Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:15, контрольная работа
Конституция Российской Федерации 1993 года не содержит ни развернутой характеристики избирательной системы, ни перечня принципов организации и проведения выборов. Лишь в отношении выборов Президента Российской Федерации Конституция прямо говорит о всеобщем равном и прямом избирательном праве при тайном голосовании (ч.1 ст.81).
Проверяя конституционность п.4 ст.19 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в части требований, предъявляемых к порядку образования избирательных округов при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Федерации, Конституционный Суд отметил: "Осуществляемое в соответствии со ст.71 (п. "в") Конституции Российской Федерации регулирование федеральным законом избирательных прав на выборах в субъектах Российской Федерации и пределы федеральных полномочий в этой области обусловлены вытекающей из ст.ст.3, 19 и 32 Конституции Российской Федерации необходимостью обеспечения принципа равных выборов, гарантируемых в том числе установлением в федеральном законе требований к примерному равенству избирательных округов по числу избирателей... Следовательно, оспариваемое положение соответствует Конституции Российской Федерации. Оно не препятствует реализации права субъекта Российской Федерации самостоятельно устанавливать собственную систему органов государственной власти и территориального устройства (ст.ст. 72, 73 и 77 Конституции Российской Федерации)" 10.
Целый ряд важных положений, связанных с принципом равенства избирательных прав, был сформулирован Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 17 ноября 1998 года 11 . Суд признал, что:
-
смешанная (мажоритарно-пропорцио-
- предоставление одному и тому же кандидату права быть зарегистрированным одновременно по списку кандидатов и по одномандатному округу не нарушает принцип равенства избирательных прав при условии, если установленные законом процедуры регистрации кандидатов применяются на равных основаниях ко всем гражданам (п.6 мотивировочной части);
- не соответствует принципу равенства избирательных прав положение, при котором подписи, собранные в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатному избирательному округу и зарегистрированного окружной избирательной комиссией, включаются в число подписей в поддержку списка кандидатов, выдвинутого этим же избирательным объединением, избирательным блоком. Как указывается в постановлении Конституционного Суда от 17 ноября 1998 года, "подпись избирателя в поддержку конкретного кандидата в одномандатном избирательном округе не обязательно означает, что этот избиратель поддерживает: список, в котором значится данный депутат, и потому не может автоматически, без соответствующего документального оформления, которое отражало бы его волеизъявление, включаться в число подписей в поддержку: списка. В противном случае неправомерно получают преимущество те избирательные объединения, которые одновременно выдвигают своих кандидатов и по одномандатным избирательным округам" (абз.4 п.7 мотивировочной части);
- принцип равенства избирательных прав не нарушается установлением процентного барьера (т. е. минимального числа голосов, которое список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением или блоком, должен набрать для того, чтобы принять участие в распределении депутатских мандатов при проведении выборов по пропорциональной или смешанной избирательной системе). Вместе с тем Конституционный Суд признал, что применение процентного барьера должно обеспечить участие в распределении депутатских мандатов не менее чем двум избирательным объединениям, которые при этом в совокупности получат более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании (п.8 мотивировочной части и п.8 резолютивной части);
- особенности смешанной избирательной системы обуславливают различия в процедурах замещения вакантных депутатских мандатов в зависимости от того, был ли избран выбывший депутат по одномандатному округу или по списку кандидатов (п.9 мотивировочной части).
