Проблемы осуществления прав и исполнение обязанностей несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Здесь имеется широкое поле для интересного научного поиска в целях совершенствования и практического приложения полученных знаний.
Цели курсовой работы:
1. Сформулировать юридическое определение правового статуса несовершеннолетнего гражданина;
2. Рассмотреть их права и обязанности, возникающие с достижением определенного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Дееспособность несовершеннолетних 5
1.1. Понятие «Несовершеннолетний» в гражданском праве 5
1.2. Дееспособность детей от 0 до 6 лет 7
1.3. Неполная (частичная) дееспособность несовершеннолетних 9
1.4. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет 16
Глава 2. Проблемы осуществления прав и исполнение обязанностей несовершеннолетних 20
2.1. Проблемы совершения и исполнения сделок с участием несовершеннолетних 20
2.2. Проблемы гражданско-правовой ответственности несовершеннолетних 22
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая Семейное право.docx

— 55.31 Кб (Скачать)

Другие ученые придерживаются мнения, что, несмотря на указанные  обстоятельства, необходимо считать  малолетних граждан наделенными  определенной, хотя и незначительной дееспособностью. Эта идея была отчетливо  выражена в ГК РСФСР 1964 г., ст. 14 которого имела наименование «Дееспособность несовершеннолетних в возрасте до 15 лет».

Действующий ГК РФ устанавливает, что определенные сделки малолетние могут совершать не с момента  рождения (в соответствии со ст. 14 ГК РСФСР 1964 г.), а по достижении шести лет (п. 2 ст. 28 ГК РФ). Следовательно, достижения шести лет дети не могут совершать никаких юридически значимых действий, т.е. признаются полностью недееспособными. Прямого указания в законе на это не содержится, но такой вывод вытекает из п. 2 ст. 28 ГК РФ.

Сейчас же, мы придерживаемся, точки зрения, согласно которой несовершеннолетние граждане в возрасте от шести до четырнадцати лет обладают дееспособностью, так как дееспособность предполагает способность к совершению юридически значимых действий. При совершении определенного круга малолетние сами формируют и выражают свою волю и юридически значимых действиях. Способность же нести ответственность за гражданские правонарушения будет составлять уже другой элемент дееспособности, независимый от сделкоспособности физического лица. Если бы сделкоспособность и деликтоспособность были неразрывно связаны, тогда следовало бы однозначно признавать, что абсолютно все сделки порождают обязанности, за которые впоследствии лица несут либо могут понести ответственность. Так, необходимо было признать, что сделки по распоряжению имуществом на случай смерти (завещание) порождают ответственность лица, ее совершившего. Однако такое умозаключение является абсурдным. Сделкоспособность малолетних сводится к тому, что, малолетним гражданам в возрасте от 6 до 14 лет предоставлено право самостоятельно совершать, помимо мелких бытовых, сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, если только эти сделки не требуют нотариального удостоверения или государственной регистрации, а также сделки по распоряжению средствами, которые предоставили им их законный представитель либо третьи лица с согласия законного представителя для определенной цели либо для свободного распоряжения.

Таким образом, малолетний в  возрасте от 6 до 14 лет сам может  получить в дар имущество, если только, соответствующий договор не должен быть нотариально удостоверен или  не подлежит государственной регистрации. Следовательно, по-прежнему только родители (усыновители, опекуны) вправе принять  в дар от имени ребенка земельный участок, дом, квартиру, другое недвижимое имущество, поскольку эти сделки подлежат обязательной государственной регистрации (ст. 164 ГК РФ).4

Немного сложнее вопрос, касающийся свойств передаваемого  имущества. ГК РФ ничего не говорит  о том, какими свойствами и характеристиками должен обладать передаваемый объект. Примером зависимости вещи от свойств  могут послужить животные. Так, малолетнему  гражданину могут подарить обезьяну. Являясь безвозмездной сделкой (ст. 582 ГК РФ), дарение не требует согласия законных представителей на ее совершение. Вместе с тем животное может причинить вред не только самому малолетнему и членам его семьи, но и третьим лицам. В связи с тем, что малолетние деликтоспособностью не обладают, за вред, причиненной вещью, будут отвечать его законные представители. Во избежание подобных ситуаций мы предлагаем установить запрет на совершение сделок, направленных на безвозмездное получение выгоды, не требующих нотариального удостоверения либо государственной регистрации, с объектами, относящимися к источникам повышенной опасности.

