Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 11:36, курсовая работа
Актуальность выбранной темы в том, что административная юстиция одна из немногих научных сфер, где на стыке ряда правовых отраслей – административного и гражданского права, административного и гражданского процессов состязаются в мирном соперничестве представители науки конституционно-правового и гражданско-правового циклов. Целью данной работы является подробное рассмотрение процесса развития административной юстиции с последующим выявлением возникающих проблем в этой сфере.
Конституция РФ (ст. 46) гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушающие права и свободы граждан и их объединений могут быть обжалованы в суд. Предусмотренное Конституцией РФ, а также действующим законодательством право обращаться за защитой в суд явилось серьезным фактором укрепления гарантий прав граждан в сфере функционирования исполнительной власти. Суды оцениваются юристами разных стран как органы, обеспечивающие наиболее действенный контроль за соблюдением законности администрацией, а изъятие из компетенции судов административных споров - как один из способов сохранения могущества администрации. В условиях разделения властей должна значительно возрастать роль именно судебной власти в защите прав и законных интересов граждан. Суд выступает специализированным государственным органом, осуществляющим функцию социального контроля при наличии конфликта между отдельными членами общества, между ними и государством, конфликта, возникшего в любой сфере деятельности человека, урегулированной правом.
В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Положения, содержащиеся в п. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации"1, а также в ст. 26 данного Закона, предусматривают возможность создания специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел, статус которых должен быть установлен федеральным конституционным законом. Вместе с тем Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" относит к федеральным судам и специализированные суды, которые составляют систему федеральных судов общей юрисдикции (п. 3 ст. 1), а учреждение их возможно только путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный конституционный закон (п. 1 ст. 26). По мнению Ю.А. Тихомирова, казалось бы, модель судов в административной сфере определена. В действительности же все обстоит гораздо сложнее. Пока нет ясности в самой концепции административного правосудия, в соотношении его с конституционным понятием "административное судопроизводство" и с традиционно используемым понятием "административная юстиция"2.
По ныне действующему законодательству рассмотрение административных дел отнесено к ведению судов общей юрисдикции в соответствии с их подведомственностью. Кроме того, разрешение определенной категории административно-правовых споров осуществляется также арбитражными судами. Согласно Федеральному конституционному закону "Об арбитражных судах в Российской Федерации"3 и Арбитражному процессуальному кодексу РФ4 арбитражные суды, осуществляя защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных экономических интересов организаций и граждан, содействуя режиму законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, вправе рассматривать, например, споры о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; споры об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом. Следует отметить, что в составе Высшего Арбитражного Суда РФ действует судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административно-правовых отношений.
Практика рассмотрения судами общей юрисдикции административно-правовых споров также имеет явную тенденцию к значительному росту. В этой связи закономерным является постановка вопроса о необходимости специализации судей. Подобная идея неоднократно высказывалась в юридической литературе. Следует также отметить, что и представители судейского корпуса активно поддерживают эту идею. В настоящее время суды переполнены делами, а большинство судей, которые рассматривают гражданские дела, работают с явным превышением индивидуальной нагрузки.
В целях преодоления
негативных тенденций в рассмотрении административных дел Верховный
Суд РФ предлагает создать в системе судов
общей юрисдикции административные суды,
не связанные с существующим административно-
В законопроекте предполагается также, что функции административной юстиции будут выполнять мировые судьи, но подсудность их дел вообще не определена.
Согласно этим проектам к административным делам относятся дела об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также дела по спорам, связанным с применением законодательства о выборах, налогового законодательства, по спорам органов государственной власти и органов местного самоуправления между собой, дела о приостановлении или прекращении деятельности общественных объединений.
Изучение указанного
выше законопроекта дает основание высказать ряд критических
замечаний. Так, вызывает сомнение предложение
о создании межрайонных административных
судов. По сути дела они отделяются от
населения, а ведь главная задача этих
судов - обеспечить охрану прав граждан
от действия публичной администрации.
В законопроекте не определено, какие
функции будут выполнять окружные суды
по отношению к коллегиям по административным
делам судов субъектов РФ: применительно
к статусу граждан создание окружных судов
еще более отдаляет граждан от правосудия:
суды субъектов РФ включены в систему
административной юстиции, их независимость
от региональных властей должна осуществляться
прежде всего путем финансирования и создания
достаточных материально-технических
условий за счет средств федерального
бюджета и организационного и кадрового
обеспечения со стороны территориального
управления Судебного департамента при
Верховном суде РФ. Видимо, нецелесообразно
наделять функциями контроля за актами
(решениями) и действиями местной администрации
мировых судей. Система мировой юстиции
находится в стадии становления, у мировых
судей весьма обширный объем компетенции.
