Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:01, курсовая работа
Актуальность курсовой работы обусловлена спецификой правового статуса граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Введение
Глава 1. Правовое регулирование индивидуального предпринимательства в Российской Федерации
1.1 Общая характеристика индивидуального предпринимательства по законодательству РФ. Общие положения, понятия, признаки и виды
1.2 Субъекты предпринимательства: полное товарищество, командное товарищество, ООО, АО
1.3 Особенности правового статуса индивидуального предпринимателя
Глава 2. Порядок регистрации в качестве индивидуального предпринимателя
2.1. Особенности регистрации индивидуального предпринимателя
2.2. Индивидуальные предприниматели как участники пенсионной системы РФ
Глава 3. Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя
3.1. Добровольное прекращение деятельности индивидуального предпринимателя
3.2. Банкротство индивидуального предпринимателя
3.3 Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя в принудительном порядке по решению суда
Заключение
Список используемых источников
Глава 3. Прекращение деятельности индивидуального
предпринимателя
3.1.
Добровольное прекращение
В большинстве случаев к деятельности индивидуальных предпринимателей применяются правила Гражданского кодекса РФ, регулирующие деятельность юридических лиц (п. 3 ст. 23 ГК РФ). При этом законодатель предусмотрел для предпринимателей несколько иную процедуру прекращения деятельности, нежели установленная в Гражданском кодексе ликвидация юридического лица.
Случаи прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя можно условно подразделить на:
1. Добровольные - принятие самим предпринимателем решения о прекращении данной деятельности (п. 1 ст. 22.3 закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).
2. Принудительные - судебное решение о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом) (п. 3 ст. 22.3 закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ);
3. Прекращение деятельности в принудительном порядке по решению суда (п. 4 ст. 22.3 закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ);
- вступление в силу судебного приговора, запрещающего заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок (п. 5 ст. 22.3 закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ);
-
аннулирование или окончание
срока действия документа,
4. Смерть индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 22.3 закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).
Этот перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Соответственно,
государственная регистрация
1. заявления физического лица о прекращении деятельности в качестве предпринимателя;
2. сведений о смерти или признании судом индивидуального предпринимателя умершим;
3. копии решения суда о признании индивидуального предпринимателя банкротом;
4. копии судебного решения о прекращении деятельности предпринимателя в принудительном порядке;
5. копии вступившего в силу приговора, определения или постановления суда о назначении наказания в виде лишения бизнесмена права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок;
6. информации об аннулировании или об окончании срока действия документа, подтверждающего право предпринимателя временно или постоянно проживать на территории России.
1. Подписанное заявителем Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности по форме № Р26001 (п. 2 постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439).
В Заявлении предприниматель должен указать свои персональные данные и иные сведения и не обязан излагать причины, по которым он принял решение о прекращении своей деятельности. Заявление должно быть составлено в строгом соответствии с указанной формой и установленными требованиями к ее заполнению. В частности, подпись на Заявлении должна быть удостоверена нотариально, вне зависимости от способа представления документов (непосредственно или по почте).
2. Документ об уплате государственной пошлины (подп. 8.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
С 1 февраля 2006 г. за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя взимается государственная пошлина в размере 20 процентов от размера госпошлины за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, то есть в размере 80 руб. (20% от 400 руб.).
Следует обратить внимание на то, что предприниматель должен платить пошлину за ликвидацию статуса только в случае добровольного прекращения деятельности.
Представление документов осуществляется в общем порядке (ст. 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Документы доставляются (непосредственно или по почте) в регистрирующий орган по месту жительства предпринимателя. В день получения документов налоговый орган должен выдать предпринимателю расписку с указанием перечня и даты или направить ее по почте в течение рабочего дня, следующего за днем получения бумаг. Расписка имеет юридическое значение. С помощью нее предприниматель сможет доказать, что документы действительно поступили в регистрирующий орган и когда это произошло.
В срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов налоговики принимают решение о государственной регистрации и вносят соответствующую запись в ЕГРИП. Новая запись вносится со ссылкой на изменяемую, и ей присваивается государственный регистрационный номер с указанием даты ее внесения. При этом ранее зафиксированные сведения тоже сохраняются. После внесения этой записи статус предпринимателя утрачивает силу.
Не позднее одного рабочего дня с момента внесения записи налоговый орган выдает заявителю или направляет ему по почте свидетельство о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности по форме № Р65001 (п. 5 постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439). Этот документ и подтверждает факт внесения записи в государственный реестр.
