Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2012 в 09:14, курсовая работа
Целью написания работы является изучение особенностей разрешительной системы в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и особенности разрешительной системы, рассмотреть правовую основу разрешительной системы.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Разрешительная система в Российской Федерации……………...4
§ 1.1 Понятие и особенности разрешительной системы……………….…4
§ 1.2 Правовая основа разрешительной системы. Разрешительное производство. Возбуждение дела………………………………………………..7
§ 1.3 Принятие, исполнение и надзор за соблюдением правил и условий разрешительной деятельности………………………….…………….10
§ 1.4 Приостановление, отзыв и аннулирование лицензии……………...14
Заключение……………………………………………………………………...16
Список использованных источников………………………………………..18
Если принято решение о лицензировании, на стадии исполнения соискателю сообщается банковский счет, на который должна быть внесена сумма лицензионного сбора (если он установлен). В течение трех дней после предъявления документа об уплате лицензионного сбора за предоставление лицензии лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии. Лицензиат имеет право и на получение дубликатов указанного документа.
В некоторых случаях получение документа о наличии лицензии не завершает стадию исполнения разрешения. Например, Федеральным законом «Об оружии»[9] предусмотрена такая процедура. Граждане, получившие лицензию, имеют право приобретать огнестрельное длинноствольное оружие. Затем оружие подлежит регистрации в органе внутренних дел (ОВД) в двухнедельный срок. При регистрации в ОВД по месту жительства выдается разрешение на хранение приобретенного оружия. Фактически здесь вначале дается разрешение на приобретение, а потом на хранение конкретного ружья. Стадия исполнения решения включает также обязанность лицензирующего органа принять меры для внесения необходимых данных в реестр лицензий. В частности, в реестр вносятся данные о лицензиате, сроке действия лицензии и на какой вид деятельности она выдана. В последующем в реестр вносятся сведения о приостановлении, возобновлении и аннулировании лицензии. Имеющаяся в реестре информация является открытой. Она за плату предоставляется физическим и юридическим лицам и бесплатно – государственным и муниципальным органам. После исполнения решения о выдаче лицензии (разрешения) лицо получает право заниматься тем, на что выдано разрешение, а компетентные субъекты публичной власти приобретают право осуществлять надзор за соблюдением лицензиатами соответствующих правил и условий.
Лицензирующие органы при осуществлении надзора вправе:
- проводить проверки соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям;
- запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по возникающим вопросам;
- составлять по результатам проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
- выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения и устанавливать сроки их устранения;
- выносить предупреждение лицензиату;
- осуществлять иные, предусмотренные законодательством РФ полномочия.
Иные органы государственной власти при выявлении нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщить органу, выдавшему лицензию, о выявленных нарушениях и принятых мерах. Фактически все лицензирующие органы одновременно являются субъектами административного надзора. При этом функции лицензирования (допуска) и надзора часто выполняют разные структурные подразделения органа, разные должностные лица. Субъект, получивший разрешение (учреждение, водитель транспортного средства и др.), обязан обеспечивать условия для проведения проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы. Если утрачены документы, подтверждающие наличие лицензии, юридическое лицо преобразовано, изменилось место нахождения или наименование лицензиата, он обязан незамедлительно подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, и приложить к нему необходимые документы. Заявление должно быть подано в течение 15 дней. Компетентный орган обязан внести изменения в документ, подтверждающий наличие лицензии. Он также вносит соответствующие изменения в реестр лицензий.
Получение разрешения на определенную деятельность не всегда полностью легализирует ее результаты. Во многих случаях выпускаемая продукция, используемые средства, результаты работы должны быть аттестованы (сертифицированы). Так, по Закону РФ «О защите прав потребителей»[10] товары, услуги, на которые установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды, подлежат обязательной сертификации. Продажа такого товара, оказание таких услуг не допускается без информации о проведении обязательной сертификации.
В легализации образовательной деятельности вообще имеются три необходимые ступени. В соответствии с федеральными законами «Об образовании»[11] и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[12] образовательная деятельность обязательно лицензируется. При этом лицензии на ее ведение по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования выдаются федеральным органом исполнительной власти в сфере образования. Это первая ступень легализации образовательной деятельности.
