Президент Республики Беларусь и судебная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:37, реферат

Описание работы

Принятая 15 марта 1994 года Конституция Республики Беларусь в первый раз закрепила принцип разделения властей в нашей стране. Принцип разделения властей значит, что любая из веток власти (законодательная, исполнительная и судебная)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ


ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 42.56 Кб (Скачать)

 

Помилование и отклонение ходатайств о помиловании осужденных к смертной экзекуции, также помилование  осужденных к лишению свободы  либо иным наиболее мягеньким мерам  наказания делается указами Президента Республики Беларусь.

 

Указы Президента о помиловании  и об отклонении ходатайств о помиловании  направляются к выполнению в Верховный  Трибунал или в МВД РБ.

 

Сообщения об выполнении указов Президента в отношении лиц, осужденных к смертной экзекуции, направляются Президенту Верховным Трибуналом и  Прокуратурой Республики Беларусь, а  в отношении лиц, осужденных к  иным мерам наказания, - органами, на которые возложено выполнение этих указов.

 

В вариантах отмены либо конфигурации приговоров по вновь открывшимся  происшествиям или в порядке  надзора в отношении осужденных, к которым Президентом Республики Беларусь ранее было использовано помилование, судьи информируют о принятых решениях Президента Республики Беларусь.

 

Контроль за своевременным  исполнением указов Президента возлагается  на отдел по вопросам гражданства  и помилования Администрации  Президента Республики Беларусь.

 

2.Декретом Президента  от 21 октября 1997 года №20 было установлено,  что высшим органом самоуправления  судей Республики Беларусь является  съезд судей. Съезд осуществляет  свои возможности в составе  судей Конституционного Суда, общих  и хозяйственных судов Республики  Беларусь. Сиим же Декретом закреплялась  компетенция съезда судей, определялся  порядок его созыва, также другие  вопросы деятельности съезда  судей, в том числе материально-технического  обеспечения его деятельности  Советом Министров. В следующем  в Закон “О судоустройстве  и статусе судей в Республике  Беларусь” в согласовании с  названным декретом были внесены  конфигурации. Декрет постановил  провести 1-ый съезд судей Республики  Беларусь 5 декабря 1997 года.

 

Президент воспринимает роль в формировании органов судебной власти. Конституция Республики Беларусь 1994 года предугадывала избрание судейского корпуса Конституционного Суда, Высшего  Хозяйственного Суда и Верховного Суда Верховным Советом, а кандидатуры  на должности Председателей высших судов представлялись Президентом (п.7 ст.83 и п.5 ст.100 Конституции 1994 года). Назначение судей Республики Беларусь не считая тех, избрание которых было отнесено к компетенции Верховного Совета (п.10 ст.100 Конституции).

 

В Конституции Республики Беларусь с переменами и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме  в 1996 году, компетенция Президента в  области формирования судейского корпуса  несколько поменялась. Так, в настоящее  время Президент назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда с согласия Совета Республики. Указанные лица избираются из числа судей этих судов (п.8 ст.84 Конституции). Регламент Совета Республики описывает порядок дачи согласия на назначение Председателей  высших судов. Кандидатуры на указанные  должности представляются Президентом  либо уполномоченным им должностным  лицом. Опосля представления этих кандидатур Совет Республики не позже 10 дней с  момента представления Президентом  в период проведения сессии Совета Республики и не позже 10 дней с момента  начала наиблежайшей сессии Совета Республики, ежели соответственное представление  получено в период перерыва меж сессиями.

 

При отклонении Советом Республики кандидатуры, представленной Президентом  для назначения на вышеуказанные  должности, Совет Республики воспринимает постановление, которое направляется Президенту. В случае, ежели и  повторная кандидатура на вышеуказанные  должности будет отклонена, Совет  Республики может обратиться к Президенту с предложением о проведении консультаций с целью преодоления появившихся  разногласий.

 

По вопросам дачи согласия на назначение Председателей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда проводится открытое либо тайное голосование Совета Республики. Постановление  принимается большинством голосов.

 

Аналогичная процедура проводится и при назначении на должность  судей Верховного Суда и Высшего  Хозяйственного Суда.

 

В согласовании с законом  “О судоустройстве и статусе судей” Верховный Трибунал Республики Беларусь состоит из Председателя, первого  заместителя, заместителей Председателя, судей Верховного Суда и действует  в составе: судебной коллегии по гражданским  делам, судебной коллегии по уголовным  делам, Военной коллегии и судебной коллегии по патентным делам, Пленума  Верховного Суда, Президиума Верховного Суда. Декретом от 21 января 1999 года №1 “О численном составе судей Верховного Суда” устанавливается, что численный  состав судей Верховного Суда определяется Президентом. Указ от 25 января 1999 года №54 “О неких вопросах деятельности Верховного Суда” (в редакции Указа  №6 от 4.01.2000г.) в целях повышения  деятельности Верховного Суда установил  количество судей и работников аппарата этого суда 51 и 79 единиц соответственно. Председателю Верховного Суда было предоставлено  право утверждать штатное расписание и структуру аппарата Верховного Суда в пределах установленной численности  работников этого суда.

