Разрешительная система в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2012 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является изучение особенностей разрешительной системы в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и особенности разрешительной системы, рассмотреть правовую основу разрешительной системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Разрешительная система в Российской Федерации……………...4
§ 1.1 Понятие и особенности разрешительной системы……………….…4
§ 1.2 Правовая основа разрешительной системы. Разрешительное производство. Возбуждение дела………………………………………………..7
§ 1.3 Принятие, исполнение и надзор за соблюдением правил и условий разрешительной деятельности………………………….…………….10
§ 1.4 Приостановление, отзыв и аннулирование лицензии……………...14
Заключение……………………………………………………………………...16
Список использованных источников………………………………………..18

Работа содержит 1 файл

разрешительная система в РФ.doc

— 118.50 Кб (Скачать)


3

 

Оглавление

 

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Разрешительная система в Российской Федерации……………...4

§ 1.1 Понятие и особенности разрешительной системы……………….…4

§ 1.2 Правовая основа разрешительной системы. Разрешительное производство. Возбуждение дела………………………………………………..7

§ 1.3 Принятие, исполнение и надзор за соблюдением правил и                условий разрешительной деятельности………………………….…………….10

§ 1.4 Приостановление, отзыв и аннулирование лицензии……………...14

Заключение……………………………………………………………………...16

Список использованных источников………………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что государство как система управления во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние, как на функционирование экономики, так и на развитие общества в целом. Государство, обладая властными полномочиями, использует широкий набор средств и методов регулирования общественных отношений. Среди них можно назвать паспортную и разрешительную систему.

Разрешительная деятельность – это урегулированный административно-правовыми нормами комплекс действий органов исполнительной власти по осуществлению мер, связанных с предоставлением, приостановлением, возобновлением, аннулированием лицензий (разрешений) и контролем за соблюдением соответствующих требований и условий. Разрешительная система в Российской Федерации призвана юридически регулировать общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферах. Таким образом, основной целью функционирования лицензионно-разрешительной системы является обеспечение единой государственной политики; регулирование и защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц; обеспечение обороны и безопасности государства.

Целью написания работы является изучение особенностей разрешительной системы в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и особенности разрешительной системы, рассмотреть правовую основу разрешительной системы.

Работа состоит из введения, одной главы, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников.

 

Глава 1. Разрешительная система в Российской Федерации

 

 

§ 1.1 Понятие и особенности разрешительной системы

 

Разрешительная система – это урегулированная правом со­вокупность общественных отношений между субъектами адми­нистративной власти и гражданами (организациями), возни­кающих в связи с выдачей разрешения на занятие определен­ной деятельностью и последующим надзором за соблюдением правил и условий осуществления разрешенной деятельности[1].

В разрешительной системе можно выделить четыре главных элемента[2]:

-  наличие относительного запрета. Он может быть прямо или косвенно закреплен правовой нормой. Чаще всего это де­влется косвенно: устанавливается, что заниматься определен­ной работой можно только при наличии разрешения на это;

-  деятельность по выдаче разрешений, осуществляемая субъектами функциональной власти в отношении граждан, организаций, организационно им не подчиненных. Для невласт­ной стороны это означает получение разрешения.

-  сейчас разрешения чаще всего называют лицензиями, но достаточно широко используются и другие названия: право на управление (автомобилем, катером и т.д.), допуск (к государст­венной тайне, к определенной работе), разрешение (на оборот оружия и т.д.), отвод (природных ресурсов), квота и т.д. Раз­решение, как правило, дается уполномоченным государствен­ным органом исполнительной власти в порядке, установленном правовыми актами. Выдача разрешения – центральный эле­мент системы, поэтому она и называется разрешительной;

-  длящиеся отношения между властными и невластными субъектами, обязательным элементом которых является надзор за соблюдением лицензиатами и иными субъектами, получив­шими разрешения, правил и условий при осуществлении соот­ветствующей деятельности;

-  применение принудительных мер для прекращения (пре­сечения) нарушений правил, условий разрешенной деятельно­сти и привлечение виновных к юридической ответственности.