Во всех случаях прекращения статуса индивидуального предпринимателя его основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП) попадает в разряд аннулированных и в дальнейшем не используется. Гражданин может вновь обратиться в регистрирующий орган, чтобы зарегистрироваться в качестве предпринимателя. При этом ему присваивается новый ОГРНИП.
Далее налоговый орган обязан снять такого налогоплательщика с учета на основании сведений, содержащихся в государственном реестре (п. 5 ст. 84 НК РФ). Это значит, что гражданин подлежит снятию с учета в налоговом органе по месту жительства как индивидуальный предприниматель, но остается на учете как налогоплательщик — физическое лицо. Данная процедура производится независимо от наличия или отсутствия у него задолженности по уплате налогов и сборов.
После снятия с налогового учета в качестве индивидуального предпринимателя физическое лицо остается на налоговом учете в том же налоговом органе по месту своего жительства.
Кстати, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) при изменениях в сведениях о физическом лице остается прежним (п. 5, 7 ст. 84 НК РФ, п. 3.8 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения ИНН, утв. приказом МНС РФ 3 марта 2004 г. № БГ–3–09/178).
Бывший предприниматель не должен возвращать свидетельство о постановке на налоговый учет в налоговый орган по месту жительства. Ведь он остается на учете. При этом Налоговый кодекс не предусматривает выдачу документа, подтверждающего факт снятия с учета предпринимателя в случае прекращения им деятельности.
На основании выписки из государственного реестра, представляемой налоговыми органами в течение пяти дней после внесения изменений в реестр, индивидуальные предприниматели снимаются с учета во внебюджетных фондах.
Кроме
того, при прекращении деятельности
индивидуальному
Снятие с налогового учета и учета во внебюджетных фондах совсем не означает, что бывшему индивидуальному предпринимателю «простили» долги по налогам и платежам в фонды.
Если гражданин ведет бизнес без регистрации в качестве предпринимателя, то при исполнении обязанностей, возложенных на него Налоговым кодексом, он не вправе ссылаться на то, что он не является индивидуальным предпринимателем (ст. 11 НК РФ). Обязанности налогоплательщиков по уплате налогов, а также по представлению деклараций по этим налогам предусмотрены статьей 23 Налогового кодекса РФ.
Если индивидуальный предприниматель прекращает свою деятельность, то до конца квартала необходимо представить до дня подачи в регистрирующий орган заявление о прекращении деятельности в территориальный орган Пенсионного фонда расчет по страховым взносам за период с начала расчетного периода в день представления расчета включительно. Кроме того, работодатель должен в течение 15 календарных дней со дня подачи расчета уплатить страховые взносы. Прекращение деятельности регистрируется регистрирующим органом только после представлении справки об отсутствии задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Следует отметить, что Налоговый кодекс не ограничивает инспекторов в проведении выездной проверки предпринимателя в связи с потерей статуса. Налоговый орган может провести камеральную проверку представленных бизнесменом налоговых деклараций, а также назначить выездную проверку за период осуществления предпринимательской деятельности. При этом бывший предприниматель обязан представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (ст. 23 НК РФ).
В случае
выявления фактов неуплаты налогов инспекторы
вправе предъявлять в суды общей юрисдикции
или арбитражные суды иски о взыскании
санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства
о налогах и сборах (подп. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Если же за период предпринимательской
деятельности у бизнесмена образовалась
переплата по налогам, то после утраты статуса
он вправе вернуть эту переплату на общих
основаниях. Сумма излишне уплаченного
налога подлежит возврату налогоплательщику
по его письменному заявлению (п. 1, 7 ст.
78 НК РФ). Имущество гражданина-предпринимателя
юридически не разграничено на используемое
в предпринимательской деятельности и в
личных целях. Физическое лицо за счет
собственного имущества уплачивает налоги,
связанные и не связанные с осуществлением
предпринимательской деятельности. Такие
разъяснения дал Конституционный суд
РФ в своем постановлении от 17 декабря 1996 г.
№ 20-П.
Заключение.
В
результате проведенной работы было
изучено и проанализировано гражданско-правовое
положение индивидуального
В результате изученных нормативно-правовых актов, научной и учебной литературы были выявлены преимущества и недостатки гражданско-правового положения индивидуального предпринимателя в России.
К преимуществам
гражданско-правового