Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:57, реферат
Человеческое общество всегда нуждалось в управленческом, упорядочивающем общественные отношения и поведение людей воздействии. В этих целях общество создавало субъекты управленческого воздействия, к которым относится, прежде всего, государство, общественные формирования, органы местного самоуправления, а также иные структуры, обеспечивающие управление на уровне семейно-родовых и иных неформальных отношений. Наиболее важные виды управленческой деятельности, такие, как государственное, муниципальное управление, управление общественными объединениями, урегулировано нормами различных отраслей права.
Введение 2- 3
1. Принципы административного права 4- 8
2. Точки зрения ученых правоведов на предмет Административного права………………………………………………………………………………………………………14-18
Заключение …………………………………………………………………………………………………19
Список использованной литературы 20
Введение 2- 3
1. Принципы административного права 4- 8
2. Точки
зрения ученых правоведов
на предмет Административного
права…………………………………………………………………
Заключение
………………………………………………………………………………
Список
использованной литературы 20
Введение
Общественные отношения всегда выступали в качестве объекта нормативного регулирования, что обусловлено их природой. Средствами их регулирования могут быть различные социальные нормы: морали, права, общественных объединений, религиозные, обычаи и др. Среди этих регуляторов особое место занимают нормы права, которые осуществляют воздействие на общественные отношения через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные права и обязанности.
Наиболее
значимые для общества отношения
объективно требуют юридического вмешательства
государства и обеспечиваются нормами
публичного права, в предмет которого
входят: основы государственно-
Одной
из наиболее объемных отраслей российского
публичного права является административное
право. Административное право часто
называют управленческим правом, что
обусловлено предметом его
Административное право представляет собой одну из самых сложных, крупных базовых отраслей российского права, так как деятельность органов государственного управления затрагивает интересы практически всех субъектов общественных отношений.
Темой
введение в административное право
мы начинаем изучать одну из общеюридических
учебных дисциплин, которая называется
«Административное право
Человеческое
общество всегда нуждалось в управленческом,
упорядочивающем общественные отношения
и поведение людей воздействии.
В этих целях общество создавало
субъекты управленческого воздействия,
к которым относится, прежде всего,
государство, общественные формирования,
органы местного самоуправления, а
также иные структуры, обеспечивающие
управление на уровне семейно-родовых
и иных неформальных отношений. Наиболее
важные виды управленческой деятельности,
такие, как государственное, муниципальное
управление, управление общественными
объединениями, урегулировано нормами
различных отраслей права. Вопросы управления
составляют предмет правового регулирования
таких отраслей права, как конституционное
право, муниципальное право, гражданское
право, финансовое право и многих других
отраслей права. При изучении административного
права мы должны сформировать системное
представление и комплекс знаний о государственном
управлении как функции исполнительной
власти, во всем многообразии форм и методов
управленческой деятельности органов
государственного управления.
Существенное значение в регулировании управленческих отношений имеют принципы административного права.
Принципы административного права — это основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность.
Для
принципов административного
-
они определяют юридическую
- устанавливают важнейшие закономерности в системе организации и функционирования исполнительной власти и управления;
-
закрепляются посредством
-
являются ориентиром для
- выступают средством ликвидации пробелов в административно-правовом регулировании управленческих отношений;
- обусловлены уровнем развития общества и государства.
Анализ действующего административно-правового законодательства и практики его реализации позволяет выделить следующие принципы административного права.
Центральным
принципом административного
Данный принцип включает два самостоятельных, но взаимообусловленных аспекта. Первый заключается в соблюдении иерархии источников административного права, когда нормативный правовой акт меньшей юридической силы не должен противоречить акту большей юридической силы. Так, в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ закреплено, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Второй аспект заключается в точном и неукоснительном соблюдении и исполнении требований нормативных правовых актов всеми участниками управленческих отношений. В правоприменительной деятельности названный принцип предполагает, что субъекты управленческих отношений должны, во-первых, действовать в пределах своей компетенции, во-вторых, руководствоваться действующим законодательством, в-третьих, осуществлять деятельность в определенных процессуальных формах, в-четвертых, требовать соблюдения правовых норм от других участников управленческих отношений.