Следующее право малолетнего  в возрасте от шести до четырнадцати лет заключается в самостоятельном  совершении сделок по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим  лицом для определенной цели или  для свободного распоряжения (п. 1 ст. 28 ГК РФ). Данный вид сделок размером стоимости не ограничен и может заключаться на имущество любой ценности. Несмотря на то, что малолетний самостоятельно распоряжается предоставленными средствами, его права от злоупотребления третьих лиц защищаются предварительным получением согласия законных представителей на передачу несовершеннолетнему данных средств. В отношениях с участием третьих лиц мы видим замену субъекта, которому выдается разрешение на заключение сделки. Разрешение выдается не самому малолетнему, а третьему лицу, желающему передать такие средства.

Если малолетним совершена  сделка, не предусмотренная п. 2 ст. 28 ГК, она признается ничтожной с момента совершения (п. 1 ст. 172 ГК), и к ней применяются последствия недействительности сделки, совершенной гражданином, признанным недееспособным (п. 1 ст. 171 ГК). В связи с этим имущественные последствия сделки, совершенной физическим лицом, не достигшим четырнадцати лет, будут подразделяться на основные и дополнительные. К основным имущественным последствиям будет в соответствии с п. 1 ст. 171 ГК РФ относиться возвращение каждой из сторон по недействительной сделке другой все, полученное в натуре, а при невозможности возвратить полученное в натуре – возмещение ее денежной стоимости. Дополнительным последствием в силу той же статьи, будет обязательное возмещение дееспособной стороной другой стороне понесенного ею реального ущерба, если дееспособная сторона знала или должна была знать о недееспособности другой стороны. Из этого видно, что особенностью возложения дополнительных имущественных последствий на дееспособную сторону является то, что возложение поставлено в прямую зависимость от субъективного момента поведения дееспособной стороны (последняя знала или должна была знать о недееспособности другой стороны). Однако, по требованию родителей, усыновителей или опекуна несовершеннолетнего в его интересах совершенная им сделка может быть признана судом действительной, если она совершена к выгоде малолетнего (п. 2 ст. 172 ГК).

Все сделки, на которые сделкоспособность  малолетних не распространяется, могут  совершать от их имени только родители, усыновители или опекуны. Однако родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки  и попечительства установлено, что  между интересами родителей и  детей имеются противоречия. В  случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя  для защиты прав и интересов детей (п. 2 ст. 64 СК РФ).

Таким образом, если недействительность сделки, равно как и возвращение  сторон в первоначальное имущественное  положение происходят в силу предусмотренных  законом объективных фактов, то применение дополнительных последствий находится  в зависимости от момента субъективного порядка, который получил объективное выражение в поведении дееспособной стороны.

С учетом положений о конвалидации сделок, это утверждение не подлежит корректировке (ст. 51 ГК РСФСР), но рассматривается на граждан, как было сказано выше, не достигшим пятнадцати лет.

Все сказанное позволяет  сделать вывод о том, что действующее гражданское законодательство России, регламентирующее особенности гражданско-правового положения малолетних, нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании с целью создания и обеспечения максимально благоприятных правовых условий для лиц, относящихся к данной возрастной группе.

 

1.4. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет

Наше законодательство выделяет физические лица в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Это так называемые частично дееспособные граждане.

Дееспособность несовершеннолетних лиц, достигших 14 лет, весьма значительно  отличается от дееспособности малолетних и по целому ряду параметров приближается к полной дееспособности. Несовершеннолетние, относящиеся к данной возрастной группе, вправе совершать те сделки, которые предусматриваются ст. 28 ГК РФ.

Остальные сделки от их имени  могут совершать только родители, усыновители или опекуны. Каждое из названных в п. 2 ст. 26 ГК РФ правомочий свидетельствует о признании законодателем за несовершеннолетними, относящимися к данной возрастной группе, достаточно высокого уровня интеллектуального и психоэмоционального развития, обладании ими определенными практическими навыками, позволяющими принимать активное участие в гражданском обороте. Эти лица рассматриваются как потенциальные творцы-изобретатели, авторы произведений науки, литературы или искусства, как банковские клиенты и, наконец, как участники деятельности, приносящей доход. При этом в п. 2 ст. 26 ГК РФ закреплено, что несовершеннолетние вправе самостоятельно распоряжаться не только своим заработком или стипендией, но и иными доходами, под которыми принято понимать доходы, получаемые несовершеннолетним от использования созданных им или его умершим родителем результатов интеллектуальной деятельности, приходящуюся на его долю часть прибыли производственного кооператива, в котором он участвует; дивиденды по акциям, подаренным или завещанным несовершеннолетнему лицу; доходы, получаемые от управления принадлежащим ему имуществом, и др. За исключением, установленными п. 1 ст. 26 ГК РФ, с письменного согласия законных представителей.

