По нашему мнению, наиболее
демократичным следовало бы считать
назначение Председателей судов
не Президентом, а избрание их самими
судьями из состава суда (к примеру,
в Российской Федерации Председатель
Верховного Суда избирается из числа
судей. Таковой же порядок установлен
и на Украине). В связи с развитием
судейского самоуправления следует
вовлекать в этот процесс также
органы судейского самоуправления.
Рекомендация №R(34)12 Комитета
министров Совета Европы от 13 октября
1994 года закрепляя общие принципы
независимости судей, устанавливает,
что все решения, касающиеся проф
роста судей, должны основываться на
объективных аспектах и принципе
конкурсного отбора, а служебный
рост судей должен зависеть от их личных
наград с подабающим учетом квалификации,
моральных свойств и работоспособности.
Орган, принимающий решение об отборе
и продвижении судей, должен быть
независим от правительства и
администрации… Но, когда положения
конституции, законодательных актов
либо традиции допускают назначение
судей правительством, должны существовать
гарантии транспарентности и практической
независимости процедур назначения
судей, также защиты решений от влияния
разных причин, не связанных с упомянутыми
выше объективными аспектами. В качестве
таковых гарантий, может, к примеру,
выступать одна из последующих мер:
1) создание специального
независящего компетентного органа,
который выносил бы правительству
советы для выполнения в практической
деятельности; или
2) предоставление права
обжалования решений в личном
порядке в независящий орган;
или
3) создание органа, который
обеспечил бы защиту решений
от необоснованного либо стороннего
влияния.
3. В согласовании с Законом
о судоустройстве и статусе
судей, условия оплаты труда
судей Республики Беларусь инсталлируются
Президентом. При всем этом
нужно учесть квалификационный
класс и стаж работы на должности
судьи. Указом Президента от 4
декабря 1997 года №625 “Об упорядочении
оплаты труда судей, материально-техническом
и кадровом обеспечении судов Республики
Беларусь” было установлено, что заработная
плата судей состоит из должностного оклада,
надбавок за квалификационный класс и
выслугу лет, премий и других выплат в
согласовании с законодательством. Порядок
и условия присвоения судьям квалификационных
классов, также размеры надбавок за квалификационные
классы и выслугу лет определяются Президентом
Республики Беларусь. Выплата заработной
платы судьям делается за счет средств
республиканского бюджета. Указ устанавливает,
что размеры должностных окладов Председателя
Конституционного Суда, Председателя
Верховного Суда, Председателя Высшего
Хозяйственного Суда и остальных судей
судов Республики Беларусь устанавливается
Президентом. Размеры должностных окладов
судей инсталлируются в процентном отношении
к должностным окладам Председателей
высших судов. Указом от 28 декабря 1999 года
№772 были утверждены размеры надбавок
к должностным окладам за квалификационные
классы судей Республики Беларусь.
Судьи Республики Беларусь обеспечиваются
бесплатной форменной одеждой в
порядке и на критериях, определяемых
Президентом.
В целях обеспечения единых
принципов и критерий материального
и общественного обеспечения
служащих государственного аппарата и
приравненных к ним лиц Декрет
Президента №16 от 9 сентября 1997 года установил,
что вознаграждения государственных
служащих за публикацию и за выступление
в качестве государственного служащего,
также за публикации и выступления,
в каких применены материалы (сведения),
приобретенные в связи с исполнением
служебных обязанностей, могут выплачиваться
в порядке, определяемым Правительством,
по согласованию с Президентом. Декретом
урегулировано время выхода в
отставку служащих госаппарата. Так, Председатели
Конституционного Суда, Верховного Суда
и Высшего Хозяйственного Суда имеют
право на отставку в определенном
законодательством порядке независимо
от времени нахождения в должности.
Судьи Конституционного Суда, общих,
хозяйственных и других предусмотренных
законами судов - при наличии общего
трудового стажа для парней более
30 лет, для дам - более 25 лет и стажа
работы в качестве госслужащего более
20 лет. Право на отставку по указанному
основанию быть может реализовано
лишь один раз.
Декрет также описывает
порядок предоставления служебных
помещений судьям и прокурорским
работникам, нуждающимся в улучшении
жилищных критерий. Лицам, проработавшим
на должностях, дающих право на получение
служебных жилых помещений, от 10
до 20 лет (судьям Конституционного Суда
- от 8 до 11 лет) , жилое помещение предоставляется
(предоставляемое служебное помещение
передается) в использование по договору
найма, а проработавшим на указанных
должностях выше 20 лет (из их более 10 лет
опосля вступления в силу указанного
Декрета) передается в собственность
безвозмездно с учетом жилищной квоты
(суммы квот), установленной законодательством.
В случае освобождения от выполнения
обязанностей (увольнения) судьи либо
прокурорского работника в связи
с невыполнимостью выполнения собственных
обязанностей по состоянию здоровья
либо признания его недееспособным
в определенном законом порядке,
ликвидации госоргана, сокращения численности
либо штатов, также в случае смерти
(погибели) судьи либо прокурорского
работника в связи с исполнением
служебных обязанностей предоставленные
служебные помещения передаются в использование
по договору найма независимо от стажа
его работы на соответственной должности.
В случае смерти (погибели) судьи либо
прокурорского работника в связи с исполнением
служебных обязанностей членам семьи
погибшего (погибшего), состоящим совместно
с ним на учете граждан, нуждающихся в
улучшении жилищных критерий, и сохранившим
право состоять на таком учете, в течение
6 месяцев со дня смерти (погибели) судьи
либо прокурорского работника предоставляется
обустроенное жилое помещение на критериях
контракта найма.
Судьи Конституционного Суда,
Верховного Суда, Высшего Хозяйственного
Суда обеспечиваются жилыми помещениями
Управлением делами Президента Республики
Беларусь, а судьи других судов
и прокурорские работники - соответствующими
местными исполнительными и распорядительными
органами. Госслужащим, нуждающимся
в улучшении жилищных критерий, предоставляются
льготные кредиты для строительства
(приобретения) личного жилого дома
либо квартиры в порядке, определяемом
законодательством. Декретом установлено,
что акты законодательства по вопросам
материального и общественного
обеспечения государственных служащих,
следствием принятия (издания) которых
быть может создание либо увеличение
расходов государственных средств,
принимаются (издаются) только с согласия
Президента или по его поручению
- Правительства.