Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 14:25, контрольная работа
Реализации права предшествует правотворческая деятельность государства. Правотворчество и правоприменение – это два взаимосвязанных явления. Реализовать правовую норму значит воплотить в жизнь ее предписания, выраженную в ней волю законодателя, создать нужную модель поведения.
Понятие и формы реализации права.
Признаки и стадии применения права.
Юридические коллизии
Оглавление:
План
стр
2
3
6
10
Тема 12. Реализация права
План:
Реализации права предшествует правотворческая деятельность государства. Правотворчество и правоприменение – это два взаимосвязанных явления. Реализовать правовую норму значит воплотить в жизнь ее предписания, выраженную в ней волю законодателя, создать нужную модель поведения.
Формы реализации права:
1. Соблюдение. Это такая форма реализации права, когда участники общественных отношений не допускают нарушения законов и других нормативно-правовых актов.
2. Исполнение. Адресуется участникам правоотношений, которые обязаны выполнить предписания законов, путем выполнения их указаний.
3. При использовании права субъекты реализуют предоставленные им законом права. Использование права направлено на осуществление правомочий лица, и, следовательно, по его усмотрению здесь может иметь место как активное, так и пассивное поведение.
Эти три формы реализации права, в ходе которых юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений, принято называть формами непосредственной реализации права. В таких формах реализуются многие нормы права, но не все.
Существуют жизненные
Применение права – это властная организующая деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае, в результате которого выносится индивидуально-правовой акт (акт применения права).
Путем применения государство в своей деятельности осуществляет две основные функции: а) организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов; б) охрану и защиту права от нарушения.
Соответственно выделяются две формы применения права: оперативно-исполнительная и правоохранительная.
Признаки применения права:
1. Организующая властная деятельность государства и общественных организаций. Она связана с особыми приемами разрешения жизненных ситуаций, требует профессиональных знаний, навыков. Учитывая это, государство наделяет специальных субъектов властными полномочиями для осуществления такой деятельности. Это государственные органы, должностные лица, общественные организации, трудовые коллективы.
Граждане не являются субъектами правоприменения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность.
2. Применение права осуществляется в рамках конкретных правовых отношений.
3. Деятельность осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формах.
4. В результате правоприменения выносится индиви-дуальный правовой акт (акт применения права).
Существуют следующие стадии применения права:
а) установление фактических обстоятельств дела;
б) установление юридической основы дела. Сюда относится подбор правовой нормы, проверка его подлинности, толкование нормы права;
в) принятие решения по делу.
Акт применения права – это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу. Акты применения права чрезвычайно разнообразны.
Виды актов применения:
1. по субъектам, осуществляющим применение права:
а) акты государственных органов и общественных организаций;
б) акты главы государства – Президента РК;
в) акты органов управления;
г) акты органов правосудия;
д) акты органов прокуратуры;
е) акты коллегиальные и единоличные;
2. по форме правоприменительной деятельности:
а) исполнительные акты;
б) правоохранительные акты;
3. по форме внешнего выражения:
а)
акты-документы – надлежаще
б) акты-действия – это действия субъектов правопри-менения, которые обладают властной силой и влекут юридические последствия (устные распоряжения руководителя органа, жесты милиционера, осуществляющего регулирование движения транспорта и пешеходов).
4. по времени:
а) акты однократного действия (наложение штрафа);
б)
длящиеся (регистрация брака, назначение
пенсии и др.).
2. Признаки и стадии применения права.
В условиях строгой законности применение норм права является единственным каналом осуществления государственного принуждения, что само по себе говорит о его важности. В условиях же процесса построения правового государства, что мы можем наблюдать сейчас в нашей стране, эта деятельность приобретает еще большую значимость.
Для более эффективного применения норм права должностное лицо уполномоченного на это органа должно представлять себе причины, при которых возникает необходимость в правоприменении, знать стадии процесса правоприменения и уметь подвести весь процесс к его логическому завершению – вынесению акта применения права.
