Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 02:45, курсовая работа
Введение
Право создается для того, чтобы оно практически претворялось в жизнь, чтобы достигались те цели, на которые рассчитывал законодатель. В противном случае сам этот институт не имел бы смысла. Еще в старь говорилось: «Напрасно законы писать, коли их не исполнять». Римские юристы также считали, что бездействующий закон хуже отсутствующего. Французский мыслитель Ш. Монтескъе в своем знаменитом труде «О духе законов» писал: «Когда я отправляюсь в ту или иную страну, я интересуюсь не тем, хороши ли там законы, а тем, как они соблюдаются, ибо
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Реализация норм права: понятие и формы…………………………………..6
Глава 2. Применение - как основная форма реализации норм права………………..8
Глава 3. Стадии применения норм права……………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………………...18
Список использованных источников…
Правоохранительная
деятельность охватывает охрану норм
права, от каких бы то ни было нарушений,
применение мер государственного принуждения
к правонарушителям, обеспечение исполнения
назначенных мер наказания (взыскания),
а также принятие мер по предупреждению
нарушений в будущем. Такая деятельность
характерна, в первую очередь, для так
называемых юрисдикционных органов (суд,
прокуратура, инспекции), для органов контроля
и арбитража. В то же время и исполнительные
органы, руководители предприятий и учреждений,
ряд общественных организаций также занимаются
этой деятельностью (вынесение выговора
руководителем предприятия, наложение
денежного начета на работника и т.д.).
В правоохранительной
деятельности особенно важен процессуальный
порядок рассмотрения дел, гарантирующий
полное и всестороннее изучение обстоятельств
правонарушения, охрану прав граждан,
привлекаемых к правовой ответственности,
устраняющей возможность ошибок и неправильных
решений.
Глава
3. Стадии процесса применения
права
1. Исследование
фактических обстоятельств дела
(вещественные доказательства, документы,
показания свидетелей и др.). Оно
начинается с определения
Сбор, анализ
и оценка фактов, необходимых для
решения дела, обычно проводятся не
любыми доступными способами, а с
помощью определенных юридических
средств, в установленных законом
формах и порядке. Зачастую в законе
указывается, какие источники сведений
и в каком процессуальном порядке
могут быть использованы в качестве
доказательств по делу (например, в
уголовно-процессуальном и гражданско-процессуальном
законодательстве). В результате исследования
фактических обстоятельств по делу
должна быть установлена объективная
истина. Это руководящее начало,
принцип деятельности органов, применяющих
правовые нормы, цель исследования обстоятельств
дела. Требование достижения истины по
делу означает, что его решение
должно основываться на достоверных, проверенных
и доказанных фактах, что необходимо
полно, всесторонне и исчерпывающе
изучить все обстоятельства дела.
Это необходимое условие
Истину
по делу составляет не только установление
достоверности всех фактических
обстоятельств дела, но и соответствие
выводов о них
2. Выбор
нормы права. На этой стадии
осуществляется так называемая
правовая квалификация, то есть
решается вопрос о том, какая
норма (нормы) должна быть
Если
законодатель в пределах общего правила
установил особое регулирование
для специального круга отношений
(например, в рамках общего порядка
купли-продажи особые правила купли-продажи
домостроений), то более конкретная
норма, обладающая такой же юридической
силой, имеет приоритет при решении
соответствующих дел.
В некоторых
случаях в процессе выбора норм обнаруживается,
что один и тот же вопрос регулируют
две (или более) формально действующие
нормы несовпадающего или даже противоречивого
содержания (коллизия норм). Обычно коллизии
бывают лишь кажущимися и после внимательного
изучения норм устраняются, так как
несовпадающие по содержанию нормы
относятся к разным лицам, объектам,
фактам или же не противоречат, а
дополняют и развивают друг друга.
Но возможны и действительные коллизии,
связанные с отсутствием
Способы разрешения коллизий норм сводятся к следующему:
-если
коллизирующие нормы исходят
от разных правотворческих
-если
такие нормы приняты одним
органом, то применяется норма,
-если
обнаруживается противоречие
3. Проверка
подлинности текста нормы
Работники
правоприменительных органов
Если
возникло сомнение в законности издания
того или иного акта, необходимо
проверить, соответствует ли он предписаниям
актов вышестоящих органов, не вышел
ли правотворческий орган за пределы
своей компетенции, соблюдены ли
установленные законом порядок
и форма для издания данного
акта. Такой проверке подвергаются
нормативные акты министерств, госкомитетов
и ведомств, органов самоуправления,
администрации предприятий, учреждений
и организаций. Что касается актов высших
органов законодательной и исполнительной
ветвей власти, то проверка их законности
в обязанности правоприменительного органа
не входит. Все такие акты непререкаемы
с точки зрения их законности, пока они
в официальном порядке не будут отменены
или приостановлены компетентным органом.
Проверка выбранной нормы с учетом ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц означает, что каждую избранную норму нужно исследовать с точки зрения того:
-действует ли она в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное дело;
-действует ли она на той территории, где дело должно быть разрешено;
-распространяется
ли ее действие на индивидов
и иных субъектов права,
4. Анализ
содержания нормы права (
5. Вынесение
решения компетентным органом.
Это главная, решающая и
В результате
осуществления всех предварительных
стадий у лица, применяющего право,
должно возникнуть внутреннее убеждение
в том, что обстоятельства исследованы
правильно и с достаточной
полнотой, что они достоверны и
им дана верная юридическая оценка,
что по делу правильно избрана
норма, и она полно и всесторонне
изучена. Только после формирования
такого убеждения можно приступить
к вынесению решения.
6. Доведение
содержания решения до
7. Основные
требования к применению права.
Законность.
Это требование означает, что при
решении конкретного случая правоприменительный
орган должен основываться на определенной
норме права (их совокупности), прямо
относящейся к рассматриваемому
делу, строго и неукоснительно следовать
ее точному смыслу, действовать в
рамках своей компетенции, не присваивая
себе полномочий, которые не зафиксированы
в законе. Немаловажное значение имеет
также неукоснительное
Если
по делу уже вынесено законное решение
компетентного органа, новое вторичное
решение недопустимо, пока предыдущее
не отменено или не изменено в соответствующем
порядке.
Обоснованность. Это требование означает, что:
-должны быть выявлены все относящиеся к делу факты;
-такие
факты должны быть тщательно
и объективно изучены и
-все недоказанные и сомнительные факты должны быть отвергнуты.
Целесообразность.
Проблема целесообразности в праве
имеет два аспекта. С одной
стороны, нормативный акт с точки
зрения законодателя сам по себе целесообразен,
содержит оптимальные требования по
регулированию общественных отношений.
Поэтому исследование ему есть наиболее
целесообразное решение вопроса, достижение
той цели, которую ставил перед
собой законодатель при его издании.
Недопустимо прикрывать нарушение
законности ссылками на целесообразность.
С другой
стороны, целесообразность в праве
- это соответствие деятельности органов
и лиц в рамках закона конкретным
условиям места и времени, выбор
оптимального пути осуществления нормы
в конкретной жизненной ситуации.
В норме права в силу ее общего
характера невозможно предусмотреть
все разнообразие конкретных случаев,
но она дает возможность исполнителю
учитывать их. Как правило, норма
предусматривает определенные пределы
для усмотрения при решении того
или иного дела (определенные границы
в рамках одного решения, возможность
выбора между различными решениями,
возможность как применить