Применение права как особая форма его реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотрение теоретического содержания и практических проблем правоприменения.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
Рассмотреть различные подходы к трактовке понятия «применение права».
Раскрыть основные принципы правоприменительной деятельности.
Раскрыть актуальность проблемы пробелов в праве и рассмотреть способы их восполнения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
Понятия и основные формы реализации права. Применение права как особая форма его реализации………………………………..
Стадии правоприменительного процесса. Юридический процесс и его разновидности……………………………………………...
Акты применения права: понятие и виды……………………….
Пробелы в праве и способы их восполнения…………………….
Заключение………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………....

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

2. Правоприменительная  деятельность компетентных органов  необходима в том случае, когда  имеются определенные препятствия для использования субъективных юридических прав гражданами или организациями. Например, гражданин приобрел на законном основании дом, а другие лица создают препятствия для реализации им права владения приобретенным домом. В таком случае гражданин обращается в административный орган или суд, которые принимают решение, направленное на восстановление нарушенного права владельца дома.

3. Необходимость в  применении норм права возникает  и тогда, когда юридические  обязанности не исполняются добровольно.  Например, одна организация обязалась по договору поставлять другой организации определенную продукцию, но не выполнила свое обязательство. В этом случае компетентный орган (арбитраж, суд) выносит властное решение, на основании которого в принудительном порядке обеспечивается выполнение организацией взятого ею обязательства

4. Правоприменительная  деятельность всегда необходима, если совершено правонарушение  и нужно определить соответствующую  меру юридического взыскания  правонарушителю. Так, при совершении  военнослужащим дисциплинарного проступка взыскание определяет только командир (начальник), применяя соответствующую норму Дисциплинарного устава. Когда же совершается преступление, меру наказания определяет только суд, на основании норм уголовного права.

Правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда последовательных действий — стадий.

1. Установление фактических  обстоятельств дела. Применение  юридических норм, как уже отмечалось, направлено на обеспечение их  реализации по отношению к конкретному случаю, который складывается из определенных фактов. Эти факты и образуют фактическую основу применения норм права. Именно поэтому лица, применяющие правовые нормы, должны в первую очередь отобрать и четко выделить те факты, которые необходимы для правильного решения юридического дела; затем провести тщательный анализ и оценку указанных фактов.

Установление фактических  обстоятельств дела должно быть обоснованным и законным. От этого зависит правильность применения норм права. Обоснованность и полнота установления обстоятельств дела достигается путем глубокого и всестороннего исследования фактов, выяснения их истинности и объективной достоверности. Чтобы установить объективную истину по делу, факты анализируются в их взаимосвязи и причинно-следственной зависимости.

Важно также иметь  в виду, что правоприменительными органами исследуются не абсолютно  все факты, характерные для данного  случая, а только те, которые имеют  непосредственное отношение к решению  юридического дела. Другими словами, фактические обстоятельства устанавливаются в соотношении с той нормой права, которая применяется к данным обстоятельствам. Так, при исследовании обстоятельств конкретного уголовного дела в первую очередь должны быть установлены следующие факты: кто совершил преступление, когда и где оно было совершено, каким способом, каковы мотивы совершения преступления. Факты, имеющие юридическое значение, устанавливаются с помощью свидетельских показаний, результатов осмотра места происшествия, экспертизы, исследования документов, предметов и других данных. Эти данные устанавливаются в предусмотренном законом порядке и называются юридическими доказательствами.

2. Выбор и анализ  нормы права, подлежащей применению  к исследуемым фактическим обстоятельствам.  После установления юридического значения рассмотренных обстоятельств дела начинается вторая стадия применения норм права. На этой стадии правоприменительный орган прежде всего решает вопрос, на основании какой нормы должно решаться рассматриваемое дело. Выбрать норму — значит дать правовую квалификацию (оценку) фактическим обстоятельствам дела.