Особое внимание при изучении вопроса применения норм права следует обратить на требования, предъявляемые к правоприменению, так как неисполнение этих требований может привести к потере правоприменительными органами своего авторитета и доверия со стороны населения.
Понятие применения права и его признаки.
«Применение права – это деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний».
Применение права представляет собой особую форму реализации права. Особую, потому что она дополняет три основных формы реализации права, протекая то в одной, то в другой, то в третьей форме:
Правоприменительная деятельность необходима в тех случаях, когда полная реализация правовой нормы не возможна при использовании непосредственных норм реализации права, то есть не срабатывает механизм саморегуляции правоотношений. Эти случаи можно сгруппировать в несколько больших групп:
- когда правоотношения, определенные права и обязанности не могут возникнуть у конкретных физических или юридических лиц без вмешательства государства в лице компетентных органов (например, назначение пенсии или призыв на военную службу).
- когда нужно установить наличие или отсутствие конкретных юридических фактов или официально зарегистрировать определенные юридические действия (например, признание человека умершим или нотариальное удостоверение какой-либо сделки).
- когда правовой спор не может быть разрешен субъектами правоотношения самостоятельно из-за конфликта интересов (например, защита чести и достоинства гражданина, раздел имущества при разводе).
- когда совершено правонарушение и необходимо определить для правонарушителя вид и меру юридической ответственности (например, наложить штраф или определить меру уголовного наказания).
Но юридическое решение конфликта еще не означает его ликвидацию в социальном плане. Например, применение права при призыве на военную службу призывников-отказников может породить более серьезный конфликт между конкретным лицом и государством. Поэтому перед субъектами правоприменения всегда должна стоять цель не только восстановить нарушенное субъективное право, принудить лицо к исполнению социально необходимого поведения, но и ликвидировать причины и условия, которые привели к конфликту.
С помощью правоприменительной деятельности устраняются противоречия не только во всех сферах общественной жизни, но и в самой правовой системе. Например, при столкновении компетентного органа с той или иной проблемой в области применения права, внимание должностных лиц обращается на несовершенство законодательства в данном вопросе, на опыте правоприменительной деятельности базируются законодатели при разработке новых и доработке действующих правовых норм.
Материалы правоприменения говорят об определенных недостатках в работе самих компетентных органов и показывают пути их устранения.
Применение права обладает рядом существенных признаков.
- Во-первых, применение права – это деятельность, которую могут осуществлять только органы, специально уполномоченные на это государством (остальными формами реализации права могут заниматься все субъекты права). К числу таких органов относятся законодательные, исполнительные, судебные, надзорно-контрольные, негосударственные организации.
- Во-вторых, применение права носит государственно-властный характер. Решение принимается по одностороннему волеизъявлению уполномоченного органа, выступающего от имени государства. Вне зависимости от того какой орган, государственный или негосударственный, осуществляет правоприменение, оно всегда имеет государственный характер, только во втором случае правоприменительные полномочия делегируются организации государством.
Именно властность правоприменения позволяет уполномоченным органам претворять в жизнь конкретные меры государственного принуждения.
- В-третьих, правоприменительная деятельность протекает в особых, установленных нормативными актами процедурах. «Значение внутренней процессуальной формы определяется тем, что она представляет собой «технологию» достижения истины. Она служит средством наиболее рациональной организации элементов содержания и внешней формы правоприменения, их взаимодействия между собой». Необходимость соблюдения процессуальной формы при правоприменении вытекает, прежде всего, из соблюдения требования законности при осуществлении государственного принуждения (особенно в уголовном, гражданском процессах).
Соблюдение
процедуры правоприменения
Поэтому представляется целесообразным изменение процесс правоприменения в уголовном процессе для обеспечения защиты этих категорий участников правоприменения.
- В-четвертых, результатом деятельности по применению права является вынесение индивидуально-конкретных предписаний, в которых определены права и обязанности участников какого-либо правоотношения. Оформляются они индивидуально-конкретными актами применения права. «Указанные акты в концентрированной форме выражают суть юридического дела, содержат все необходимое для поднормативного, казуального регулирования