Президент РФ и его полномочия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:13, реферат

Описание работы

Институт президентства получил распространение во многих странах. Его введение в РФ открыло новый этап в развитии российской государственности, свидетельствует об огромных переменах, происходящих е нашей стране, переходе России к принятым в мире демократическим системам правления. Учреждение поста Президента РФ не означает одномоментного возникновения института президентства в России. Его становление - достаточно длительный процесс, требующий разработки и обоснования, как теоретической концепции, так и правовых основ роли и места институте Президента РФ в государственно-правовом механизме Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I . Теоретические основы полномочий Президента Российской Федерации 4
1.1 Становление и развитие института Президента в Российской Федерации .4
1.2 Место и роль Президента в системе органов государственной власти Российской Федерации 9
Глава II. Виды полномочий Президента Российской Федерации 12
2.1 Функции Президента РФ 13
2.2 Классификация и характеристика полномочий Президента РФ 14
2.3. Прекращение полномочий Президента РФ………………………………..19
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Работа содержит 1 файл

Президент РФ.docx

— 159.04 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки РФ

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

Владимирский  государственный  университет

Кафедра «Теории и истории  государства и  права» 
 
 
 
 

Реферат

По  дисциплине «Правоведение»

Президент РФ и его полномочия 

  
 
 

                  Выполнил:

                  ст. гр. МТС-109

                  Э.А. Куликова

                  Принял:

                  А.Г. Левицкая 
                   
                   
                   
                   

Владимир 2010

Содержание

Введение 3

ГЛАВА I . Теоретические  основы полномочий Президента Российской Федерации 4

1.1 Становление и развитие института  Президента в Российской Федерации .4

1.2 Место и роль Президента в  системе органов государственной  власти Российской Федерации 9

Глава II. Виды полномочий Президента Российской Федерации 12

2.1 Функции Президента РФ 13

2.2 Классификация и характеристика  полномочий Президента РФ 14

2.3. Прекращение полномочий Президента РФ………………………………..19

Заключение 22

Список  использованной литературы 23 

 

     Введение

     Институт  президентства получил распространение  во многих странах. Его введение в  РФ открыло новый этап в развитии российской государственности, свидетельствует об огромных переменах, происходящих е нашей стране, переходе России к принятым в мире демократическим системам правления. Учреждение поста Президента РФ не означает одномоментного возникновения института президентства в России. Его становление - достаточно длительный процесс, требующий разработки и обоснования, как теоретической концепции, так и правовых основ роли и места институте Президента РФ в государственно-правовом механизме Российской Федерации.

     Поэтому тема работы является важной и актуальной. С учетом огромной роли, которую играет Президент РФ, исключительную актуальность приобретает задача детальной правовой регламентации его полномочий.

     В Конституции РФ достаточно полно  определен статус государственной  власти в целом и ее законодательной, исполнительной и судебной ветвей, а также органов, осуществляющих соответствующую власть. И среди  федеральных государственных органов  особое место занимает Президент  Российской Федерации. Статусу Президента посвящена 4 глава Конституции, в  соответствии с которой Президент  является главой государства, ведущим  федеральным органом государственной  власти.

     Президент – совершенно новый для России государственный институт, введение которого внесло существенные изменения  в прежнюю организацию государственной  власти в нашей стране.

     Поэтому целью данной работы стало освещение  вопросов, связанных с полномочиями и функциями Президента Российской Федерации. Работа также посвящена  правовой характеристике положения  Президента в современном государственном  устройстве России.

 

ГЛАВА I . Теоретические основы полномочий Президента Российской Федерации

1.1 Становление и  развитие института  Президента в Российской  Федерации

         Термин «президент» происходит от латинского языка и означает председатель, старший член совещательного места. Президентство - это должность, звание, председательство1. Само же понятие «президент» в литературе трактуется как выборный глава государства2, а институт Президента - это властный институт, то есть совокупность властных полномочий Президента в сфере государственного управления.