Далее необходимо установить подлинность (достоверность) ее текста с точки зрения законности, проверить, не допущено ли в тексте ошибок, не изменена ли данная норма. При этом следует пользоваться текстом, опубликованным в официальном издании. Более того, необходимо руководствоваться последней редакцией официального издания со всеми изменениями и дополнениями на день применения нормы права. Здесь же правоприменительный орган должен определить, не противоречит ли выбранная норма закону и другим нормативным актам. Норма права может быть применена лишь тогда, когда она соответствует предписаниям актов вышестоящих органов.

Анализ выбранной правовой нормы включает тщательную проверку ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Это означает, что правоприменительный орган должен точно установить:

— действует ли норма  в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное депо;

— действует ли она  на той территории, где это депо должно быть разрешено;

— распространяется ли действие данной нормы на лиц, в отношении  которых она должна быть применена.

При выборе и анализе  нормы права иногда обнаруживается, что данный случаи регулируется несколькими  нормами, которые не совпадают или  даже противоречат друг другу по своему содержанию. В данном случае имеет место коллизия правовых норм. Каким же образом разрешаются коллизии между правовыми нормами? Какую из норм компетентный орган должен применить к обстоятельствам дела? Существуют следующие правила разрешения коллизий в правоприменительной деятельности:

1) если имеется коллизия между нормами, исходящими от различных органов, то применяется норма вышестоящего органа;

2) при противоречии между нормами, принятыми одним и тем же органом, но в разное время, применяется норма, которая принята позднее;

3) в случае коллизии между общей и специальной нормой применяется последняя.

В задачу компетентного  органа на данной стадии входит уяснение (толкование) применяемой нормы, а  также преодоление пробелов в праве путем применения права по аналогии.

3. Вынесение решения  компетентным органом и доведение  этого решения до заинтересованных  лиц и организаций.

Это завершающая и  основная стадия процесса применения нормы права. Установление фактических  обстоятельств, а также выбор и анализ правовой нормы подготавливают издание компетентным органом индивидуального правового акта (например, приговора суда, приказа должностного лица). Перед вынесением конкретного решения необходимо убедиться, что обстоятельства дела исследованы правильно и с достаточной полнотой, что применяемая норма права относится именно к данному случаю. На основании такого убеждения компетентный орган выносит властное решение, после чего объявляет его заинтересованным -лицам и организациям. На этом процесс применения нормы права заканчивается — начинается реализация акта применения нормы права, конкретных прав и обязанностей, определенных этим актом.

 

  1. Стадии правоприменительного процесса. Юридический процесс и его разновидности

 

[19]. Правоприменение требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государства. К таким случаям можно отнести следующие:

а) когда необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства (признание гражданина в судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим);

б) когда диспозиция нормы вообще не реализуется без индивидуального государственно-властного веления (право на пенсию);

в) когда речь идет о реализации санкции.

Признаки правоприменения:

1) особый субъект - специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо). В порядке исключения это может быть общественный орган (например, по уполномочию государства профсоюзы применяют некоторые нормы трудового законодательства). Не могут применять нормы права граждане, хотя существует и обратная точка зрения (проф. П.Е. Недбайло);

2) имеет государственно-властный характер;

3) является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных предписаний;

4) выступает формой управленческой деятельности государства;

5) осуществляется в определенных процедурных формах: порядок применения права регламентирован специальными (процедурными) юридическими нормами. В системе права имеются целые процедурные отрасли - гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право;

6) представляет собой сложный, стадийный процесс;

7) имеет творческий характер;

8) результаты правоприменения оформляются индивидуальным юридическим актом - актом применения права.

[5]. Правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких логически связанных друг с другом последовательных стадий. На каждой стадии разрешаются конкретные задачи правоприменительного процесса, связанные с установлением фактических обстоятельств юридического дела, правовой квалификацией, толкованием правовых норм, устранением пробелов в праве и исполнением принятого решения.

1. Установление фактических  обстоятельств юридического дела. При применении норм права  очень важно четко определить  те факты, которые необходимы для правильного решения юридического дела. От правильного установления фактических обстоятельств дела во многом зависит обоснованность принимаемого решения компетентным органом государственной власти (должностным лицом). Иногда в самом законе указывается, какие юридические факты необходимо установить.

