Реализацация норм права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 02:45, курсовая работа

Описание работы

Введение
Право создается для того, чтобы оно практически претворялось в жизнь, чтобы достигались те цели, на которые рассчитывал законодатель. В противном случае сам этот институт не имел бы смысла. Еще в старь говорилось: «Напрасно законы писать, коли их не исполнять». Римские юристы также считали, что бездействующий закон хуже отсутствующего. Французский мыслитель Ш. Монтескъе в своем знаменитом труде «О духе законов» писал: «Когда я отправляюсь в ту или иную страну, я интересуюсь не тем, хороши ли там законы, а тем, как они соблюдаются, ибо

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Реализация норм права: понятие и формы…………………………………..6
Глава 2. Применение - как основная форма реализации норм права………………..8
Глава 3. Стадии применения норм права……………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………………...18
Список использованных источников…

Работа содержит 1 файл

курсач(реализация права).docx

— 51.08 Кб (Скачать)

Правоохранительная  деятельность охватывает охрану норм права, от каких бы то ни было нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания (взыскания), а также принятие мер по предупреждению нарушений в будущем. Такая деятельность характерна, в первую очередь, для так называемых юрисдикционных органов (суд, прокуратура, инспекции), для органов контроля и арбитража. В то же время и исполнительные органы, руководители предприятий и учреждений, ряд общественных организаций также занимаются этой деятельностью (вынесение выговора руководителем предприятия, наложение денежного начета на работника и т.д.). 

В правоохранительной деятельности особенно важен процессуальный порядок рассмотрения дел, гарантирующий  полное и всестороннее изучение обстоятельств правонарушения, охрану прав граждан, привлекаемых к правовой ответственности, устраняющей возможность ошибок и неправильных решений. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Стадии процесса применения права 

1. Исследование  фактических обстоятельств дела (вещественные доказательства, документы,  показания свидетелей и др.). Оно  начинается с определения круга  фактов, необходимых для решения  дела. После этого приступают  к сбору и процессуальному  закреплению фактов, исследованию, установлению, достоверности таких  фактов. Они оцениваются с точки  зрения истинности или ложности, их наличия или отсутствия. Очевидно, что все указанные этапы взаимосвязаны. 

Сбор, анализ и оценка фактов, необходимых для  решения дела, обычно проводятся не любыми доступными способами, а с  помощью определенных юридических  средств, в установленных законом  формах и порядке. Зачастую в законе указывается, какие источники сведений и в каком процессуальном порядке  могут быть использованы в качестве доказательств по делу (например, в  уголовно-процессуальном и гражданско-процессуальном законодательстве). В результате исследования фактических обстоятельств по делу должна быть установлена объективная  истина. Это руководящее начало, принцип деятельности органов, применяющих  правовые нормы, цель исследования обстоятельств  дела. Требование достижения истины по делу означает, что его решение  должно основываться на достоверных, проверенных  и доказанных фактах, что необходимо полно, всесторонне и исчерпывающе изучить все обстоятельства дела. Это необходимое условие строгого соблюдения законности, успешной борьбы с правонарушениями. 

Истину  по делу составляет не только установление достоверности всех фактических  обстоятельств дела, но и соответствие выводов о них правоприменительного органа нормам права, то есть правильная юридическая оценка установленных  фактов. Одни достоверные факты без  раскрытия их юридического значения не составляют полной истины по делу. Соответствие свойств факта и признаков, зафиксированных  в правовой норме, носит достоверный  характер и входит в понятие объективной  истины по делу. Если правоприменительный  орган установит достоверность  фактических обстоятельств, но сделает  неверные выводы об их юридическом  значении, то об истинности такого решения  говорить нельзя. 

2. Выбор  нормы права. На этой стадии  осуществляется так называемая  правовая квалификация, то есть  решается вопрос о том, какая  норма (нормы) должна быть положена  в основу рассматриваемого дела. Тесная связь и взаимообусловленность  правовых норм предопределяют  необходимость выбора в ряде  случаев не одной, а нескольких  норм, которые дополняют, развивают  и корректируют друг друга  и лишь в комплексе создают  правовую основу для решения  конкретного дела. При выборе  нормы важно также учитывать  общие предписания и нормативные  принципы соответствующего правового  института, отрасли права (например, Общую часть УК, ГК и т.д.). 

