Президент РФ и его полномочия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:13, реферат

Описание работы

Институт президентства получил распространение во многих странах. Его введение в РФ открыло новый этап в развитии российской государственности, свидетельствует об огромных переменах, происходящих е нашей стране, переходе России к принятым в мире демократическим системам правления. Учреждение поста Президента РФ не означает одномоментного возникновения института президентства в России. Его становление - достаточно длительный процесс, требующий разработки и обоснования, как теоретической концепции, так и правовых основ роли и места институте Президента РФ в государственно-правовом механизме Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I . Теоретические основы полномочий Президента Российской Федерации 4
1.1 Становление и развитие института Президента в Российской Федерации .4
1.2 Место и роль Президента в системе органов государственной власти Российской Федерации 9
Глава II. Виды полномочий Президента Российской Федерации 12
2.1 Функции Президента РФ 13
2.2 Классификация и характеристика полномочий Президента РФ 14
2.3. Прекращение полномочий Президента РФ………………………………..19
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Работа содержит 1 файл

Президент РФ.docx

— 159.04 Кб (Скачать)

     Правовое  положение президента в отличие  от главы государства в монархических странах определяется тем, что пост президента выборный, он избирается на определенный, устанавливаемый Конституцией срок, внутри страны и на международной арене президент выступает от имени избирателей или от имени парламента, т.е. его власть является производной от них, и, наконец, существует принцип ответственности президента, в отличие от отсутствия принципа ответственности монарха.

     

     Рисунок 1. – Конституционный статус Президента РФ

     От  чисто президентской республики Россия отличается наличием отдельного конституционного поста Председателя Правительства, что, однако, не препятствует некоторым российским исследователям относить Россию к чисто президентским республикам. Президент РФ, как в чисто президентской республике, избирается на свою должность независимо от парламента, прямым голосованием избирателей, что ставит Президента РФ фактически в независимое от парламента и других государственных органов положение. Общей закономерностью всех республик, в том числе и в России, является то, что чем дальше процедура избрания президента от парламента, тем его полномочия как главы государства более обширны и реальны. В отличие от французской модели, где правительство формируется на основе парламентского большинства, в России Президент фактически формирует Правительство без учета расстановки политических сил в Государственной думе.

     Конституционные должности Президента заключаются  в том, что он является главой государства, Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации и Председателем Совета безопасности РФ.

 

     Глава II. Виды полномочий Президента Российской Федерации

     Современное законодательство определяет статус Президента в тесной связке с системой разделения властей. В статье 11 Конституции  России Президент указан в одном ряду с Федеральным Собранием, Правительством и судами Российской Федерации. Его первое место в перечне федеральных органов вполне соответствует той роли, которая отводится главе государства с президентской формой правления. Вместе с тем ни в статье 10, провозглашающей разделение властей, ни в статье 11, определяющей основы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, Президент не исключен из системы исполнительной власти.

     В связи с этим правовой статус Президента России и система органов, которые  по своему назначению и функциям именуются  президентскими, являются объектами  регулирования не только конституционного, но и административного права. Исходя из этого, представляется весьма актуальным изучение и рассмотрение вопроса о статусе Президента Российской Федерации как главы государства и, в частности, как фактического организатора и руководителя всей системы исполнительной власти России.

     В Конституции Российской Федерации 1993 года Президент определяется как глава государства. В прежней Конституции его функция была определена через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти».

     Согласно  современному законодательству Президент  оказывается как бы выведенным из системы разделения властей. Действующая Конституция исходит из ведущего положения Президента в системе государственных органов страны. Это отразилось даже на очередности ее глав: глава 4 «Президент Российской Федерации» предшествует главе 5 «Федеральное Собрание».

     Но  изменение конституционной формулы, по сравнению с прежней, не означает ограничения полномочий Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти. Термин «глава государства» более точно отражает и то и другое, но не свидетельствует о появлении четвертой ветви власти. Тем не менее, употребление термина «президентская власть» может означать только «особый» статус Президента в системе трех ветвей власти, наличие у него некоторых собственных полномочий и их комплексный характер по взаимодействию с другими ветвями власти, но, более всего, с исполнительной.

     Согласно  нынешнему законодательству статус Президента Российской Федерации определяется в тесной взаимосвязи с системой разделения властей и характеризуется функциями и полномочиями главы государства. Эти два понятия очень близки друг к другу, но не тождественны. Между нормами, определяющими функции Президента России, и нормами, определяющими его полномочия, имеются существенные различия. Первый вид норм формирует цели, которые в процессе их реализации превращаются в определенный результат, а второй вид норм закрепляет за Президентом Российской Федерации права и обязанности, а также предопределяет его основные организационные формы работы. В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства (то есть не делятся с парламентом, правительством или судебными органами), они называются прерогативами главы государства (например, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы правительства или присваивать высшие воинские звания). Между функциями, полномочиями Президента России и его организационными формами деятельности существует тесная связь, так как каждая функция должна быть обеспечена правомочиями главы российского государства и реализована в соответствующих формах его работы. 

2.1 Функции Президента  РФ

     Функции Президента РФ связаны с важнейшими основами жизнедеятельности государства и общества (ст.80 Конституции РФ).