Надо учитывать и территорию судебного
участка, которая сравнительно невелика
по отношению к существующему административно-
Понятно, что специализация судебных составов связана с необходимостью глубокого изучения и правильного применения судьями довольно широкого массива законодательства, используемого для рассмотрения определенной категории дел в сфере управления. Вследствие сложности названной категории дел их рассмотрение и правильное разрешение требуют высокого профессионализма. Но, поскольку основная масса дел рассматривается в порядке гражданского судопроизводства районными судами и судами областного уровня, такую специализацию обеспечить сложно.
Таким образом, естественным продолжением укрепления судебной власти как третьей власти в государстве было бы учреждение системы административных судов, которая может иметь структуру, предложенную Верховным Судом РФ, может быть скопирована с системы построения судов общей юрисдикции путем вычленения специализированных коллегий (палат), созданных на первом этапе в судах общей юрисдикции всех уровней для рассмотрения административных споров. При этом следовало бы четко определить подсудность конкретных видов дел судам соответствующих инстанций я процедуру рассмотрения этих дел.
Другой вариант формирования административной юстиции связан с сохранением специализированных палат на уровне районных, городских судов и созданием административного суда в каждом субъекте Федерации, а также в Высшем Административном Суде Российской Федерации. Таким образом постепенно будет создана стройная система органов административной юстиции, возглавляемая Высшим Административным Судом РФ.
Формирование коллегий по административным делам, а также создание самих административных судов полностью соответствует идее о специализированном подходе к организации судопроизводства в нашей стране. Предложенные концепции могут быть реализованы с учетом того, что порядок организации и учреждения органов административной юстиции, процедура их деятельности должны быть урегулированы федеральным законодательством. Как известно, ст. 118 Конституции РФ прямо указала на административное судопроизводство наряду с конституционным, гражданским, уголовным. Осуществление судебного контроля за решениями органов публичной администрации требует адекватных процессуальных форм судопроизводства, существенно отличающихся от гражданского судопроизводства.
Полагаем, что формой обращения за судебной защитой в публично-правовом (административном) споре может быть административный иск. При этом должны быть определены разновидности административных исков, в зависимости от которых будут предусмотрены виды судебных постановлений и правила их исполнения:
а) о признании нормативного правового акта публичной администрации (органа исполнительной власти, органа местного самоуправления), нарушающего права и свободы человека и гражданина, не соответствующим закону:
б) об отмене или изменении
индивидуального
в) об издании (принятии)
индивидуального административн
г) о признании конкретного юридического факта в качестве основания возникновения, изменения или прекращения публично-правового (административного) статуса гражданина.
В Законе об административном судопроизводстве необходимо закрепить принципы правосудия, вытекающие из норм Конституции РФ и отражающие идеи правового государства. Отметим, что эти принципы в равной мере являются основополагающими в гражданском, арбитражном и уголовном процессах.
Важной проблемой административного судопроизводства является порядок пересмотра решений, вынесенных административными судами. В административном судопроизводстве целесообразно ввести апелляционный порядок обжалования судебных постановлений. Представляется, что административный суд второй инстанции вправе принять одно из следующих решений по апелляционной жалобе: 1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу без удовлетворения; 2) изменить решение суда первой инстанции или отменить его и вынести новое решение: 3) отменить решение суда первой инстанции и прекратить производство по делу.
Формой вынесения нового решения может быть апелляционное постановление, а в случаях оставления жалобы без удовлетворения или прекращения дела производством - апелляционное определение. Вместе с тем не следует исключать возможности пересмотра судебных решении в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
§ 3. Административные суды в России: результаты и проблемы законопроектной деятельности
Необходимость учреждения в России федеральных административных судов по осуществлению административного судопроизводства основывается на ст. 118 и 126 Конституции РФ, согласно которым правосудие в судах общей юрисдикции осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства.
По мнению разработчиков законопроекта, создаваемые федеральные административные суды должны находиться в системе судов общей юрисдикции и рассматривать административные дела, к которым можно отнести (кроме дел, рассматриваемых по правилам конституционного, гражданского и уголовного судопроизводства, и дел об административных правонарушениях) дела об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также по спорам, связанным с применением законодательства о выборах, налогового законодательства, по спорам органов государственной власти и органов местного самоуправления между собой. К компетенции административных судов предполагается отнести и дела о приостановлении или прекращении деятельности общественных объединений. К категории административных относятся дела, вытекающие из административно-властных полномочий органов государственной власти и местного самоуправления. Таким образом, указанные административные дела рассматриваются судами общей юрисдикции, включая федеральные административные суды и соответствующие коллегии по административным делам.
К будущим федеральным административным судам могут быть отнесены:
1) Судебная коллегия
по административным делам
2) федеральные окружные
административный суды. Они могут
стать, по мнению законодателей, непосредственно
вышестоящими судебными инстанциями для административных
дел, рассмотренных входящими в судебный
округ верховными судами республик, краевыми,
областными судами, судами городов федерального
значения, судами автономной области и
автономных округов. Создание в системе
судов общей юрисдикции административных
судов, не связанных с существующим административно-
Информация о работе Проблемы развития административной юстиции в РФ