Глубокое и всестороннее исследование юридических фактов позволяет  установить объективную истину по конкретному  делу и на основе этого правильно  подобрать правовую норму, применяемую  к данным обстоятельствам. Так, при исследовании обстоятельств совершения конкретного правонарушения в первую очередь должны быть установлены следующие факты: кто совершил правонарушение, когда и где было совершено правонарушение, каковы мотивы совершения этого правонарушения и т. д.

2. Установление юридической  основы дела (правовая квалификация).

После того как установлены  все фактические обстоятельства дела, имеющие юридическое значение, начинается вторая стадия применения норм права. На этой стадии правоприменительный  орган решает вопрос: какую юридическую норму применить при рассмотрении конкретного дела, т. е. дает правовую квалификацию фактическим обстоятельствам дела.

При юридической квалификации проверяется правильность текста закона, т. е. его подлинность (достоверность) с точки зрения наличия ошибок, а также наличие изменений в законодательстве. Применяется только текст закона, опубликованный в официальных изданиях со всеми изменениями и дополнениями на день применения юридической нормы.

3. Толкование правовых  норм. Анализ содержания нормы права, ее толкование предполагают обращение к официальному тексту соответствующего нормативно-правового акта и официальное разъяснение смысла и содержания применяемой юридической нормы. Толкование правовой нормы необходимо для принятия правильного юридического решения, которое должно отвечать требованиям диспозиции (санкции) применяемой нормы. Более подробно толкование правовых норм изложено в главе 13.

4. Устранение (преодоление)  пробела в праве. В процессе  правоприменительной деятельности  возникает необходимость устранения пробела в праве, связанного с отсутствием в действующей системе законодательства нормы права, в соответствии с которой должен решаться вопрос, требующий правового регулирования. Пробелы в законодательстве в некоторых случаях неизбежны. Они связаны с существующими тенденциями развития общественной жизни и отсутствием достаточного внимания к совершенствованию законодательства. В некоторых случаях юридические пробелы зависят от изъянов законодательной техники.

Устранение (преодоление) пробела в праве осуществляется путем принятия нормативного правового акта. Однако не всегда возможно быстрое устранение пробелов в праве, так как они связаны с процессом нормотворчества. Но правоприменительные органы не могут отказаться от решения конкретного дела по причине отсутствия правовой нормы в законодательстве. Поэтому в таких случаях возникает необходимость применения аналогии закона и аналогии права, о чем более подробно будет сказано ниже.

5. Принятие решения  дела по существу. Вынесение решения по юридическому делу является решающей и наиболее ответственной стадией применения права. Прежде чем вынести юридическое решение, правоприменительный орган должен убедиться, что все фактические обстоятельства юридического дела исследованы правильно и достаточно полно, что они достоверны и им дана верная юридическая оценка, что по данному делу правильно выбрана юридическая норма и она всесторонне и полно изучена. Только после изучения всех фактических обстоятельств юридического дела и окончательной правовой квалификации следует выносить решение по делу.

Решение по юридическому делу может быть единоличным или  коллегиальным. Принятое решение по делу фиксируется в правоприменительном  акте. Правоприменительный акт –  это подзаконный, властный, индивидуально-определенный акт, принимаемый компетентным органом государственной власти или должностным лицом по конкретному юридическому делу. В правоприменительном акте определяются права и обязанности сторон, устанавливается мера юридической ответственности виновного лица.

Обоснованно принятое правильное решение обеспечивает законность, укрепляет  правопорядок, воспитывает уважение к законодательству, правоприменительным  органам, государству в целом.

6. Исполнение решения  и контроль за правильным осуществлением  действий тех, кто должен реализовать это решение.

После того как вынесено обоснованное решение компетентным органом государственной власти или должностным лицом, возникает  необходимость исполнения этого  решения. В соответствии с законом  «Об исполнительном производстве» условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов в Республике Беларусь возлагается на службу судебных приставов органов юстиции.

Информация о работе Применение права как особая форма его реализации