Принцип равенства избирательных прав стал основой для вынесения Конституционным Судом Российской Федерации постановления от 23 марта 2000 года 12 . Предметом рассмотрения в этом деле были положения избирательного законодательства Оренбургской области, в соответствии с которыми допускалось проведение выборов депутатов представительного органа власти области - Законодательного Собрания - одновременно по одномандатным и многомандатным округам. Граждане, обратившиеся в Конституционный Суд с жалобой, полагали, что проведение выборов в рамках единой избирательной кампании одновременно в одно- и многомандатных округах приводит к нарушению равенства прав избирателей по признаку места жительства, поскольку часть избирателей имеют по одному голосу, а часть - по нескольку (в зависимости от числа мандатов, распределяемых в округе); при этом нарушаются и права кандидатов в депутаты, которые в силу различных условий проведения избирательной кампании в одно- и многомандатных округах также поставлены в неравное положение. Указанные обстоятельства, по мнению заявителей, свидетельствуют о том, что оспариваемая норма противоречит ст.ст.3 (ч.3), 6 (ч.1), 19 (ч.2) 32 Конституции Российской Федерации, а также п. "b" ст.25 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Отвечая на вопрос, поставленный гражданами-заявителями, Конституционный Суд признал, что "само по себе положение о проведении выборов по мажоритарной избирательной системе одновременно в одно- и многомандатных избирательных округах может не противоречить Конституции Российской Федерации и закрепленному ею равенству прав граждан избирать и быть избранными в органы публичной власти" (абз.2 п.4 мотивировочной части постановления от 23 марта 2000 года). Вместе с тем Суд подчеркнул, что законодатель при выборе такой системы организации и проведения выборов должен принимать необходимые меры в целях обеспечения равенства избирательных прав граждан. В абз.2 п.3 мотивировочной части постановления Суда по данному делу говорится: "Равное избирательное право, реализуемое в том числе в ходе выборов в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, заключается прежде всего в наличии у каждого избирателя одного голоса (или одинакового числа голосов) и в участии в выборах на равных основаниях. Это обеспечивается, в частности, включением избирателя не более чем в один список избирателей, образованием в принципе равных по числу избирателей избирательных округов, соблюдением установленных норм представительства, предоставлением равных юридических возможностей участия в предвыборной кампании для кандидатов, а также иными правовыми, организационными, информационными средствами и способами, гарантирующими соответствующее конституционному принципу народовластия в демократическом правовом государстве (ст.ст.1 и 3 Конституции Российской Федерации) действительное представительство народа в выборных органах публичной власти". Поэтому, как указал Конституционный Суд, проведение выборов одновременно по одномандатным и многомандатным округам допускается при условии "наделения каждого избирателя одним голосом либо одинаковым числом голосов" (абз.1 п.4 мотивировочной части). Введение такой избирательной системы должно "сопровождаться нормативным определением объективных критериев отнесения той или иной территории к одномандатному либо многомандатному округу, допускающих проверку обоснованности таких решений, а также условий, при которых исключались бы неравное или искаженное - с точки зрения конституционного содержания - представительство избирателей в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации или какие-либо другие формы неравенства при голосовании" (абз.5 п.4 мотивировочной части постановления от 23 марта 2000 года).
8. Постановлением от 25 апреля 2000 года 13 Конституционный Суд признал не соответствующим ряду положений Конституции Российской Федерации (ч.3 ст.3, ч.ч.1 и 2 ст.19, ч.ч.1 и 2 ст.30, ч.ч.1 и 2 ст.32, ч.3 ст.55) положение п.11 ст.51 Федерального закона от 24 июня 1999 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" 14 .
Согласно
п.11 ст.51 Федерального закона от 24 июня
1999 года, в случае выбытия одного или более
кандидатов, занимавших первые три места
в общефедеральной части заверенного
федерального списка кандидатов (за исключением
случаев выбытия по вынуждающим обстоятельствам,
указанным в п.16 ст.51 этого же Федерального
закона), Центральная избирательная комиссия
Российской Федерации отказывает в регистрации
федерального списка кандидатов либо
отменяет ее. В постановлении Конституционного
Суда от 25 апреля 2000 года по этому вопросу,
в частности, говорится: "Принцип равного
избирательного права на данной стадии
избирательного процесса предполагает
юридическое равенство, равный правовой
статус кандидатов, включенных в заверенный
(зарегистрированный) федеральный список,
независимо от того, какое место они в
нем занимают. Однако правовые последствия,
предусмотренные оспариваемым положением,
нарушают этот принцип, поскольку выбытие
кандидата, занимающего одно из трех первых
мест в общефедеральной части заверенного
федерального списка, в отличие от выбытия
кандидатов, занимающих в списке другие
места, влечет за собой отказ в регистрации
всего списка кандидатов или ее отмену"
(абз.4 п.4 мотивировочной части).
Информация о работе Принцип равных выборов и гарантии его осуществления