Президенский контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Государственный контроль, как неотъемлемая часть государственного управления, в конечном счете, направлен на достижение целей управления, решение задач, стоящих перед государством. Когда идет речь о государственном контроле, акцент, в первую очередь, должен делаться на то, какие органы определены в качестве субъектов контроля, в какой мере объекты контроля выполняют свое социальное назначение, обеспечивают стабильное функционирование государства и общества, общенациональные интересы.

Содержание

Введение
1. Контроль как средство обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
2. Понятие, содержание и виды контроля в государственном управлении
3. Сущность президентского контроля в Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсач административное.docx

— 50.34 Кб (Скачать)

Министерство  сельского хозяйства РФ

ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра 1»

Центр ДОТ

 

 

 

кафедра Права  и правоохранительной деятельности

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: «Административное право»

на тему: «пРЕзиденский контроль»

 

 

 

 

                                                               Выполнил: студент з/о 2 курса

     Специальность «Юриспруденция»

Алехин Александр  Дмитриевич

            Шифр ДЮ/11051

  Проверил: старший  преподаватель      

   А.С.Хатунцева

                                                     

 

Воронеж

2012г.

Содержание

    Введение 
1. Контроль как средство обеспечения законности и дисциплины в     государственном управлении 
2. Понятие, содержание и виды контроля в государственном управлении 
3. Сущность президентского контроля в Российской Федерации 
   Заключение 
   Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государственный контроль, как неотъемлемая часть государственного управления, в конечном счете, направлен  на достижение целей управления, решение  задач, стоящих перед государством. Когда идет речь о государственном  контроле, акцент, в первую очередь, должен делаться на то, какие органы определены в качестве субъектов  контроля, в какой мере объекты  контроля выполняют свое социальное назначение, обеспечивают стабильное функционирование государства и  общества, общенациональные интересы. Виды субъектов, формы и методы государственного контроля во многом определяются политическим режимом государства. С принятием  в 1993 г. Конституции РФ произошли  изменения политической структуры  государства. Определились новые субъекты контроля, в том числе Президент  РФ. Президент в системе органов  государственной власти России занимает стратегический статус и имеет стратегические полномочия как в управлении государством, так и в осуществлении контроля, в частности.

Контроль за исполнением  законов Российской Федерации, указов, распоряжений и поручений главы  государства, принятых в их исполнение постановлений и распоряжений Правительства, а также нормативных правовых актов судебных органов, органов  власти субъектов Российской Федерации (нормативных правовых актов) составляет неотъемлемую часть системы управления и является наиболее действенным  средством влияния на повышение  эффективности деятельности органов  государственной исполнительной власти, а также адекватного влияния  соответствующих министерств и ведомств на складывающуюся обстановку как в центре, так и на местах.

Президентский контроль является составной частью государственного контроля и потому деятельность по его реализации должна осуществляться в тесном взаимодействии с иными  государственными контрольными структурами  в едином правовом и организационном  пространстве.  
Целью курсовой работы является исследование института президентского контроля. Указанная цель предопределила постановку и решение следующих задач:  
1. Раскрыть сущность контроля как средство обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.  
2. Рассмотреть понятие, содержание и виды контроля в государственном управлении.  
3. Исследовать сущность президентского контроля в Российской Федерации.

Объектом данного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления. Предметом исследования является президентский контроль как вид государственного контроля.

Методологическую основу исследования составляют положения  материалистической диалектики, а также  комплекс общенаучных и специальных  методов познания: метод количественного  анализа, исторический, сравнительно-правовой, логико-аналитический, системно-структурный, конкретно-социологический.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Контроль как средство обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

Сущность, законности состоит  в единообразном понимании и  точном соблюдении действующего законодательства всеми органами государства, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Создание подлинно правового государства предполагает распространение действия закона на все сферы общественной жизни, прежде всего на функции органов государственной власти, обязательность закона для самого государства и его органов, должностных лиц, в том числе высших должностных лиц, развитие государственного аппарата по пути демократизации, законности и справедливости. Сущность этого принципа состоит в том, что государство, издавшее закон, не вправе его нарушать. Правовое государство невозможно без четких и конкретных юридических мер ответственности любых должностных лиц за нарушение своих обязанностей перед законом.