 

Высший Хозяйственный  Трибунал возглавляет систему хозяйственных  судов, несёт ответственность за выполнение задач, возложенных на хозяйственные  суды, также компанию, состояние  и улучшение их деятельности. Высший Хозяйственный Трибунал состоит  из судей Высшего Хозяйственного Суда, в том числе Председателя, первого заместителя и заместителей Председателя Численность заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда определяется Президентом. Количественный состав Высшего Хозяйственного Суда устанавливается Президентом по представлению Председателя этого  Суда. Высший Хозяйственный Трибунал действует в составе Пленума, Президиума (образован Декретом Президента от 29 сентября 1998 года №17 в составе  Председателя, первого заместителя, заместителей Председателя и 5 судей  Высшего Хозяйственного Суда. Декрет также определял возможности  Президиума), коллегии по проверке законности решений хозяйственных судов  и судебных коллегий по разрешению отдельных категорий споров. В  Высшем Хозяйственном Суде также  действует квалификационная коллегия судей. Указ Президента Республики Беларусь от 24 июня 1997 года №337, вступивший в  силу с 1.07.1998г. постановил прирастить численность  судей и профессионалов Высшего  Хозяйственного Суда соответственно на 4 и 7 единиц. Не считая того, ст.11 Закона о хозяйственных судах в Республике Беларусь закрепляет, что не реже 1-го раза в год Высший Хозяйственный  Трибунал Республики Беларусь информирует  о деятельности хозяйственных судов  Президента Республики Беларусь, также  Палату Представителей и Совет Республики Государственного Собрания.

 

Если Конституция 1994 года в ст.126 ранее предугадывала формирование Конституционного Суда Верховным Советом, то работающая редакция Конституции  закрепляет назначение судей Конституционного Суда Президентом и Советом Республики на паритетной базе. 6 судей назначаются  Президентом (п.10 ст.84), 6 судей избираются Советом Республики (п.4 ст.98). При  всем этом нужно учесть требования к судьям Конституционного Суда, закрепленные в ст.116 Конституции: “Конституционный Трибунал формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных  профессионалов в области права, имеющих, обычно, ученую степень”.

 

 В согласовании с  п.11 ст.84 Президенту также предоставлено  право освобождать от должности  Председателя и судей Конституционного  Суда, Председателя и судей Верховного  Суда, Председателя и судей Высшего  Хозяйственного Суда по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением  Совета Республики (основания прекращения  возможностей судьи предусмотрены  ст.72 и ст.75 закона “О судоустройстве  и статусе судей”, также ст.15 закона  “О Конституционном Суде Республики  Беларусь”.

 

Президент назначает и  других судей Республики Беларусь (п.10 ст.84 Конституции).

 

Ст.7 закона “О судоустройстве и статусе судей” регламентирует порядок образования судов Республики Беларусь. Суды образуются на основах  выборности либо назначаемости судей. Судьи областных, Минского городского, районных (городских), военных судов, хозяйственных судов областей, также  специализированных судов назначаются  Президентом и исполняют свои обязанности бессрочно, не считая назначаемых на должность судьи в первый раз. Судьи, назначаемые на должность в первый раз, назначаются бессрочно опосля 5 лет работы судьей. Судьи по административным делам и исполнительным производствам назначаются Президентом сроком на 5 лет. При назначении лица на должность судьи учитывается время работы судьей по административным делам и исполнительным производствам.

 

Районный (городской) трибунал появляется в районе, городке областного подчинения, не имеющем районного  деления, районе в городке. Президентом  по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда быть может образован  один районный (городской) трибунал на район либо город. Так, Указом Президента от 4 мая 1999 года №250 “О преобразовании судов районов и городов областного подчинения, имеющих общий административный центр” в целях приведения судебной системы в соответствие с административно-территориальным  делением Республики Беларусь некие  районные и городские суды были преобразованы  в районные суды.

 

Состав районного (городского) суда определяется ст.19 закона “О судоустройстве и статусе судей”. Районные (городские) суды состоят из председателя суда, судей и судей по административным делам и исполнительным производствам. Председатель районного (городского) суда, также его заместитель назначаются  сроком на 7 лет. Количество судей для  каждого районного (городского) суда устанавливается Президентом по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда.