Если  законодатель в пределах общего правила  установил особое регулирование  для специального круга отношений (например, в рамках общего порядка  купли-продажи особые правила купли-продажи  домостроений), то более конкретная норма, обладающая такой же юридической  силой, имеет приоритет при решении  соответствующих дел. 

В некоторых  случаях в процессе выбора норм обнаруживается, что один и тот же вопрос регулируют две (или более) формально действующие  нормы несовпадающего или даже противоречивого  содержания (коллизия норм). Обычно коллизии бывают лишь кажущимися и после внимательного  изучения норм устраняются, так как  несовпадающие по содержанию нормы  относятся к разным лицам, объектам, фактам или же не противоречат, а  дополняют и развивают друг друга. Но возможны и действительные коллизии, связанные с отсутствием надлежащего  учета предыдущего законодательства при принятии новых нормативных  актов. 

Способы разрешения коллизий норм сводятся к  следующему:

-если  коллизирующие нормы исходят  от разных правотворческих органов,  то применяется норма, исходящая  от вышестоящего органа;

-если  такие нормы приняты одним  органом, то применяется норма,  изданная позднее;

-если  обнаруживается противоречие между  нормой международного договора, в котором участвует Российская  Федерация, и нормой внутригосударственного  законодательства, то действует  норма международного права. 

3. Проверка  подлинности текста нормы права.  Анализ нормы с точки зрения  ее законности, действия во времени,  в пространстве и по кругу  лиц. Все указанные действия  являются необходимыми предварительными  условиями, предпосылками для  следующей основной стадии - анализа  содержания нормы права, ее  толкования. У правоприменительного  органа во избежание ошибок  и недоразумений при решении  конкретного дела должен быть  точный текст нормативного акта. Поэтому важно установить подлинность  текста нормы, которым пользуется  правоприменительный орган. Следует  пользоваться текстом, который  помещен в официальных источниках  опубликования нормативных актов  в последней редакции со всеми  изменениями и дополнениями на  день принятия акта применения  права. 

Работники правоприменительных органов часто  пользуются различного рода сборниками законодательства, справочниками, составленными  издательствами, фирмами, информационными  изданиями ведомств и другими  неофициальными материалами. Обычно пользование  такими текстами не вызывает каких-либо недоразумений. Однако на неофициальные  издания не распространяется презумпция (предположение) их полного соответствия оригиналу акта, и, следовательно, в  каждом конкретном случае их использования  необходимо сличать эти издания  с официальными источниками. Это  особенно важно при использовании  машинописных или ротапринтных копий  нормативных актов, так как вероятность  ошибок, опечаток, пропусков в данном случае значительно выше. Во избежание  нарушений законности недопустимо  основываться при применении права  на изданиях, лишь перелагающих содержание нормативных актов. 

Если  возникло сомнение в законности издания  того или иного акта, необходимо проверить, соответствует ли он предписаниям актов вышестоящих органов, не вышел  ли правотворческий орган за пределы  своей компетенции, соблюдены ли установленные законом порядок  и форма для издания данного  акта. Такой проверке подвергаются нормативные акты министерств, госкомитетов и ведомств, органов самоуправления, администрации предприятий, учреждений и организаций. Что касается актов высших органов законодательной и исполнительной ветвей власти, то проверка их законности в обязанности правоприменительного органа не входит. Все такие акты непререкаемы с точки зрения их законности, пока они в официальном порядке не будут отменены или приостановлены компетентным органом. 

Проверка  выбранной нормы с учетом ее действия во времени, в пространстве и по кругу  лиц означает, что каждую избранную  норму нужно исследовать с  точки зрения того:

-действует  ли она в тот момент, когда  на ее основе нужно решить  конкретное дело;

-действует  ли она на той территории, где  дело должно быть разрешено;

-распространяется  ли ее действие на индивидов  и иных субъектов права, которые  должны быть участниками возникающего  правоотношения. 

