Предприятия, учреждения, организации, как субъекты административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы определяет следующие задачи:
1. Определение понятия, видов, полномочий субъектов административного права в целом;
2. Изучение сущности предприятий и учреждений как субъектов административного права;
3. Исследование основ административно-правового положения предприятий и учреждений.

Содержание

1. Введение

2. Понятие и виды предприятий и учреждений

3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений

4. Создание и ликвидация предприятий и учреждений

5. Гарантии самостоятельности предприятий и учреждений

6.Заключение

7. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Адм право.docx

— 37.54 Кб (Скачать)

     Гарантиями  самостоятельности предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций  являются: запрет на вмешательство  органов государства в их деятельность за исключением случаев, предусмотренных  законом; право на защиту самостоятельности  в административном и судебном порядке. Неправомерные действия или незаконные акты государственных органов, в  том числе и органов исполнительной власти, могут быть обжалованы в  прокуратуру, суд или арбитражный  суд.

     Вместе  с тем предприятия, учреждения и  иные некоммерческие организации являются субъектами юридической ответственности, в том числе административной. В частности, они несут административную ответственность за нарушение налогового законодательства, за несоблюдение правил и сроков представления статистической отчетности и другие административные правонарушения.

     Административно-правовой статус структурных подразделений  государственных предприятий и  учреждений (бухгалтерий, юридических  и иных служб, отделов и управлений) определяется нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов, а также  актами руководителей предприятий  и учреждений.

     Правовое  положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности  их членов определяются Гражданским  кодексом Российской Федерации и законами о потребительской кооперации, уставом потребительского кооператива. Устав должен содержать: наименование потребительского кооператива, указание на основную цель его деятельности, а также или слово «кооперация», или слова «потребительский союз» либо «потребительское общество».

     Правовое  положение фонда, порядок управления и порядок формирования его органов  определяются уставом фонда, утверждаемым учредителями. Устав должен содержать: наименование фонда, сведения о цели фонда, указание об органах фонда, о  месте нахождения фонда, о судьбе имущества в случае его ликвидации. Устав фонда не должен противоречить  Гражданскому кодексу Российской Федерации, иным нормативным актам Российской Федерации и ее субъектов, которые  определяют правовой статус предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций, в том числе и фондов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Создание  и ликвидация предприятий и учреждений:

Решения по этим вопросам принимаются в соответствии с действующим законодательством  и реализуются под государственным  контролем. Предприятия и учреждения могут создаваться собственником:

уполномоченным  собственником, государственными органами или органами местного самоуправления; учредителями (участниками) негосударственных  коммерческих организаций.

Учредительным документом государственного и муниципального предприятия является устав, который  утверждается учредителем предприятия.

Учредительными  документами государственных учреждений в одних случаях может быть устав, в других — положение о  данном учреждении. Естественно, что  различен и порядок их утверждения.

Учредительными  документами негосударственных  коммерческих предприятий являются: а) хозяйственных товариществ —  учредительный договор; б) хозяйственных  обществ, кроме акционерных —  учредительный договор и устав; в) акционерных обществ — устав; г) производственных кооперативов —  устав. Особенности порядка утверждения  учредительных документов каждого  вида этих организаций определены ГК РФ и законами о них.

Предприятия и  учреждения подлежат государственной  регистрации. В настоящее время  она производится в соответствии со ст. 34 и 35 Закона о предприятиях и  предпринимательской деятельности,* а также Положением о порядке  государственной регистрации субъектов  предпринимательской деятельности.**

* Ведомости Съезда  народных депутатов Российской  Федерации и Верховного Совета  Российской Федерации. 1990. № 30. Ст. 418 

** Собрание законодательства  Российской Федерации. 1994. № 11. Ст. 1194. ГК РФ предусматривается принятие  специального закона о государственной  регистрации юридических лиц,  а также возложение этой функции на органы юстиции.

Государственная регистрация предприятий и учреждений в качестве юридических лиц возложена  на органы местной администрации. Нередко  эту операцию выполняют специально созданные регистрационные палаты и их филиалы.

Для регистрации  учредитель представляет документы, перечень которых и требования к ним  установлены законодательством: заявление, устав, утвержденный учредителями, решение  о создании предприятия или учредительный  договор, подтверждение оплаты не менее 50 процентов уставного капитала предприятия и др.

В учредительных  документах должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью. Включение других сведений предусматривается  законом для юридических лиц  данного вида. Например, устав государственного предприятия должен содержать также  сведения о предмете и целях деятельности предприятия, о размере его уставного  фонда, порядке и источниках формирования этого фонда.

Данные государственной  регистрации включаются в единый реестр юридических лиц.

Предприятие и  учреждение считается созданным  с момента его государственной  регистрации в качестве юридического лица. 

Отказ в регистрации  возможен в случае нарушения установленного законодательством порядка создания предприятия, учреждения, а также  несоответствия учредительных документов его требованиями. Отказ в государственной  регистрации по другим мотивам является незаконным.

Ликвидация предприятия, учреждения производится по решению  его учредителей либо их органа, уполномоченного на то учредительными документами. Основаниями для такого решения могут быть истечение  срока, на который создано предприятие, учреждение; достижение цели, ради которой  создано; признание судом недействитель­ной  его регистрации.