  1. Президент – гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет персональную ответственность за бесперебойную работу защиты Конституции РФ  и прав человека. Он обязан принимать все необходимые меры в случаях сбоев в их реализации по тем или иным причинам.
  2. Президент – гарант суверенитета Российской Федерации. Он принимает меры к охране суверенитета России, ее независимости и госудорственной целостности. Для этой цели он наделяется особыми полномочиями на оперативное решение вопросов (введение военного и чрезвычайного положения и т.п.).
  3. Президент – гарант согласованного функцианирования и взаимодействия органов государственной власти. Он осуществляет  координацию деятельности ветвей власти и для этого наделяется соответствующими полномочиями.
  4. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами и не может им противоречить. О том, какую политику он будет проводить, в определенной мере можно узнать из программы, с которой Президент идет на выборы. Разумеется, жизнь корректирует действия Президента. Вот почему Конституция обязывает его направлять ежегодные послания Федеральному Собранию, в которых формируются основные направления внутренней и внешней политики государства.
  5. Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

2.2 Классификация и  характеристика полномочий  Президента РФ

          Наряду с функциями главы государства Президент Российской Федерации наделён широкими полномочиями лица, де-факто возглавляющего исполнительную власть государства. Именно благодаря полномочиям происходит осуществление  статуса  и функций Президента, а важность и многообразие его политических функций определяют сферу обширных президентских полномочий. Одни из них осуществляются на прерогативой основе, а другие — с учетом полномочий и других органов государственной власти в данной области. Компетенция Президента РФ как совокупность его полномочий может быть системно охарактеризована по следующим основным направлениям.

     По  совокупности и значимости функций  и полномочий, закрепленных за Президентом  Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов  Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Этими органами в соответствии со ст. 11 Конституции  являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации, Государственная Дума), Правительство  Российской Федерации, суды Российской Федерации. Такое положение Президента не ограничивает самостоятельность  деятельности основных государственных  органов Российской Федерации, поскольку  полномочия Президента направлены, прежде всего, на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации, строгое соблюдение Конституции  Российской Федерации, защиту прав и  свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета. Президент  в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства  и обеспечивающих ему возможность  выполнять закрепленные за ним функции. Эти полномочия затрагивают все  стороны государственной деятельности, их можно обобщить по нескольким сферам. Полномочия связанные с:

  • Функционированием федеральных органов государственной власти. Президент здесь действует не единолично, а совместно с парламентом, который либо одобряет назначение Президентом высших должностных лиц, либо назначает их избрав из предложенных Президентом кандидатур. Президент:

     - назначает Председателя Правительства

     - назначает заместителей Председателя  Правительства

     - назначает министров

     - имеет право председательствовать  на заседаниях Правительства;

     - принимает решения об отставке  Правительства;

     - предлагает кандидатуры судей  судов высших инстанций (Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного);

     - предлагает кандидатуру Генерального  прокурора;

     - предлагает кандидатуру председателя  Центрального банка;

     - формирует и возглавляет Совет  Безопасности;

     - может формировать свою Администрацию;

     - определяет своих представителей  в федеральных округах и субъектах  Федерации,а также в палатах  парламента;

     - назначает высшее командование  Вооруженных Сил;

     - назначает дипломатических представителей.

  • По отношению к власти законодательной:

     - назначает выборы в Государственную  Думу и референдум;

     - распускает Государственную Думу  в случае и порядке, предусмотренных  в Конституции;

     - вносит законопроекты в Государственную  Думу;

     - подписывает и обнародует федеральные  законы, обладая при этом правом  отлагательного вето;

     - подает запросы в Конституционный  Суд в соответствии нормативных  актов Конституции РФ, а также  о ее толковании.

  • С военной областью. Президент утверждает военную доктрину, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Ему предоставлено право в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. С соблюдением последнего условия Президент уполномочен объявить и о введении чрезвычайного положения на территории России.
  • С внешнеполитической областью. Помимо того, что Президент определяет основные направления внешней политики страны, он осуществляет руководство внушней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей.
  • С отношением к гражданам.

     - решает вопросы гражданства;

     - предоставляет политическое убежище;

     - награждает государственными наградами  Российской Федерации; присваивает  почетные звания, высшие воинские  и высшие специальные звания;

     - решает вопросы помилования;

  • Правотворческие полномочия Президента. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей территории России. Акты Президента имеют особое значение для функционирования единой системы государственной власти и наряду с Конституцией и федеральными законами являются базой для нормотворческой деятельности Правительства. Указы бывают как ненормативного, так и нормативного характера, а распоряжения же всегда относятся к актам индивидуальным. Акты Президента не должны противоречит Конституции и федеральным законам. В Конституции нет точного перечня вопросов, по которым Президент может издавать указы. Практика же вышла на путь издания указов Президентом для реализации его полномочий, а также по вопросам, не урегулированным федеральными законами. Нормативные акты Президента по общему правилу вступают в силу по истечении семи дней после публикации. Гарантией конституционных актов Президента выступает Конституционный Суд.

Информация о работе Президент РФ и его полномочия