Разрешения, выдаваемые в рамках рассматриваемой систе­мы, и все складывающиеся при этом отношения следует отли­чать от смежных явлений[3]:

Во-первых, от разрешений, выдаваемых линейным руково­дителем своему подчиненному, как разового характера (напри­мер, санкция прокурора на совершение следователем прокура­туры обыска), так и путем предоставления определенного пол­номочия (например, налагать дисциплинарные взыскания на подчиненных). Здесь существуют совсем иные отношения, про­цедуры, отсутствует возможность административного принуж­дения.

Во-вторых, от разрешений на совершение таких единичных действий, как выдача виз для выезда из России, разрешений на ранний брак. Так, в ст. 13 СК РФ установлено[4], что по просьбе жениха или невесты может быть дано разрешение вступить в брак лицам, достигшим 16-летнего возраста, хотя по общему правилу брачный возраст равен 18 годам. В названных и иных подобных случаях совершаются действия единичные, не свя­занные с обеспечением безопасности, а потому не подлежащие последующему надзору, да его и невозможно осуществлять.

Представляется, что разрешения на совершение разовых действий, даже если они называются лицензиями (на отстрел, например, лося), находятся за рамками разрешительной сис­темы.

Разрешительная система органично сочетает личный (част­ный) и публичный интересы. Но ее применение в большем объеме, чем это необходимо, порождает напряженность в отно­шениях с субъектами государственной власти, способствует развитию бюрократизма. А там, где разрешительная процедура недостаточно регулируется правом, возникают волокита, про­извол, злоупотребления властью и даже коррупция.

Субъектами разрешительных правоотношений являются граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и организации (в том числе юридические лица), с одной сторо­ны, и субъекты публичной власти – с другой. Компетентный орган дает разрешение конкретному субъекту на каждый ли­цензируемый вид деятельности. Разрешение носит экстеррито­риальный характер. Это означает, что деятельность может осу­ществляться на всей территории РФ. По общему правилу, если лицензия выдана органом субъекта РФ, соответствующая дея­тельность может осуществляться на территориях других субъек­тов РФ при условии уведомления их лицензирующих органов[5].

Федеральными актами может быть установлено бессрочное действие разрешения (лицензии). Но, как правило, срок их действия определяется положениями о лицензировании кон­кретных видов деятельности, но не может быть менее пяти лет. На меньший срок разрешение выдается только в индивидуаль­ном порядке по заявлению соискателя лицензии.

 

§ 1.2 Правовая основа разрешительной системы. Разрешительное производство. Возбуждение дела

 

Правовая основа разрешительной системы состоит из мно­гих юридических актов разной юридической силы. Ведущая роль здесь принадлежит Федеральному закону «О лицензирова­нии отдельных видов деятельности»[6]. Однако этот Закон не рас­пространяется на внешнеэкономическую, образовательную, биржевую, природоохранную деятельность, а также отношения, возникающие в связи с использованием интеллектуальной соб­ственности, и ряд других видов лицензируемой деятельности. В этой связи вопросы лицензирования регулируются и другими федеральными законами.

Правительство РФ утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности; определяет, какие федеральные органы исполнительной власти лицензируют конкретные виды деятельности; устанавливает, какие виды деятельности вправе осуществлять органы исполнительной власти субъек­тов РФ.

Очевидно, что включение любой деятельности в орбиту раз­решительной системы означает ограничение свободы осуществ­лять ее. Поэтому это должно делаться только на основании фе­дерального закона.

Наличие правовых актов, регулирующих особый порядок осуществления названных законом видов деятельности, реали­зация таких актов означает существование специального адми­нистративно-правового режима – разрешительного. Его важ­нейшая часть – разрешительное производство, т.е. регулируе­мая процессуальными нормами процедура осуществления разрешительной деятельности.

В разрешительном производстве выделяются такие стадии[7]:

-  предварительная (возбуждение разрешительного дела);

-  принятия решения;

-  исполнения решения;

-  надзора за соблюдением лицами, получившими разреше­ние, установленных требований и условий;

-  аттестация, аккредитация разрешенной деятельности;

-  переоформление, продление разрешений;

-  применение мер принуждения за допущенные нарушения правил и условий.

