Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:35, курсовая работа
Применяя на практике данное административное наказание, должностные лица органов внутренних дел, Федеральной миграционной службы, судьи сталкиваются с рядом проблем, обусловленных, прежде всего, недостаточно полным и четким нормативным правовым регулированием как производства по делам об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение, так и непосредственно исполнительного производства. Все это влечет за собой невозможность регулирования процесса миграции и многочисленные нарушения прав
Введение ………………………………………………………………………………....3
1. Общая характеристика административного выдворения за
пределы РФ иностранных граждан и
лиц без гражданства 6
1.1Исторические и теоретические аспекты понятия «административного выдворения» 6
1.2Соотношение административного выдворения и депортации 13
1.3Основания назначения административного выдворения 15
2. Проблемы назначения и исполнения административного
наказания в виде административного выдворения за
пределы РФ иностранного гражданина
или лица без гражданства 18
2.1 Субъекты реализации административной ответственности в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства 18
2.2 Производство по делам об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение 24
2.3 Процедура исполнения постановления
об административном выдворении 27
Заключение 31
Список использованной литературы 33
контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации». Причем данная мера наказания может быть как основной, так и дополнительной (п.2ст.3.3 КоАП). И хотя в соответствии со ст. 3.3 КоАП РФ административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться как в виде основного, так и дополнительного административного наказания, анализ норм КоАП РФ свидетельствует, что на сегодняшний день данный вид наказания выступает в качестве альтернативного дополнительного наказания к административному штрафу. Иными словами, при рассмотрении вопроса о привлечении иностранного гражданина или лица без гражданства к административной ответственности правоприменительному органу предоставлено право применить административное выдворение как дополнительное наказание наряду с основным наказанием в виде административного штрафа либо ограничиться только последним (основным). Отдельного применение такого наказания, как административное выдворение, КоАП РФ не предусматривает.
Налагается административное выдворение по п.2ст.3.10 КоАП судьями или же другими уполномоченными на это должностными лицами (пограничными органами).
Говоря об этом виде наказания нужно отметить, что оно имеет серьезные как юридические, так и морально-индивидуальные последствия, ведь выдворяемый человек резко лишается привычного окружения, своей работы, а иногда и семьи. Кроме того, исполнение административного выдворения, как правило, сопровождается долговременным ограничением свободы передвижения (содержание в специальном учреждении до непосредственного исполнения постановления об административном выдворении) и другими лишениями, не включаемыми законодателем в содержание административного наказания.
Административное выдворение оказывает моральное воздействие, ограничивает имущественные и иные личные права и свободы, поскольку и ограничение личной свободы, и материальные потери оказывают определенное, не менее сильное воздействие на сознание человека. Административное выдворение преимущественно воздействует на право лица на выбор места жительства и свободу передвижения. Кроме того, административное выдворение требует материальных затрат, связанных с транспортными расходами[6].
Последствия административного выдворения существенно отличаются от последствий применения иных видов административных наказаний. Причем, эти негативные последствия предусмотрены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Так, в соответствии с п. 3 ст. 7 данного Федерального закона, иностранный гражданин или лицо без гражданства, который в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению, не может получить разрешение на временное проживание в Российской Федерации, а если такое разрешение было выдано, оно аннулируется. Причем еще одним основанием для отказа в выдаче разрешения на временное проживание является наличие судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. Значит, последствия административного выдворения законодатель приравнивает к судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. В соответствии с п. 3 ст. 9 того же Федерального закона административное выдворение навсегда лишает иностранного гражданина права получения вида на жительство в Российской Федерации, тогда как в соответствии с п. 6 той же статьи прекращение (снятие или погашение) судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления не препятствует получению вида на жительство. Тем самым административное выдворение не только является мерой, ограничивающей свободу передвижения и места пребывания, в определенной мере оно оказывается наказанием даже более жестким, чем судимость.
Следовательно, административное выдворение может характеризоваться как достаточно суровая (почти исключительная) мера ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушения правил административно-властного характера. Карательный эффект данного наказания усиливается последующим ограничением других прав и свобод.
Таким образом, административное выдворение имеет следующие признаки:
1) ограничивает право на выбор места жительства и свободу передвижения, влечет материальные и моральные ограничения;
2) влечет для наказанного лица в будущем правоограничения, большие, чем судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, и в течение длительного (пять и более лет) времени;
3) назначается в следующих целях:
а) охрана экономических интересов общества и государства;
б) охрана установленного порядка управления;
в) предупреждение административных правонарушений;
4) не может быть применено к гражданину Российской Федерации;
5) может назначаться в качестве дополнительного наказания;
6) назначается судьями районных судов и пограничными органами;
7) применяется только к физическому лицу, не обладающему иммунитетом;
8) может быть предусмотрена исключительно санкциями статей Особенной части КоАП РФ.
1.2 Соотношение административного выдворения и депортации.