 

Указом Президента от 3 мая 1997 года №269 “Об установлении количества судей по административным делам  и исполнительным производствам  в районных (городских) судах” в  составе районных (городских) судов  Брестской области было установлено 10 судей по административным делам  и исполнительным производствам, в  Витебской - 14 судей; в Гомельской - 11 судей; Гродненской - 12 судей; Минской  области - 16; Могилевской области - 11, и в районных судах г.Минска - 16 судей. Указ от 21 апреля 1999 года №227 “Об  увеличении численности судей по административным делам и исполнительным производствам в районных (городских) судах” постановил прирастить численность  судей на 95 единиц.

 

В согласовании со ст.24 закона “О судоустройстве и статусе судей” областной, Минский городской трибунал состоят из Председателя суда, судей  и действуют в составе судебных коллегий и президиумов судов. Количество, состав этих судов также устанавливается  Президентом по совместному представлению  Министра юстиции и Председателя Верховного Суда. Своим указом от 6 августа 1997 года №424 Президент постановил прирастить количество судей областных и  Минского городского судов на 12 единиц. Количество судей неких районных (городских) судов в согласовании с сиим указом также возросло на 9 единиц.

 

Ст.33 закона “О судоустройстве и статусе судей” закрепляет порядок  образования межгарнизонных военных  судов. Межгарнизовнные военные  суды образуются Президентом Республики Беларусь с учетом численности и  дислокации вооруженных сил Республики Беларусь и остальных воинских формирований по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда. Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 1999 года №41 “О военных судах  Республики Беларусь и Военной коллегии Верховного Суда” в целях упорядочения деятельности военных судов и  Военной коллегии установил, что  судьи военных судов Республики Беларусь и Военной коллегии Верховного Суда назначаются на должности из числа военнослужащих, имеющих офицерские звания и на их распространяется действие актов законодательства, регламентирующих статус судей и военнослужащих. Финансирование деятельности этих судов, обеспечение  их транспортными средствами, связью, орудием , охраной, служебными и жилыми помещениями осуществляет Министерство обороны за счет средств, предусмотренных  в республиканском бюджете на содержание органов судебной власти и выделенных на эти цели данному  министерству.

 

Белорусский военный трибунал состоит из председателя суда, заместителей председателя, судей и действует  в составе судебных коллегий. Должность  заместителя председателя была введена  в штатное расписание Указом Президента от 19 февраля 1996 года №81 “О реорганизации  военных судов Республики Беларусь”, который сразу упразднил должность  ассистента председателя.

 

Закон о хозяйственных  судах в ст.27 установил, что в  областях Республики Беларусь действуют  хозяйственные суды областей, к которым  равняется также трибунал городка  Минска, а в вариантах, предусмотренных  законодательными актами, - также спец хозяйственные суды областей и г.Минска. Хозяйственные суды состоят из судей, в том числе Председателя и  заместителей Председателя. Хозяйственный  трибунал г.Минска был сотворен с 1 января 1999 года Указом Президента от 10.11.1998г. №540 методом выделения его из хозяйственного суда Минской области. Численность  судей хозяйственного суда г.Минска была установлена в количестве 18 единиц, а численность хозяйственного суда Минской области - в количестве 10 единиц.

 

Таким образом, Президент  Республики Беларусь имеет широкие  возможности в области формирования судейского корпуса, невзирая на то, что  назначение судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего  Хозяйственного Суда делается Президентом  вместе с верхней палатой Парламента. Следует отметить, что в демократических  странах в процедуре наделения  кандидатов судейскими возможностями  участвуют разные ветки власти, что  дозволяет обеспечить независимость  судей и суда. По нашему мнению, более  применимым следует считать смешанный  метод наделения судей судейскими возможностями, который состоит  в сочетании избрания и назначения судей, так как назначение судей  может создавать с учетом их лояльности к власти, по их убеждениям. Не считая того, назначение отстраняет население  от роли в формировании судейского корпуса. Так, еще в июле 1996 года в  беседе с журналистами, отвечая на вопрос о взаимоотношениях с судебной властью, сегодняшний президент  Беларуси А.Лукашенко произнёс: “…по Конституции она [судебная власть] является практически президентской. Да, декларирована  самостоятельность судов, но назначает  и сдвигает судей с занимаемых должностей, не считая членов Верховного Суда, президент. В силу этого президенту проще проводить свою политику через судебную власть.”11Советская Белоруссия, 12 июля 1996г.

 

На наш взор, не считая того, следует дать предпочтение избранию судей высших судов Парламентом, как это делается на Украине, где  судьи избираются Радой по представлению  Президента; и в Российской Федерации, где по представлению Президента судьи избираются Советом Федерации. Обеспечивается, таким образом, наиболее демократичный порядок в большей  степени легитимность судебной власти, её авторитет, независимость.

Информация о работе Президент Республики Беларусь и судебная власть