Право распоряжения несовершеннолетнего  своими заработком, стипендией и иными  доходами вытекает из возможности несовершеннолетнего  с четырнадцати лет вступать в  трудовые отношения, поступать в  учебные заведения, заниматься предпринимательской  деятельностью, в результате которой  он получает определенное вознаграждение.5

Существует мнение, в соответствии с которым несовершеннолетнему  в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет для совершения сделки достаточно согласия только одного из родителей. Но если придерживаться данной точки зрения, то достаточно согласия на совершение сделки, выданного формально числящимся не участвующим в воспитании ребенка родителем в обход волеизъявления другого родителя. Однако согласно п. 1 ст. 31 СК РФ вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов. Получение же несовершеннолетним согласия на совершение сделки от одного из родителей явно ущемляет право «равенства» другого родителя по вопросам жизни семьи, который, в частности, может быть против данной сделки. Также подтверждением необходимости получения согласия обоих родителей может служить и тот факт, что в п. 1 ст. 26 ГК РФ употреблены во множественном числе термины «родители» и «усыновители». В то же время в ст. 26 ГК РФ использован термин «попечитель» в единственном числе, так как попечителем назначается одно лицо. Опять же происходит противоречие, в п. 2 ст. 27 оговаривается согласие обоих родителей, по решению ответственности, вследствие причинения вреда их ребенком.

Я считаю, что, если ребенок  воспитается одним членом семьи, берет на себя все полномочия при  его воспитании, вполне логично, достаточно одного голоса родителя для получения  согласия.

Гражданско-правовое положение  несовершеннолетних, относящихся к  рассматриваемой возрастной группе, не является неизменным, а носит  ярко выраженный динамичный характер. Уже отмечалось, что принадлежащий несовершеннолетнему лицу объем дееспособности может быть резко сужен вследствие ограничения или лишения его права самостоятельно распоряжаться своими доходами. Возможны изменения и в прямо противоположном направлении. Так, в случае вступления несовершеннолетнего в брак данное лицо приобретает дееспособность в полном объеме (п. 2 ст. 21 ГК РФ). К другим факторам, влияющим на правосубъектность несовершеннолетних данной возрастной группы, относится достижение ими 16-летнего возраста, с которым связано возникновение права стать членом кооператива (п. 2 ст. 26 ГК РФ). С этого же момента у несовершеннолетних появляется возможность приобрести дееспособность в полном объеме путем эмансипации, возможной в тех случаях, когда несовершеннолетний работает по трудовому договору, в том числе и по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 27 ГК РФ).

Эмансипация весьма подробно исследуется, но неоднозначно оценивается  современными учеными: «В условиях рыночной экономики институт эмансипации содействует обретению несовершеннолетними гражданами экономической самостоятельности, развитию их способностей и навыков участия в трудовой и предпринимательской деятельности». Имеется и прямо противоположное мнение, в соответствии с которым прибегать к эмансипации «надлежит лишь в исключительных случаях, при сложившейся крайне неблагоприятном материальном положении несовершеннолетнего, его семьи».6

Не могу не согласиться  с обоими мнениями о том, для чего прибегают к эмансипации. Как  сказано выше, необходимость обретения  эмансипации влечет из-за неблагополучного положения в семье или достижения навыков в трудовой деятельности.

Множество сложных, дискуссионных  вопросов возникает и при практическом применении данного института. Наибольшие затруднения вызывает тот факт, что в действующем законодательстве отсутствует указание о том, с какого возраста несовершеннолетний может заниматься предпринимательской деятельностью. Буквальный анализ ст. 27 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что такой деятельностью несовершеннолетний может заниматься уже с 14 лет, но, только достигнув возраста 16 лет, он может решать вопрос о своей эмансипации. Однако анализ ст. 21, 26 и 27 ГК РФ свидетельствует об обратном – для занятия предпринимательской деятельностью гражданин должен быть полностью дееспособным. Еще одно противоречие, требующее своего разрешения, заключается в следующем: предпринимательская деятельность определяется как самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск (п. 1 ст. 2 ГК РФ), но п. 1 ст. 27 ГК РФ допускает ее осуществление несовершеннолетними лицами только с согласия родителей, усыновителей или попечителя, что лишает данную деятельность ее основного конституирующего признака.7

С. Буткина делает вывод о том, что с эмансипацией связаны изменения лишь в отдельных гражданских и семейных правоотношениях. В остальном лицо продолжает оставаться ребенком и обладает всеми связанными с этим правами, в частности не его правовой статус распространяются нормы ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в российской Федерации».

Из всего изложенного  можно сделать вывод о том, что нормы института эмансипации  недостаточны для урегулирования всех возникающих проблем и, кроме  того, далеко не совершенны. 

Глава 2. Проблемы осуществления прав и исполнение обязанностей несовершеннолетних

2.1. Проблемы совершения и исполнения сделок с участием несовершеннолетних

Рассмотрим на практике, проблемы совершения сделок с участием несовершеннолетних.

Информация о работе Проблемы осуществления прав и исполнение обязанностей несовершеннолетних