РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕЕ СУБЪЕКТАМИ

Автор: Виктор Саенко, 30 Ноября 2010 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том чтобы закрепить за федеральными законами функции разграничения компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектами Федерации.
Объектом исследования является предмет ведения и полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Предметом является Конституция РФ и иные нормативно-правовые акты

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. ФЕДЕРАЦИЯ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………...5
1.1 Принципы федеративного устройства Российской Федерации………..5
1.2 Виды федерации. Федеративное устройство России…………………..8
2. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ И КОНСТИТУЦИОННЫЕ СПОСОБЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕЕ СУБЪЕКТАМИ…………………………………………………………………..13
2.1 Предметы ведения РФ……………………………………………………..14
2.2 Предметы совместного ведения РФ и субъектов Федерации………….16
3. ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕЕ СУБЪЕКТАМИ………………………………………..18
3.1 Правовые формы разграничения предметов ведения и полномочий.
Договоры и соглашения………………………………………………...19
3.2 Разграничение компетенции в сфере экономики………………..………24
Заключение……………………………………………………………….……..28
Список литературы……………………………………………….……………32

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

     Другой  проблемой, неизбежно возникающей  при разграничении компетенции  в сфере экономики, являются межбюджетные отношения. Неопределенность с решением ключевых вопросов реформирования бюджетного федерализма становится преградой к совершенствованию механизмов взаимодействия различных уровней публичной власти. Реалии межбюджетных отношений справедливо рассматривается многими специалистами в качестве одного из основных препятствий на пути действительной федерализации Российского государства.

     На  федеральном уровне уже проделана  огромная работа по приведению межбюджетных отношений в нормальное юридическое  русло. Принята “Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года”10, обозначившая приоритеты в данной сфере общественных отношений, хотя нельзя не отметить декларативности многих ее положений. В качестве первоочередных задач нормативного правового регулирования провозглашаются:

  • усиление стимулирующей функции межбюджетных отношений,
  • устранение нефинансируемого федерального мандата,
  • минимизация встречных потоков бюджетных средств,
  • ликвидация феномена искусственной дотационности регионов,
  • сбалансированность бюджетов всех уровней и их равнодефицитность,
  • справедливое и оптимальное распределение налогов, включая поэтапный переход к системе “один налог - один бюджет”.

     Практика  бюджетного федерализма в России выходит сегодня на новый, более  высокий уровень развития и сталкивается с проблемами, давно уже ставшими предметом озабоченности в наиболее развитых федеративных государствах. Большинство из этих проблем лежит в сфере финансового обеспечения осуществления полномочий, оказывая, таким образом, значительное влияние на весь процесс взаимодействия разных уровней публичной власти.

 

      Заключение

     В заключение можно сделать следующие  выводы:

     Согласно  Федеральному закону «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации» полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Федерации по предметам ведения субъектов Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Федерации.

     Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями.

     Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

     Федеральные законы, договоры о разграничении полномочий и соглашения, определяющие полномочия органов государственной власти субъекта Федерации, должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий, а также должны соответствовать другим требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

     На  основании изложенного можно  констатировать наличие следующих  основных направлений модернизации существующей в Российской Федерации модели разграничения предметов ведения и полномочий:

     1) создание системы норм, обеспечивающих  чёткое и сбалансированное разграничение  предметов ведения и полномочий  между Российской Федерацией  и ее субъектами, для чего потребуется  внесение изменений в ч. 3 ст. 11 Конституции РФ, направленных на:

  • однозначное определение места договоров в системе взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов;
  • закрепление за федеральными законами функции разграничения компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации;
  • исключение из Конституции РФ ссылки на Федеративный договор;

     2) конституционное закрепление оптимальной  модели разграничения компетенции  между уровнями власти (ст. 71-73), исходя  из недопустимости как избыточной децентрализации, так и неоправданной концентрации полномочий на федеральном уровне, путем:

  • усложнения конституционно-правовой конструкции разграничения компетенции, распространения ее на вертикальные и горизонтальные властеотношения;
  • признания в качестве критерия оптимума централизации властных полномочий способности власти удовлетворять потребности населения;
  • закрепления за федеральным Центром лишь тех полномочий, которые относится к функционированию Федерации в целом;
  • справедливого и разумного выравнивания доходов субъектов Российской Федерации;
  • необходимости ликвидации практики нефинансируемых мандатов;
  • целесообразности разграничения компетенции в финансовой сфере, а также закрепления гарантий против его игнорирования;

     3) законодательное закрепление принципа субсидиарности, согласно которому полномочия должны осуществляться на том уровне власти, где это дает наибольший эффект, и где возможен реальный общественный контроль над действиями наиболее близкого к населению уровня публичной власти;

     4) совершенствование института совместного  ведения Российской Федерации  и ее субъектов, сохранение  которого оправдано лишь в  случае, если его конституционные  основы будут доработаны с  учетом необходимости:

  • обеспечения параллельного функционирования рамочного федерального и детализирующего регионального законодательства;
  • реального софинансирования из федерального и региональных бюджетов соответствующих расходных обязательств (а не просто передачи трансфертных финансовых ресурсов под федеральные мандаты);
  • взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти в практическом осуществлении полномочий как реальных управленческих функций (во всех остальных случаях совместное ведение не требуется, т.к. объем и разнообразие конституционно обозначенных предметов совместного ведения не позволяет предложить эффективные механизмы их реализации);

     5) совершенствование правового регулирования  недропользования посредством: 

  • изъятия недр из имеющегося в Гражданском кодексе перечня объектов имущественных отношений (недвижимого имущества);
  • законодательного закрепления принципа, согласно которому любые имущественные отношения в сфере недропользования возникают только с момента извлечения продукта;
  • конституционного закрепления за недрами статуса единого и неделимого богатства (достояния) общегосударственного значения;
  • разграничения управленческих полномочий на основе выделения участков недр федерального, регионального и местного значения, по отношению к которым могут быть определены процедуры лицензирования недропользования, контроля над выполнением обязательств недропользователей, финансирования поисковых, геологоразведочных, природоохранных и природовосстановительных работ;
  • упразднения института единой государственной собственности на недра с его пообъектным разделом при соблюдении преимущественной роли федеральной государственной собственности.

 

    Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993. «Российская газета», № 237, 25.12.1993.

2. Федеральный закон от 4 июля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями на 22 июля 2008 года).- СПС «Кодекс», www.kodeks.ru

3. Уставы субъектов РФ: Центральный федеральный округ / сост. А.П. Любимов. – М. : Изд-во Гос. Думы, 2001. – Ч. 2 – 792 с.

4. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича. – М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2007.

5. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Г.Д. Садовникова. – 3-е изд., испр и доп. – М. : Юрист, 2005. – 188 с.

6 Любимов А.П. Комментарий к Конституции Российской Федерации: толкование и истолкование Конституции РФ в решениях Конституционного Суда РФ / А.П. Любимов. – М. : Экзамен, 2005. – 655 с.

7. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. Издание 6-е, исправ. и доп. М., Норма, 2007.

8. Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

9. Конституционализм. Исторический путь России к либеральной демократии: сб. документов / сост.: А.В. Гоголевский, Б.Н. Ковалев. – М. : Юрист, 2000. – 624 с.

10. Хабриева Т.Я. Теория современной конституции / Т.Я. Хабриева. – М.: Норма, 2005. – 319 с.

11. Хрестоматия по российскому конституционному праву / сост. Е.М. Ковешников. – М. : Просвещение, 2001. – 784 с.

Информация о работе РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕЕ СУБЪЕКТАМИ