4. Анализ  содержания нормы права (толкование). На этой стадии завершается  процесс изучения конкретной  нормы. В ходе толкования устанавливается  действительный смысл нормы, содержание  государственной воли, выраженной  в нем. 

5. Вынесение  решения компетентным органом.  Это главная, решающая и наиболее  ответственная стадия применения  права. Именно в принятии на  основе нормы права имеющего  официальное значение индивидуального  акта властного характера (решение  суда, приказ руководителя предприятия  и т.д.) проявляется применение  права в собственном смысле  слова, в то время как все  предшествующие стадии подготавливают  условия для окончательного решения.  Вынесение решения представляет  собой акт, связывающий нормы  права с конкретным случаем,  властно распространяющий на  него действие нормы, устанавливающий  права и обязанности конкретных  субъектов права. Вынесение решения,  определяя судьбу дела, не может  ограничиваться чисто формальным  подведением жизненных обстоятельств  под общие требования норм. 

В результате осуществления всех предварительных  стадий у лица, применяющего право, должно возникнуть внутреннее убеждение  в том, что обстоятельства исследованы  правильно и с достаточной  полнотой, что они достоверны и  им дана верная юридическая оценка, что по делу правильно избрана  норма, и она полно и всесторонне  изучена. Только после формирования такого убеждения можно приступить к вынесению решения. 

6. Доведение  содержания решения до сведения  заинтересованных лиц и организаций  осуществляется или сразу после  вынесения решения (например, оглашение  приговора либо решения суда), или позже. В каких бы формах  доведение решения до сведения  не проводилось, оно обязательно  должно иметь место. Государственные  органы, организации и граждане  должны знать обо всех правовых  решениях, прямо их касающихся.

7. Основные  требования к применению права. 

Законность. Это требование означает, что при  решении конкретного случая правоприменительный  орган должен основываться на определенной норме права (их совокупности), прямо  относящейся к рассматриваемому делу, строго и неукоснительно следовать  ее точному смыслу, действовать в  рамках своей компетенции, не присваивая себе полномочий, которые не зафиксированы  в законе. Немаловажное значение имеет  также неукоснительное соблюдение предусмотренного законом порядка  рассмотрения дела и вынесения решения  установленной формы акта применения права. 

Если  по делу уже вынесено законное решение  компетентного органа, новое вторичное  решение недопустимо, пока предыдущее не отменено или не изменено в соответствующем  порядке. 
 

Обоснованность. Это требование означает, что:

-должны  быть выявлены все относящиеся  к делу факты;

-такие  факты должны быть тщательно  и объективно изучены и признаны  достоверными;

-все  недоказанные и сомнительные  факты должны быть отвергнуты.

Целесообразность. Проблема целесообразности в праве  имеет два аспекта. С одной  стороны, нормативный акт с точки  зрения законодателя сам по себе целесообразен, содержит оптимальные требования по регулированию общественных отношений.  Поэтому исследование ему есть наиболее целесообразное решение вопроса, достижение той цели, которую ставил перед  собой законодатель при его издании. Недопустимо прикрывать нарушение  законности ссылками на целесообразность. 

С другой стороны, целесообразность в праве - это соответствие деятельности органов  и лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, выбор  оптимального пути осуществления нормы  в конкретной жизненной ситуации. В норме права в силу ее общего характера невозможно предусмотреть  все разнообразие конкретных случаев, но она дает возможность исполнителю  учитывать их. Как правило, норма  предусматривает определенные пределы  для усмотрения при решении того или иного дела (определенные границы  в рамках одного решения, возможность  выбора между различными решениями, возможность как применить норму, так и воздержаться от применения). В пределах содержания нормы следует  выбрать решение, наиболее полно  и правильно отражающее смысл  закона и цели правового регулирования. При этом, чем больше норма дает возможностей для проявления инициативы и самодеятельности, тем большее значение приобретает это требование. 

Информация о работе Реализацация норм права