Предприятие, учреждение может быть ликвидировано по решению  суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными грубыми нарушениями  закона или иных правовых актов. Требование о ликвидации их по этим основаниям может быть предъявлено в суд  государственным органом или  органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (ст. 61 ГК РФ).

Предприятие может  быть ликвидировано также в случае признания его несостоятельным (банкротом). По этому основанию не подлежат ликвидации казенные предприятия.

Предприятие, учреждение считается ликвидированным после  внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

За созданием, реорганизацией и ликвидацией предприятий  установлен государственный контроль, который возложен на федеральный  антимонопольный орган. Такой контроль имеет целью предотвращение злоупотребления  доминирующим положением предприятиями  или ограничения конкуренции. Поэтому  требуется согласие указанного органа на; а) создание, слияние и присоединение  объединений коммерческих организаций (союзов, ассоциаций); б) слияние и  присоединение коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тысяч минимальных размеров оплат труда; в) ликвидацию, разделение, выделение государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает '50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на со­ответствующем товарном рынке будет превышать 35%. Согласие не требуется, если ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда.

Федеральный антимонопольный  орган вправе отклонить ходатайство  о даче согласия на создание, реорганизацию  и ликвидацию предприятия, если его  удовлетворение может привести к  возникновению или усилению доминирующего  положения соответствующей организации  или ограничению конкуренции  или представленная до­кументация  недостаточна для принятия решения.

Порядок и условия  прекращения деятельности отдельных  видов предприятий, учреждений регулируется соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Административно-правовой статус структурных подразделений  государственных предприятий, учреждений может определяться правовыми актами общефедерального значения (например, бухгалтерий); актами, общими для отдельных  видов структурных подразделений  предприятий, учреждений данной отрасли, сферы деятельности (например, подразделений, ведающих вопросами кадров); локальными актами, издаваемыми руководителями предприятий, учреждений, ибо предприятия, учреждения самостоятельно определяют структуру своих органов управления. 
 

Гарантии  самостоятельности предприятий и учреждений:

Эти гарантии, во-первых, являются производными от общего правового  режима осуществления исполнительной власти, во-вторых, выражаются в системе правовых норм, определяющих отношения органов исполнительной власти с предприятиями, учреждениями, в-третьих, воплощаются в правах предприятий, учреждений на самозащиту от противоправных действий органов исполнительной власти.

Общий правовой режим предполагает подзаконность деятельности органов исполнительной власти. Следовательно, они обязаны соблюдать и исполнять законы, устанавливающие правовое положение предприятий, учреждений. Противоправные акты и действия указанных органов, ограничивающие самостоятельность предприятий, учреждений, подлежат отмене компетентными органами. Органы исполнительной власти юридически обязаны принимать все возможные меры к обеспечению прав и законных интересов предприятий, учреждений и выполнению ими своих обязанностей.

Для гарантий самостоятельности предприятий, учреждений важным является общий запрет на вмешательство государства и его органов в деятельность предприятий, учреждений и установление исключений из него только законодательством. Он в полной мере относится также к отношениям между органами исполнительной власти и предприятиями, учреждениями.

Правовым препятствием для противоправного ограничения  самостоятельности предприятий, учреждений служат нормы, закрепляющие компетенцию органов исполнительной власти. Характер их компетенции таков, что они отстранены от непосредственного управления повседневной деятельностью предприятий, учреждений, не обладают правом совершать по отношению к ним административно-распорядительные акты как формы текущего руководства. 

Наряду с этими  гарантиями законодательством предусмотрены права предприятий и учреждений на защиту своей самостоятельности в административном и судебном порядке. Так, предприятие, учреждение имеют право не выполнять требования государственных органов, на которых законодательством возложена проверка деятельности предприятия, учреждения по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимися к предмету контроля. 

Закон нередко  предусматривает запрещение совершения определенных действий в отношении предприятий, учреждений (запрещается отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности создания предприятия, учреждения), устанавливает прямые обязанности государственных органов перед предприятиями, учреждениями (например, заявление предприятия о разрешении занятия данным видом деятельности должно быть рассмотрено в недельный срок и т. д.).

Предприятие, учреждение имеет право обращаться в суд  с заявлением о признании недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иным правовым актам и нарушающего его права и охраняемые законом интересы.

Соблюдение законности во взаимоотношениях между органами исполнительной власти и предприятиями, учреждениями входит в сферу общего надзора органов прокуратуры.

На укрепление законности во взаимоотношениях предприятий  и учреждений с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления направлен и Федеральный закон от 8 августа 2001 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"1. Он регулирует отношения названных субъектов при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными им учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством РФ.

Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей усиливается тем, что:

а) закреплены принципы контроля (надзора), который направлен на его открытость, законность, повышение ответственности контролирующих органов и должностных лиц за нарушение законодательства РФ и т. д.;

б) четко определен  порядок проведения контроля (надзора). Мероприятия по контролю (надзору) должны проводиться на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора).

Информация о работе Предприятия, учреждения, организации, как субъекты административного права