     Несмотря  на значительный опыт, накопленный  различными странами мира в сфере  организации и деятельности института  Президента, для России он является новым и, в силу этого, требует  специального административно-правового исследования. При этом не следует забывать, что, несмотря на относительную новизну (этот государственный институт существует в Российской Федерации с мая 1991 года), особенность состоит в том, что его развитие происходило в специфических условиях становления государства, находящегося на стадии перехода от тоталитарного государственно-политического устройства к демократии. Это обстоятельство и обусловило потребность в анализе истории рассматриваемого государственно-правового явления.

     До  февраля 1917 года наша страна представляла собой монархию, власть которого (монарха) закреплялась в законодательстве. Так, «Толкование» к артикулу 20-му Воинского устава 1716 года устанавливало: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять»3.

     Вместе  с тем следует отметить, что  в монархической России предлагались конституционные проекты, практические решения, связанные с учреждением в стране поста Президента. Они оказали определенное влияние на дальнейшее формирование и развитие государственно-правовых институтов в России. К такому рода проектам относится, например, проект Конституции, который был подготовлен крупнейшим государственным деятелем П.А. Столыпиным4. Процедура введения поста Президента предусматривалась и в документах комиссии для подготовки проекта Конституции, созданной из специалистов в области государственного права под председательством Н.И. Лазаревского после падения самодержавия в России в 1917 году. В них устанавливалось, что временная исполнительная власть, до установления основных законов, возлагалась на временного Президента. Он избирался Учредительным собранием и осуществлял свои полномочия под его надзором и при содействии Совета министров. В научной литературе отмечается, что такая конструкция очень напоминает положение американского Президента, отражает стремление к сильной власти и установлению диктатуры5. Идею введения республиканской формы правления и учреждения поста Президента в России выдвигали и некоторые дореволюционные ученые-юристы. При этом они отмечали необходимость ограничения власти Президента, подчинения ее закону, и, прежде всего, Конституции.6

     Двоякого  рода отношение к институту главы  государства в целом и к  Президенту в частности было фактически в годы советской власти в нашей  стране. Во-первых, эти вопросы не находили какого-либо отражения в  правовых актах, о чем, например, свидетельствует анализ текстов Конституции РСФСР 1918 года, Конституций СССР 1924, 1936, 1977 годов. В научной литературе институт главы государства, Президента довольно часто трактовался как чисто буржуазный институт, служащий интересам подавления буржуазией трудящихся7.

     Во-вторых, вопрос об учреждении поста Президента возникал в реальной жизни нашей  страны неоднократно. Так, это было при обсуждении Конституции СССР 1936 года. Одной из поправок предлагалось избирать Председателя Президиума Верховного Совета СССР всем населением страны, а не Верховным Советом СССР. И.В. Сталин категорически отверг это предложение, указывая на то, что у нас не должно быть единоличного Президента. Он отметил, что Президент в СССР коллегиальный - это Президиум Верховного Совета, включая Председателя Президиума Верховного Совета, избираемого не всем населением, а Верховным Советом и подотчетного Верховному Совету8. Вопрос о введении в СССР института Президента был поставлен и в середине 60-х годов Н.С. Хрущевым на комиссии по подготовке проекта новой Конституции СССР, но он не был реализован9. В целом следует констатировать, что институт Президента был органически чужд советской системе. «С господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной власти был несовместим принцип разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти Президента»10. Важнейшие вопросы государственной жизни решались Политбюро ЦК КПСС, партийным лидером. Таким образом, это дало возможность на практике соединить в одних руках большие властные полномочия, чем мог бы дать пост Президента страны11.

     Новый подход к данной проблеме наблюдался в последнее пятнадцатилетие прошлого столетия, в период, так называемой, перестройки. Четко прослеживается тенденция к практическому введению поста Президента.

     В Российской Федерации главой исполнительной власти, по замыслу авторов проекта Конституции, должен был быть Президент, избираемый прямыми всеобщими выборами, а так же Правительство, ответственное перед Парламентом12.

     Верховный Совет Российской Федерации для  учреждения поста Президента России пошел по другому, более демократическому пути в отличие от избрания Президента высшим законодательным органом страны.