Принцип демократизма правотворческой и правореализационной деятельности закрепляет широкие возможности для участия населения, государства, общественных объединений в непосредственном (путем референдума) и опосредованном (через избираемые органы государственной власти и местного самоуправления) формировании административно-правовых норм. В процессе правореализации принцип демократизма предполагает широкое использование потенциала института общественного контроля, делегирование более широких правореализационных полномочий непосредственно населению и общественным объединениям.
В ч. 2 ст. 3 Конституции РФ закреплено, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Реализация этого принципа должна осуществляться не в ущерб процессу государственного управления, так как бесконтрольное участие населения в управлении делами государства может привести к депрофессионализации института государственной службы. Демократия как сложное общественное явление требует соответствующей подготовки населения к участию в управлении делами государства. «Безграничная» демократия не менее опасна, чем ее отсутствие или ограничение.
Принцип гуманизма выражается в том, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). Государство признает и обеспечивает права и свободы человека и гражданина. Осуществление административно-правового регулирования предполагает установление определенных правоограничений, но они не являются самоцелью, а служат необходимым условием для достижения социально-полезных результатов при отправлении государственного управления. При этом никто не вправе ограничить основные неотчуждаемые права и свободы (право на жизнь, честь, достоинство, свободу, личную неприкосновенность и др.).
Гуманизм
проявляется как в процессе закрепления
правового статуса участников управленческих
отношений, так и в процессе непосредственного
отправления государственного управления.
Так, сотрудникам милиции
К
числу принципов
Принцип справедливости, или юридической соразмерности. Этот принцип находит свое выражение как в правотворческой, так и правореализационной деятельности. В сфере правотворчества его сущность отражается в закреплении в правовых предписаниях таких юридических мер, которые соответствовали бы характеру совершенного деяния. Управленческие решения, устанавливающие права и обязанности участников управленческих отношений, меры поощрения и административного принуждения, должны по форме и по содержанию быть справедливыми, то есть следует учитывать все обстоятельства управленческого дела и определять соответствующую меру воздействия. Данный принцип отражает одну из главных задач юридической практики — реализацию общественной справедливости. Его соблюдение осуществляется как в рамках правоохранительной деятельности, например, в ходе привлечения к административной ответственности, так и применения мер поощрения.
С учетом территориальной организации государственной власти в России важное значение имеет принцип федерализма. В соответствии с п. к ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти Российской Федерации на основании совместных соглашений вправе передавать определенный объем своих полномочий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, но при этом передаются необходимые финансовые и другие ресурсы для реализации передаваемых правомочий.
Разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях определено в ст. 1.3 КоАП РФ. В данной статье определен исчерпывающим образом лишь объем полномочий Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях. Полномочия субъектов Российской Федерации определяются по «остаточному принципу», что предопределено ст. 73 Конституции РФ.
В современных условиях всемерно возрастает роль принципа взаимной ответственности государства и личности. Государственное управление представляет собой, как правило, административно-правовое отношение, а это предполагает наличие взаимных прав и обязанностей участников этих отношений. В случае нарушения, допущенного одной из сторон управленческих отношений, должна наступать юридическая ответственность. Традиционно речь идет об ответственности личности перед государством. Конституцией РФ предопределена возможность привлечения к ответственности государства в случае допущенных нарушений. «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц» (ст. 53).
Принципы
административного права могут
быть закреплены текстуальным или смысловым
способом. Текстуальный способ предполагает
непосредственное закрепление правового
принципа в административно-правовой
норме. С учетом того, что источники административного
права отличаются низкой степенью систематизации
административно-правового законодательства
и отсутствием единого кодифицированного
нормативного правового акта, принципы
административного права получили смысловое
закрепление, по аналогии с Уголовным
кодексом для отрасли уголовного права.
Принципы отдельных административно-правовых
институтов, например, института государственной
службы, получили текстуальное закрепление.