Говоря об административном выдворении необходимо упомянуть другой вид административного наказания - депортацию.
Долгое время термин «депортация» имел крайне негативную окраску. Он применялся в отношении процедуры принудительного переселения целых народов (немцев, чеченцев, калмыков, крымских татар) в глубь страны[7]. В настоящее время содержание и понятие депортации существенно изменились. Так, согласно ст.2 ФЗ от 25 июля 2002 г.№115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» депортация представляет собой принудительную высылку иностранного гражданина (лица без гражданства) из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
По многим своим аспектам депортация сходна с административным выдворением, хотя имеются и определенные различия.
Сходства административного выдворения и депортации состоят в следующем:
1. И административное выдворение, и депортация представляют собой вид административного наказания;
2.
лиц без гражданства;
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Однако, как было сказано выше, административное выдворение имеет ряд отличий от депортации:
1. Об административном выдворении выносится постановление, о депортации — решение
2. Решение о депортации выносится только ФМС России, а постановление о выдворении - судьями и пограничными
органами;
3. Постановление об административном выдворении может быть обжаловано19, а решение о депортации обжалованию не подлежит;
4. Основанием депортации является прекращение законных оснований пребывания на территории РФ, а основанием административного выдворения является совершение отдельных видов административных правонарушений, предусмотренных КоАП.
Исходя из вышеизложенного, нужно отметить, что между депортацией и административным выдворением больше сходств, чем различий. Это позволяет поставить под сомнение необходимость существования двух таких видов административного наказания, так как они во многом дублируют друг друга. Более целесообразно объединить две эти меры под общим названием - «административное выдворение». Но пока этого не сделано на законодательном уровне следует отличать два этих вида административного наказания.
1.3 Основания назначения административного выдворения.
Как и всякое другое наказание, административное выдворение имеет ряд оснований для применения. Данные основания можно рассматривать в трех аспектах: в нормативном (правовом), в фактическом и в процессуальном.
В правовом смысле основание административного выдворения представляет собой нарушение конкретных норм российского законодательства, за которое следует данное наказание. Эти нормы содержатся в статьях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
КоАП РФ предусматривает следующие основания применения такого вида административного наказания, как административное выдворение:
1. Согласно ч.2 ст. 18.1, административное выдворение следует за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении;
2. На основании ч.2 ст. 18.4 административное выдворение следует за нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
3. По ч.1 и ч.2 ст. 18.8 административное выдворение следует за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации;
4. Согласно ст. 18.10. такая мера наказания, как административное выдворение, применяется за незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации;
5. В соответствии с ч.1 ст. 18.11 административное выдворение следует за уклонение иммигранта от прохождения иммиграционного контроля, предусмотренного законодательством Российской Федерации, медицинского освидетельствования, идентификации личности, проживания в месте временного содержания, в центре временного размещения иммигрантов или в месте, определенном территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, для временного пребывания, а равно нарушение правил проживания в указанных местах либо уклонение от представления сведений или представление недостоверных сведений во время определения статуса иммигранта в Российской Федерации;
6. На основании ч.2 ст. 18.17 административное выдворение применяется при несоблюдении иностранным гражданином или лицом без гражданства установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности;
7. Согласно ч.1 ст. 19.27 административное выдворение следует за представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений либо подложных документов иностранным гражданином или лицом без гражданства.
Фактическим основанием применения такого вида наказания, как административное выдворение, является административное правонарушение - противоправное виновное деяние иностранного гражданина или лица без гражданства, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность. Для наступления административной ответственности необходимо наличие всех признаков конкретного состава административного правонарушения и отсутствие оснований, исключающих ответственность (возраст до 16 лет; крайняя необходимость; невменяемость и т.д.). Причем никто, кроме законодателя, не вправе ни расширять, ни уменьшать количество признаков состава правонарушения.
Процессуальным основанием административной ответственности в виде административного выдворения является постановление по делу об административном правонарушении. Данное постановление выносится судьей районного суда или же пограничными органами (ст.23.1 КоАП РФ).
2. ПРОБЛЕМЫ НАЗНАЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЫДВОРЕНИЯ ЗА ПРЕДЕЛЫРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА ИЛИ ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА.
2.1 Субъекты реализации административной ответственности в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
Говоря об административном выдворении, следует упомянуть субъектов, с которыми непосредственно связано наложение и исполнение данной меры административной ответственности. Подробное ознакомление со статусом органов и их должностных лиц, участвующих в процессе осуществления этого наказания, позволяет понять, как же происходит сам процесс административного выдворения, и выявить некоторые пробелы в этом процессе.
Согласно п.7 ст. 10 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О Милиции", милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана осуществлять по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях. Приказ от 26 августа 2004 Г. N 533 «О организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы по депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства» к таким случаям относит дела об административных правонарушениях, влекущих такое наказание, как административное выдворение.