Последние три стадии являются факультативными.

Разрешительное производство – часть административно-правонаделительного (оперативно-распорядительного) процес­са.

Разрешительная деятельность – разновидность организую­щей, созидательной деятельности администрации. А в ходе ор­ганизационной деятельности не существует столь жесткой по­следовательности стадий, как в юрисдикционных процессах. Стадии организационной работы могут осуществляться парал­лельно, даже меняться местами. Например, раньше может на­ступить ответственность, чем переоформление лицензии, над­зор и аккредитация осуществляются в одно и то же время, атте­стацию можно считать формой надзора. Поэтому названная последовательность стадий условна.

Относительный запрет и личный (частный) интерес побуж­дают заинтересованное лицо подать заявление о выдаче разре­шения (лицензии). Это становится началом разрешительно производства. У невластного субъекта есть право обратиться с заявлением, а значит, возбудить лицензированное дело.

Но до этого субъект обязан готовиться к лицензированию путем создания организационных, материальных, кадровых предпосылок желаемой деятельности, сбора необходимых доку­ментов. Во многих случаях взимается плата за рассмотрение за­явления соискателя. По общему правилу все расходы государ­ственного органа, связанные с подготовкой к лицензированию (командировочные расходы, оплата обследований и т.д.), несет заинтересованная сторона. Поэтому в пакет представляемых документов входит и обязательство оплатить такие затраты.

Субъект власти обязан принять заявление, проверить нали­чие и качество документов и зарегистрировать заявление. Если представлены не все необходимые документы, не внесена необ­ходимая сумма, в приеме заявления может быть отказано. Вы­дача лицензий на пользование недрами производится на кон­курсной основе, значит, в таких случаях заявления о лицензи­ровании принимаются только от победителей конкурсов.

Регистрация заявления означает, что заведено разрешитель­ное дело, и порождает обязанность субъекта власти его рас­смотреть, а значит, кроме всего прочего, проверить соблюдение обязательных общих и специальных лицензионных требований. Общие требования – это соблюдение законодательства РФ, экологических, санитарно-эпидемических, противопожарных правил. Специальные требования обусловлены спецификой от­дельных видов деятельности. К ним относятся квалификацион­ные требования к соискателям лицензии, работникам лицензи­руемой организации, наличие необходимых помещений, обору­дования, технических средств.

Если требования непосредственно вытекают из действую­щих норм и правил, то условия определяются на основе пра­вил, но с учетом конкретных обстоятельств, например, число обучаемых в учебном заведении[8].

§ 1.3 Принятие, исполнение и надзор за соблюдением правил и условий разрешительной деятельности

 

После регистрации заявления решение должно быть приня­то в срок, не превышающий 60 дней. Возможно лишь два вари­анта этого акта: о выдаче или об отказе в выдаче лицензии. Лицензионный орган обязан, а соискатель имеет право быть уве­домленным в течение трех дней о содержании принятого акта, а в случае отрицательного решения и о мотивах отказа. Основа­нием для отказа в предоставлении лицензии является наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недосто­верной или искаженной информации; несоответствие соиска­теля лицензии, принадлежащих ему или используемых им объ­ектов лицензионным требованиям и условиям.

При лицензировании отдельных видов деятельности могут быть и иные основания отказа в выдаче лицензии. Например, лицензия на сыскную деятельность не выдается гражданам, не достигшим 21 года; состоящим на учете по поводу психиче­ских заболеваний, алкоголизма или наркомании; которым предъявлено обвинение в совершении преступления; имею­щим судимость за тяжкие преступления; уволенным с государ­ственной службы, из суда или правоохранительных органов по компрометирующим основаниям; если они, работая в право­охранительных органах, осуществляли контроль за частной детективной и охранной деятельностью и со дня их увольне­ния не прошел год. А для отказа в выдаче лицензий на дея­тельность, связанную с оборотом наркотических средств, по­мимо общих, специальным основанием является отсутствие условий обеспечения безопасности, учета и сохранности этих средств.

Информация о работе Разрешительная система в Российской Федерации