Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 11:36, курсовая работа
Актуальность выбранной темы в том, что административная юстиция одна из немногих научных сфер, где на стыке ряда правовых отраслей – административного и гражданского права, административного и гражданского процессов состязаются в мирном соперничестве представители науки конституционно-правового и гражданско-правового циклов. Целью данной работы является подробное рассмотрение процесса развития административной юстиции с последующим выявлением возникающих проблем в этой сфере.
3) судебные коллегии по административным делам верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, которые образуются президиумами этих судов по мере необходимости. Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к федеральным межрайонным административным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ;
4) федеральные межрайонные административные суды, которые могут стать вышестоящей судебной инстанцией по административным делам, рассмотренным мировыми судьями. Эти суды будут действовать в отношении нескольких районов субъекта РФ.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ будет рассматривать дела в качестве суда второй инстанции и в порядке надзора, а в качестве суда первой инстанции — следующие дела:
1) об оспаривании нормативных
и ненормативных правовых
2) о приостановлении
и прекращении деятельности
3) об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии РФ (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения, действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума);
4) по разрешению
споров между органами государс
5) иные административные дела, имеющие важное государственное или международное значение, если они не могут быть рассмотрены в нижестоящих судах.
Федеральные конституционные законы могут отнести к подсудности Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции и другие административные дела. Он рассматривает также дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
Федеральный окружной административный суд будет рассматривать административные дела в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам. В качестве суда первой инстанции к его подсудности могут быть отнесены дела:
1) об оспаривании
нормативных правовых актов,
2) об оспаривании
нормативных правовых актов
3) об оспаривании
решений и действий (бездействия) избирательной комиссии республики,
края, области, города федерального значения,
автономной области, автономного округа,
окружной избирательной комиссии по выборам
в федеральные органы государственной
власти, органы государственной власти
субъектов РФ, соответствующих комиссий
референдума (за исключением решений,
принимаемых по жалобам на решения, действия
(бездействие) нижестоящих избирательных
комиссий, комиссий референдума);
4) по спорам между органами государственной власти субъектов РФ, входящих в судебный округ. Предусмотрено, что в случае возникновения спора между органами государственной власти субъектов РФ, входящих в различные судебные округа, подсудность дела будет определяться Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда РФ.
Федеральным конституционным
законом к подсудности
Президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа рассматривает дела по протестам на кассационные определения этих судов, на вступившие в силу решения и определения федеральных межрайонных судов.
Судебная коллегия по административным делам верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа рассматривает дела по жалобам на не вступившие в силу решения и определения федеральных межрайонных административных судов. В качестве суда первой инстанции Судебная коллегия рассматривает дела:
1) связанные с государственной тайной, кроме дел, подсудных вышестоящим судам;
2) об оспаривании нормативных
правовых актов органов
3) об оспаривании ненормативных актов высших должностных лиц субъектов РФ;
4) о приостановлении
и прекращении деятельности
Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным межрайонным административным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ. Указанные суды рассматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам, и к их подсудности в качестве суда первой инстанции федеральными конституционными законами могут быть отнесены и другие административные дела. Федеральный межрайонный административный суд будет рассматривать административные дела, за исключением дел, отнесенных к подсудности Верховного Суда РФ, федерального окружного суда, судебной коллегии по административным делам верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа.
Предполагается, что административные дела в федеральных межрайонных административных судах рассматриваются судьей единолично, а в вышестоящих судах — в составе трех профессиональных судей.
Как известно, без теоретических обоснований необходимости установления или учреждения того или иного административно-правового института не возможна разработка и принятие эффективно действующего нормативного правового акта, который регулировал бы систему отношений в соответствующей области административного права. Поэтому проблема разработки специального процессуального закона — Кодекса административного судопроизводства — непременно увязывается в настоящее время с созданной теоретической концепцией административного судопроизводства. Несмотря на достигнутый высокий уровень аргументации целесообразности формирования специализированного административного судопроизводства в административных судах, отмечается отсутствие ясности в самой концепции административного правосудия, в его соотношении с конституционным понятием «административное судопроизводство» и «административная юстиция»5. По мнению К. А. Тихомирова, при создании системы административного судопроизводства главным является определение его объема, характера и природы. К сфере административного судопроизводства он относит: 1) административные дела, возникающие в сфере государственного управления и регулирования; 2) споры, возникающие из административных правоотношений; 3) дела по защите прав и свобод граждан в сфере управлений.
В марте 2003 г. Совет при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия обсудил проект Федерального закона «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации». Этот законопроект включает в себя шесть разделов:
1. Общие положения (предмет регулирования; задачи и принципы административного судопроизводства; состав суда, отводы, компетенция судов по рассмотрению административных дел; доказательства и процессуальные сроки; судебные извещения, расходы и вызовы).
2. Производство в суде первой инстанции (подача и обеспечение жалобы; подготовка дела к судебному разбирательству и судебное разбирательство; постановление суда).
3. Пересмотр судебных
постановлений (кассационное
4. Особое производство
(восстановление утраченного
5. Исполнительное производство (исполнение судебных решений).
6. Особенности рассмотрения
и разрешения споров по
Проект Кодекса
Список используемых источников и литературы
1 СЗ РФ. – 1997. - № 1. – Ст.1.
2 Тихомиров Ю.А. Административное судопроизводство в России: перспективы развития // Российская юстиция. – 1998. - № 8. – С.35.
3 Российская газета. - № 93. – 16.05.1995.
4 Российская газета. - № 137. – 27.07.2002.
5 Тихомиров Ю. Административное судопроизводство в России: проблемы развития // Российская юстиция. - № 8. – С.35.
Информация о работе Проблемы развития административной юстиции в РФ