Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:57, реферат
Человеческое общество всегда нуждалось в управленческом, упорядочивающем общественные отношения и поведение людей воздействии. В этих целях общество создавало субъекты управленческого воздействия, к которым относится, прежде всего, государство, общественные формирования, органы местного самоуправления, а также иные структуры, обеспечивающие управление на уровне семейно-родовых и иных неформальных отношений. Наиболее важные виды управленческой деятельности, такие, как государственное, муниципальное управление, управление общественными объединениями, урегулировано нормами различных отраслей права.
Введение 2- 3
1. Принципы административного права 4- 8
2. Точки зрения ученых правоведов на предмет Административного права………………………………………………………………………………………………………14-18
Заключение …………………………………………………………………………………………………19
Список использованной литературы 20
2.1
Старилов Ю.Н.
Между отраслями российского права существуют серьезные различия. Важнейшие из них — предмет регулирования; метод регулирования; принципы отраслевого регулирования; цели отрасли права; субъекты отрасли права и отраслевых правоотношений; источники отрасли права; система отрасли права.
Известно, что отрасли права отличаются друг от друга прежде всего по характеру общественных отношений, которые они регулируют. Особенности этих общественных отношений определяют предмет регулирования. А от него зависят иные признаки отрасли: метод регулирования, система отрасли и др. Не случайно большинство отраслей права получило название по особенности регулируемой совокупности общественных отношений, например трудовое, земельное, семейное, уголовно- процессуальное.
В порядке
первого приближения к
Субъекты публичной администрации (органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления) осуществляют разнообразную деятельность: властную, договорную, организационно-массовую, материально-техническую (размножение материалов, подготовку проектов документов, математические расчеты и др.). Административным правом регламентируется основная — властная — деятельность государственной и муниципальной администрации и тесно связанная с нею работа по заключению и исполнению административных договоров (соглашений о разграничении полномочий, контрактов о военной службе и др.).
В предмете административного права России четко выделяются три группы общественных отношений, возникающих при осуществлении:
регулятивной, созидательной деятельности публичной администрации;
охранительной деятельности
публичной администрации; административного
судопроизводства судами.
Такой общий и частично условный подход к определению предмета административного права нуждается в ряде уточнений.
1. Кто
осуществляет публичную
Во-первых, как уже отмечалось, органы исполнительной власти и муниципальные органы, а также ряд подчиненных им учреждений (центры временной изоляции несовершеннолетних и др.), строевых подразделений (полки дорожно-патрульной службы, ОМОН и др.).
Во-вторых,
это руководители иных государственных
и муниципальных органов
В-третьих,
к государственной
В-четвертых,
это администрации
Таким
образом, под публичной администрацией
прежде всего понимается система
органов государственной
2. Деятельность администрации двойственна. В ней главное — созидательное начало, организация нормальной жизни и
развития
общества, его систем образования, здравоохранения,
связи, транспорта и др. Но важна
и охранительная работа: защита прав
личности, собственности, нормальных условий
существования государства, общества,
граждан. Соответственно, предметом
административного права
3. Вся
деятельность публичной
4. Необходимо
обратить внимание на еще одно
важное обстоятельство. Публичная
администрация и суды вступают
в отношения с гражданами, разнообразными
организациями.
5. Публичная
административная, организующая деятельность
существует во всех сферах
общественной жизни, она
6. Административное
право закрепляет систему
7. К предмету административного
права относятся и отношения,
связанные с рассмотрением
ганы прокуратуры и иные субъекты, работающие с административными жалобами, вступают в административно-правовые отношения с их авторами и между собой.
8. Все
административно-правовые
а) внутриаппаратные отношения. Соответствующие юридические нормы закрепляют систему исполнительных органов власти, организацию службы в них и взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы;
б) внеаппаратные отношения. Взаимоотношения органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями любых организационно-правовых форм, с гражданами;
в) отношения, возникающие при осуществлении административного судопроизводства. Статья 118 Конституции РФ закрепляет существование в стране конституционного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства. Административное судопроизводство — это рассмотренные судами административных дел в порядке, регламентируемом процессуальными нормами административного права.
Обобщая вышесказанное, можно дать более полное определение предмета административного права: это система общественных отношений, возникающих при осуществлении властной деятельности публичной администрацией по исполнению законов, актов правосудия, публичных договоров (если они не стали предметов регулирования других отраслей права), а также при осуществлении административного судопроизводства.
В наше
время публичная
Главная составляющая
предмета административного права,
его ядро — система отношений
публичной администрации с
2.2 Манохин В.М.
Приведенные
выше характеристики трех направлений
государственной деятельности,
регулируемых административно-правовыми
нормами на основе ст. 10 Конституции РФ
(исполнительная власть), подводят логически
к определению предмета административного
права.
Административное право Российской Федерации в современном состоянии регулирует социальные отношения.
1) по государственному управлению;
2) по государственному регулированию;
3) по государственным услугам.
Данное определение предмета отрасли, приводимое в литературе впервые, требует пояснений.
Прежде
всего, отсутствует такой вид
управления, как внутриорганизационная
деятельность. Это вызвано тем, что данный
вид деятельности (по сути, также управленческий,
но с иными масштабами) хотя и связан органически
с «внешней» управленческой деятельностью,
например, государственная служба или
внутриорганизационное регулирование
(долж ность, оплата труда, служебный регламент),
однако трансформируется и вовне, т.е.
в отношения с объектами управления
(должностное лицо, представитель власти,
ответственность и т.д.).
Далее надлежит определить материальный и правовой статус составных частей структуры предмета административного права .
В плане государственной власти, разделяемой ст. 10 Конституции РФ на три вида, предмет административного права составляют, в свою очередь, три вида деятельности исполнительной власти, осуществляемой се субъектами — органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, должностными лицами. При этом один и тот же субъект, например министерство, может иметь полномочия (хотя бы частичные) не по одному, а по двум видам управленческой деятельности (управление и регулирование).
Таким образом,
можно считать, что каждый из элементов
структуры административно-правовой деятельности
опосредует определенную сферу отношений
и регулирует их
соответственно требованиям законодательства.
Текущее законодательство исчерпывающим
образом определяет предмет регулирования
по каждому виду административно-правовой
деятельности.
Разграничение трех видов регулирования
в рамках административного права необходимо
проводить по способам
регулирования.
Каждому виду
деятельности законодательство отводит
определенные способы, методы реализации
закрепленных полномочий, о чем было сказано
выше. В сфере государственного управления
— свои методы, в сфере регулирования,
равно как и в сфере государственных услуг
— свои. Здесь следует отметить, что отдельные
методы имеют «прописку» во всех видах
деятельности. Например, распорядительство,
рекомендации и т.д.
Подводя итог, можно сделать два обобщения:
1) каждый из элементов предмета административного права содержит в себе: вид деятельности исполнительной власти, охватываемую этим видом сферу отношений, способы реализации полномочий;
2) сфера каждого
из видов государственной деятельности
определена Конституцией и законодательством,
но только в своей основе. Детали полномочий
каждого из видов носят подвижный характер,
регулируются текущим законодательством,
в том числе указами Президента РФ и постановлениями
Правительства РФ. Динамичность административного
права как отрасли — это его свойство,
обусловливаемое жизнью,
т.е. повседневными задачами управления,
но не колеблющее при этом устойчивых
основ отрасли, которые будут показаны
в данной работе.