     На  уровне Союза ССР этот вопрос был  решен в марте 1990 года. III Съезд  народных депутатов СССР принял Закон СССР от 14 марта 1990 года № 1360-1 «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (основной закон) СССР»13. Согласно измененной Конституции (статья 127), главой Советского государства становился Президент СССР. Им мог быть избран гражданин СССР не моложе 35 и не старше 65 лет. Одно и то же лицо не могло быть Президентом СССР более двух сроков подряд. Конституция СССР предусмотрела выборы Президента СССР гражданами, то есть прямые выборы. Однако, избрание первого Президента СССР (оказавшегося и последним) в соответствии с Законом от 14 марта 1990 года произошло на Съезде народных депутатов СССР.

     Фактически  был взят курс на изменение формы  правления - переход к президентской республике. Об этом, в частности, говорилось на Съезде: «Мы решили не просто вопрос о посте Президента, мы решили вопрос о структуре государственной власти в Советском Союзе и президентской форме правления. То есть мы решили вопрос политической системы нашего общества»14.

      Соответствующие процессы были характерны и для РСФСР. Заметим, что на официальном уровне, в средствах массовой информации, в научных кругах велась широкая, довольно острая дискуссия о введение поста Президента в России15. Съезд народных депутатов РСФСР высказался против нововведения. Пост Президента РСФСР был учрежден всероссийским референдумом 17 марта 1991 года. В этот день советские граждане участвовали в референдуме СССР и определяли, быть ли Союзу ССР и дальше. В дополнение к этому граждане РСФСР отвечали на вопрос: «Считаете ли Вы необходимым введение поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием?» По этому вопросу проголосовали 75,42 % избирателей, внесенных в списки. За введение поста Президента РСФСР высказались 69,85 % избирателей, или 53 385 275 человек, против - 27,89 %, или 21 406 152 человек . IV Съезд народных депутатов РСФСР утвердил ранее принятые законы РСФСР «О Президенте РСФСР»16, «О выборах Президента РСФСР»17 и внес соответствующие изменения и дополнения в Конституцию РСФСР. 12 июня 1991 года был избран первый Президент РСФСР. В соответствии с введенной тогда моделью он являлся высшим должностным лицом государства и главой исполнительной власти в РСФСР.

     Суть  изменений состояла во введении принципа разделения властей с созданием  независимых между собой исполнительной и судебной ветвей власти. Новый  Президент, срок полномочий которого не должен был превышать двух следующих подряд пятилетних мандатов (легислатур), занимая свой пост, не должен был быть ни депутатом, ни членом какой-либо политической партии. По крайней мере, один раз в год он должен был отчитываться перед Съездом. Президент обладал правом издавать обязательные для исполнения указы и отменять решения исполнительных органов в случае их противоречия Конституции или российским законам. Съезд народных депутатов и Верховный Совет имели право своими решениями отменять указы Президента, однако, эта процедура не была установлена. Также Съезд был наделен правом проводить процедуру отрешения Президента от должности, что обеспечивалось квалифицированным большинством в две трети голосов депутатов, а голосование назначалось по решению Конституционного Суда, которое, в свою очередь, выносилось по обращению самого Съезда, Верховного Совета или одной из его палат18. Таким образом, широкие полномочия Президента были введены в рамки закона, которые включали в себя и немало источников для потенциальных конфликтов.

     В итоге, в России сложился институт Президента, напоминающий американскую модель исполнительной власти19.

     Таким образом, введение поста Президента в Российской Федерации стало  следствием, в целом, весьма прогрессивных  демократических процессов в российском обществе и в его политической системе. Оно отразило объективный процесс трансформации политической власти из системы партийных органов и организаций в систему государственных органов и организаций, включая институт Президента.

     Следовательно, можно констатировать, что развитие института Президента неразрывно связано с развитием государственности и укреплением всей системы государственной власти в Российской Федерации. 

1.2 Место и роль  Президента в системе  органов государственной  власти Российской Федерации

        В системе органов государственной власти Президент РФ занимает особое место. В соответствии с системой разделения властей Президент не входит ни в одну из отраслей власти - ни в законодательную, ни в исполнительную, ни тем более в судебную. По Конституции 1993 г. Российская Федерация имеет республиканскую форму правления, т.е. во главе государства стоит избираемый прямым голосованием граждан Президент.

Информация о работе Президент РФ и его полномочия