущение  противоправного изменения прохождения  границы, соблюдение ее режима, защита интересов личности, общества и государства  от внешних угроз. 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы.

  1. Ибраева А.С., Ибраев Н.С. Теория государства и права: Учебное пособие. – Алматы: Жеты Жаргы, 2003.
  2. Ибраева А.С. Правовая культура: проблемы теории и практики. – Алматы: Жеты Жаргы, 2002
  3. Сапаргалиев Г.С. Основы государства и права: Учебное пособие. – Алматы: Жеты Жаргы, 2003

Информация о работе Реализация права