Вторая ступень – аттестация, которая является одной из форм надзора за качеством пролицензированной деятельности. Аттестация осуществляется государственной аттестационной комиссией. Ее цель – установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников учебного заведения требованиям государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки (специальностям). Государственная аккредитация учебного заведения осуществляется на основе аттестации и является третьей ступенью легализации образовательного процесса. Она, в частности, дает право учебному заведению выдавать документы об образовании государственного образца.
В связи с допущенными нарушениями правил и условий лицензионной деятельности могут применяться разнообразные меры административного принуждения. Это меры пресечения: предостережение, изъятие документов, имущества, запрещение эксплуатации, отстранение от работы, приостановление действия лицензии и др. Виновные граждане и организации могут быть подвергнуты штрафу, лишению прав, у них может быть отозвана (аннулирована) лицензия.
Компетентный орган вправе приостановить действие лицензии, если лицензиат:
- неоднократно нарушает лицензионные требования и условия;
- совершает грубые нарушения.
Лицензирующий орган, приостанавливая действие лицензии, устанавливает срок устранения нарушений. Этот срок не может превышать шести месяцев. Если лицензиат вовремя устранит недостатки и в письменной форме сообщит об этом, лицензирующий орган обязан принять решение о возобновлении действия лицензии. Конечно, субъект власти вправе проверить обоснованность ходатайства.
Такое решение должно быть принято в течение трех дней после получения письменного уведомления о принятых мерах либо после проверки фактического устранения недостатков (выполнения предписания).
Аннулирование лицензии производится по решению суда на основании заявления лицензирующего или иного компетентного государственного органа. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии до вступления в силу решения суда. Решение о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня его принятия. Основаниями для принятия судом решения об аннулировании лицензии является неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий. Отзыв лицензии означает аннулирование данного разрешения навсегда. Заинтересованное лицо вправе в установленном порядке получить новую лицензию[13].
Таким образом, Разрешительная система – это урегулированная правом совокупность общественных отношений субъектов административной власти с гражданами и организациями, возникающих в связи с выдачей разрешений на занятие определенными видами деятельности и последующим надзором за соблюдением правил и условий осуществления разрешенной деятельности.
Цель разрешительной системы – обеспечение безопасности граждан, общества, государства. Некоторые виды общественно полезной деятельности (управление автомобилями, производство оружия и т.д.), если они осуществляются непрофессионально, без соблюдения необходимых правил, могут причинить большой вред обществу.
Заключение
Разрешительная система – это урегулированная правом совокупность общественных отношений субъектов административной власти с гражданами и организациями, возникающих в связи с выдачей разрешений на занятие определенными видами деятельности и последующим надзором за соблюдением правил и условий осуществления разрешенной деятельности.
Цель разрешительной системы – обеспечение безопасности граждан, общества, государства. Некоторые виды общественно полезной деятельности (управление автомобилями, производство оружия и т.д.), если они осуществляются непрофессионально, без соблюдения необходимых правил, могут причинить большой вред обществу[14].
Разрешительная система представляет собой комплекс правил, посредством которых регулируются: 1) порядок производства, приобретения, пользования, хранения, сбыта и перевозки определенных предметов и веществ; 2) порядок открытия и функционирования некоторых предприятий и организаций; 3) правила совершения некоторых действий. Разрешительные правила охватывают деятельность не только правоохранительную, но и хозяйственную, поскольку в ряде случаев учредители предприятия должны получить после регистрации его устава еще и разрешение (лицензию) «а занятие определенным видом хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством о лицензировании. Разрешительная система в правоохранительной сфере охватывает два родовых объекта: предметы и действия. В том смысле, что производство определенных предметов, их использование, транспортировка, оборот, а также совершение определенных действий (ведение отдельных видов деятельности) допускаются только при наличии разрешений со стороны полномочных органов. Предметы, на которые распространяется действие разрешительной системы: оружие и боеприпасы; тиры и стрельбища, магазины, торгующие оружием; объекты и помещения с оборотом психотропных веществ и наркотических средств; техника цветного копирования. Производство оружия, торговля им, его приобретение, коллекционирование или экспонирование на территории РФ ведутся на основе правил разрешительной системы, подлежат лицензированию. В Законе «Об оружии» определены круг субъектов, имеющих право на приобретение оружия, установлены правила приобретения, торговли, хранения оружия, его дарения, продажи и наследования, а также изъятия и контроля над оборотом оружия. Так, в целях предупреждения использования средств цветного копирования для изготовления поддельных денежных знаков, ценных бумаг и других документов приобретатели указанных средств представляют в органы внутренних дел заявления для получения свидетельства о регистрации этой техники.