Верховенство закона - важная, но все же внешняя, формальная сторона правового государства. Внутреннее, содержательное свойство правового государства есть важное качество, сущность самого закона. Государство и право должны находиться в тесном взаимодействии. Государство несет ответственность перед гражданами за состояние правопорядка и те законы, которые принимаются им.

Законность и правопорядок составляют основу нормальной жизни  общества, всех граждан Российской Федерации. Неукоснительное исполнение законов, обеспечение и реализация субъективных прав, соблюдение юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями составляют режим законности и правопорядка, без которых немыслимо развитие демократии.

Режим законности в государственном  управлении является частью общего режима законности в государстве. Поэтому  ему присущи все общие черты  и признаки последнего. Вместе с  тем особенности государственного управления как отдельного и самостоятельного вида государственной деятельности (по отношению к другим видам государственной  деятельности) не могут не повлиять на характер, формы и методы реализации принципа законности в управлении.

Характер соблюдения режима законности в государственном управлении определяется тем, что он распространяется на исполнительную и распорядительную деятельность всей системы органов исполнительной власти. Эти органы реализуют законы и иные нормативные акты в различных областях хозяйственной, социально-культурной и социально-политической жизни, реально соприкасаясь с гражданами, принимая решения, затрагивающие непосредственно их права, личные интересы. Поэтому законодательство четко определяет объем предоставляемых органам госу-дарственного управления и их должностным лицам полномочий (обязанностей и прав), регламентирует порядок их применения; гарантирует гражданам осуществление их субъективных прав и, в частности, права вносить в государственные и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе, а также обжаловать в суде неправомерные действия должностных лиц, ущемляющих права граждан.

Обеспечение законности немыслимо  без строгого соблюдения государственной  дисциплины, предполагающей точное соблюдение всеми организациями, государственными службами и гражданами установленного государством порядка деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций по выполнению возложенных на них обязанностей и реализации предоставленных прав.

Одним из важнейших принципов  законности является ее неразрывная  связь с государственной дисциплиной. Дисциплина и законность не только связаны друг с другом, но и взаимообусловлены. Строгое соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных нормативных актов -- важнейшее требование как законности, так и государственной дисциплины, что и послужило основанием считать законность и государственную дисциплину однопорядковыми социальными явлениями.

Поскольку законы и другие правовые акты устанавливают задачи, компетенцию, права и обязанности  различных звеньев государственного аппарата и его работников, порядок их деятельности, постольку и сущность государственной дисциплины состоит, прежде всего, в соблюдении этого порядка, в точном исполнении предписаний законодательства относительно прав и обязанностей государственных органов и занятых в них работников государственного аппарата. Следовательно, законность - основная составная часть государственной дисциплины. Это объясняется тем, что основные требования государственной дисциплины оформляются в виде правовых норм и содержатся в законах, указах, актах органов исполнительной власти Российской Федерации и других правовых актах. В соответствии с принципами законности эти акты должны неукоснительно соблюдаться.

При всей близости законности и государственной дисциплины они не тождественны. Различие между ними состоит в том, что дисциплина охватывает порядок поведения людей не только в сфере правовой регламентации общественных отношений (трудовая, финансовая, служебная, воинская дисциплина и т.д.), но и в сфере действия иных норм, функционирующих в обществе (профсоюзная, дисциплина быта и т.д.). Ее содержание шире содержания понятия «законность», ибо включает исполнение прав и обязанностей, основанных на требованиях, как правовых, так и иных социальных норм. Законность же требует соблюдения и исполнения только правовых норм. Кроме того, в содержание дисциплины включаются такие элементы, как предприимчивость, инициативность, творческий подход к делу, эффективность и качество работы. Поэтому дисциплина значительно глубже, чем законность, проникает в производственные отношения и теснее связана с экономическими категориями.

