Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:13, реферат
Институт президентства получил распространение во многих странах. Его введение в РФ открыло новый этап в развитии российской государственности, свидетельствует об огромных переменах, происходящих е нашей стране, переходе России к принятым в мире демократическим системам правления. Учреждение поста Президента РФ не означает одномоментного возникновения института президентства в России. Его становление - достаточно длительный процесс, требующий разработки и обоснования, как теоретической концепции, так и правовых основ роли и места институте Президента РФ в государственно-правовом механизме Российской Федерации.
Введение 3
ГЛАВА I . Теоретические основы полномочий Президента Российской Федерации 4
1.1 Становление и развитие института Президента в Российской Федерации .4
1.2 Место и роль Президента в системе органов государственной власти Российской Федерации 9
Глава II. Виды полномочий Президента Российской Федерации 12
2.1 Функции Президента РФ 13
2.2 Классификация и характеристика полномочий Президента РФ 14
2.3. Прекращение полномочий Президента РФ………………………………..19
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Правовое
положение президента в отличие
от главы государства в
Рисунок 1. – Конституционный статус Президента РФ
От чисто президентской республики Россия отличается наличием отдельного конституционного поста Председателя Правительства, что, однако, не препятствует некоторым российским исследователям относить Россию к чисто президентским республикам. Президент РФ, как в чисто президентской республике, избирается на свою должность независимо от парламента, прямым голосованием избирателей, что ставит Президента РФ фактически в независимое от парламента и других государственных органов положение. Общей закономерностью всех республик, в том числе и в России, является то, что чем дальше процедура избрания президента от парламента, тем его полномочия как главы государства более обширны и реальны. В отличие от французской модели, где правительство формируется на основе парламентского большинства, в России Президент фактически формирует Правительство без учета расстановки политических сил в Государственной думе.
Конституционные
должности Президента заключаются
в том, что он является главой государства,
Верховным главнокомандующим
Глава II. Виды полномочий Президента Российской Федерации
Современное законодательство определяет статус Президента в тесной связке с системой разделения властей. В статье 11 Конституции России Президент указан в одном ряду с Федеральным Собранием, Правительством и судами Российской Федерации. Его первое место в перечне федеральных органов вполне соответствует той роли, которая отводится главе государства с президентской формой правления. Вместе с тем ни в статье 10, провозглашающей разделение властей, ни в статье 11, определяющей основы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, Президент не исключен из системы исполнительной власти.
В связи с этим правовой статус Президента России и система органов, которые по своему назначению и функциям именуются президентскими, являются объектами регулирования не только конституционного, но и административного права. Исходя из этого, представляется весьма актуальным изучение и рассмотрение вопроса о статусе Президента Российской Федерации как главы государства и, в частности, как фактического организатора и руководителя всей системы исполнительной власти России.
В Конституции Российской Федерации 1993 года Президент определяется как глава государства. В прежней Конституции его функция была определена через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти».
Согласно современному законодательству Президент оказывается как бы выведенным из системы разделения властей. Действующая Конституция исходит из ведущего положения Президента в системе государственных органов страны. Это отразилось даже на очередности ее глав: глава 4 «Президент Российской Федерации» предшествует главе 5 «Федеральное Собрание».
Но
изменение конституционной
Согласно
нынешнему законодательству статус
Президента Российской Федерации определяется
в тесной взаимосвязи с системой
разделения властей и характеризуется
функциями и полномочиями главы государства.
Эти два понятия очень близки друг к другу,
но не тождественны. Между нормами, определяющими
функции Президента России, и нормами,
определяющими его полномочия, имеются
существенные различия. Первый вид норм
формирует цели, которые в процессе их
реализации превращаются в определенный
результат, а второй вид норм закрепляет
за Президентом Российской Федерации
права и обязанности, а также предопределяет
его основные организационные формы работы.
В той мере, в какой функции и полномочия
присущи исключительно главе государства
(то есть не делятся с парламентом, правительством
или судебными органами), они называются
прерогативами главы государства (например,
предлагать парламенту кандидатуру на
пост главы правительства или присваивать
высшие воинские звания). Между функциями,
полномочиями Президента России и его
организационными формами деятельности
существует тесная связь, так как каждая
функция должна быть обеспечена правомочиями
главы российского государства и реализована
в соответствующих формах его работы.
2.1 Функции Президента РФ
Функции Президента РФ связаны с важнейшими основами жизнедеятельности государства и общества (ст.80 Конституции РФ).
2.2 Классификация и характеристика полномочий Президента РФ
Наряду с функциями главы государства Президент Российской Федерации наделён широкими полномочиями лица, де-факто возглавляющего исполнительную власть государства. Именно благодаря полномочиям происходит осуществление статуса и функций Президента, а важность и многообразие его политических функций определяют сферу обширных президентских полномочий. Одни из них осуществляются на прерогативой основе, а другие — с учетом полномочий и других органов государственной власти в данной области. Компетенция Президента РФ как совокупность его полномочий может быть системно охарактеризована по следующим основным направлениям.
По
совокупности и значимости функций
и полномочий, закрепленных за Президентом
Конституцией, он, бесспорно, занимает
ведущее место в системе
-
назначает Председателя
-
назначает заместителей
- назначает министров
-
имеет право
- принимает решения об отставке Правительства;
-
предлагает кандидатуры судей
судов высших инстанций (
-
предлагает кандидатуру
-
предлагает кандидатуру
- формирует и возглавляет Совет Безопасности;
-
может формировать свою
-
определяет своих
- назначает высшее командование Вооруженных Сил;
-
назначает дипломатических
-
назначает выборы в
-
распускает Государственную
-
вносит законопроекты в
-
подписывает и обнародует
-
подает запросы в
- решает вопросы гражданства;
-
предоставляет политическое
-
награждает государственными
- решает вопросы помилования;