К действиям, для совершения которых необходимо специальное разрешение или лицензия органов внутренних дел, относятся:
1) въезд в пограничную зону и в закрытые административно-
2) деятельность в области пожарной безопасности;
3) установка, эксплуатация технических средств и систем регулирования дорожного движения;
4) использование объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Подпадает под сферу разрешительно-лицензионных функций органов внутренних дел также и частная детективная и охранная деятельность.
Разрешительная система включает и дальнейший контроль и надзор за соблюдением правил и условий соответствующей деятельности.
Список использованных источников
Нормативные и законодательные акты:
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 2009. – № 7.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 30.11.2011 г.) // Российская газета. – 1996. – № 17.
3. Федеральный закон от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ (ред. от 21.11.2011 г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета. – 2011. – № 97.
4. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ (ред. от 06.12.2011 г.) «Об оружии» // Российская газета. – 1996. – № 241.
5. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (ред. от 01.02.2012 г.) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Российская газета. – 1996. – № 164.
6. Закон РФ от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 (ред. от 29.09.2011 г.) «О защите прав потребителей» // Российская газета. – 1996. – № 8.
7. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (ред. от 01.04.2012 г.) «Об образовании» // Российская газета. – 1996. – № 13.
Учебники учебные пособия:
8. Дмитриев, Ю.А., Полянский, И.А., Трофимов,
9. Административное право: Учебное пособие /
Статьи и научные публикации:
10. Дибель В. Разрешительная система в России // Ежемесячный информационно-аналитический журнал «Обозреватель–Observer». – 2006. – № 5. – С. 17 – 19.
11. Шохин, Д.В. Нормативно-правовое обеспечение разрешительной
системы в Российской Федерации / Д.В. Шохин // Законодательство. – 2011. – № 2. – С. 32 – 39.
Интернет ресурсы:
Хазановым С.Д. Понятие и особенности разрешительной системы / С.Д. Хазановым. – [Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/
[1] Хазановым С.Д. Понятие и особенности разрешительной системы / С.Д. Хазановым. [Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/
[2] Административное право: Учебное пособие / под. ред. Ю.М. Козлов, Д.М. Овсянко, Л.Л. Попов. М.: Статут, 2008. С. 243.
[3] Административное право: Учебное пособие / под. ред. Ю.М. Козлов, Д.М. Овсянко, Л.Л. Попов. М.: Статут, 2008. С. 256.
[4] Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 30.11.2011 г.) // Российская газета. 1996. № 17.
[5] Дмитриев, Ю.А., Полянский, И.А., Трофимов, Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник. М.: Феникс, 2008. С. 191.
[6] Федеральный закон от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ (ред. от 21.11.2011 г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета. 2011. № 97.
[7] Дибель В. Разрешительная система в России // Ежемесячный информационно-аналитический журнал «Обозреватель–Observer». 2006. № 5. С. 17.
[8] Дибель В. Разрешительная система в России // Ежемесячный информационно-аналитический журнал «Обозреватель–Observer». 2006. № 5. С. 19.
[9] Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ (ред. от 06.12.2011 г.) «Об оружии» // Российская газета. 1996. № 241.
[10] Закон РФ от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 (ред. от 29.09.2011 г.) «О защите прав потребителей» // Российская газета. 1996. № 8.
[11] Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (ред. от 01.04.2012 г.) «Об образовании» // Российская газета. 1996. № 13.
[12] Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (ред. от 01.02.2012 г.) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Российская газета. 1996. № 164.
[13] Шохин, Д.В. Нормативно-правовое обеспечение разрешительной системы в Российской Федерации / Д.В. Шохин // Законодательство. 2011. № 2. С. 35.
[14] Шохин, Д.В. Нормативно-правовое обеспечение разрешительной системы в Российской Федерации / Д.В. Шохин // Законодательство. 2011. № 2. С. 37.
Информация о работе Разрешительная система в Российской Федерации