Реализуя требования законности и дисциплины, каждый орган управления, каждое должностное лицо и государственный служащий, общественные организации и граждане обязаны постоянно следить за соблюдением законности и государственной дисциплины.

Высокоорганизованному и подлинно демократическому обществу свойственна закономерность: чем выше организованность и дисциплина в нем, тем эффективнее функционирует система демократии, полнее и последовательнее реализуются права и свободы граждан. Люди могут реально пользоваться предоставленными им правами и свободами тогда, когда в обществе господствует обстановка уверенности, обеспечены порядок и строгое соблюдение законности.

Демократия строится на дисциплине и организованности граждан. В свою очередь дисциплина в обществе обеспечивается демократическими методами и невозможна без демократии.

Вместе с тем демократию, ее идеалы и принципы, многообразие форм необходимо также решительно отстаивать и защищать от авторитарных проявлений, гражданской безответственности, политического авантюризма. Должны быть созданы надежные гарантии недопущения любых форм тоталитаризма и деспотического единовластия. Подлинная демократия не имеет ничего общего со вседозволенностью, безответственностью, социальной демагогией. Защищая политические и социальные права человека, она одновременно служит коллективу и обществу в целом, отстаивает их интересы, способствует укреплению законности, дисциплины, утверждению в обществе нравственной атмосферы.

Обеспечение законности в  сфере государственного управления это деятельность специально уполномоченных субъектов, а также граждан и  объединений: по недопущению в деятельности органов исполнительной власти нарушений  требований, закрепленных в действующих  нормативных правовых актах; своевременному и полному предупреждению правонарушений, причин и условий, их порождающих; привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности.

Способы обеспечения законности – совокупность юридических, организационных приемов и форм деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, граждан, общественных объединений по поддержанию и укреплению законности в сфере государственного управления.

Существуют также такие  способы обеспечения законности, как государственный контроль, государственный  надзор, судебный контроль, общественный контроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие, содержание и виды контроля в государственном управлении.

Контроль - это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта целью устранения отклонений от заданных параметров. Государственный контроль – деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров.

В системах социального управления контроль — важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дел, о выполнении решений. Он используется для повышения исполнительской дисциплины, оценки работы, предотвращения нежелательных последствий, оперативного регулирования процесса.

Содержание контроля состоит  из:

- наблюдения за функционированием подконтрольных объектов, получения объективной информации о выполнении ими правил и поручений, их состоянии. Формы сбора информации — изучение данных учета, отчетов, проверки документов, инвентаризации, ревизии, получение объяснений и др.;

- анализа собранной информации, выявления тенденций, причин, разработки прогнозов;

- принятия мер по предотвращению нарушений законности и дисциплины, вредных последствий, ущерба, несчастных случаев, нецелесообразных действий и расходов и в том числе пресечения противоправной деятельности в целях недопущения вредных последствий, новых нарушений;

- учета конкретных нарушений, определения их причин и условий;

- выявления виновных, привлечения их к ответственности.

В одних случаях контролирующие органы вправе сами решить вопрос о дисциплинарной, материальной, уголовной ответственности виновных, в других — обязаны ставить вопросы об этом перед компетентными органами, должностными лицами.

В зависимости от объема контроля различают собственно контроль, в процессе которого проверяются  законность и целесообразность деятельности, и надзор, который ограничивается только проверкой законности. Надзор — это суженный контроль.

Внешний контроль за государственной администрацией осуществляется извне всеми иными государственными органами: Президентом, законодательными органами, судами, прокуратурой. В самой государственной администрации существуют разные организационно-правовые формы внутреннего контроля, среди которых нужно различать осуществление соответствующих полномочий субъектами линейной власти (органами общей компетенции в отношении подведомственных им органов и внутриведомственный контроль) и субъектами функциональной власти (финансовый контроль и другие виды надведомственного контроля). По времени осуществления различаются контроль предварительный (например, при лицензировании), текущий (в процессе деятельности) и последующий.

Информация о работе Президенский контроль