Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:56, реферат
Формирование в нашей стране основ правового государства требует создания такой правовой системы, которая не опровергала бы сама себя в силу внутренних противоречий. Особое значение в этом случае имеет применение принципа системности права в целом. Системный подход к структуре права предполагает четкое определение функций различных отраслей права. Поэтому в работе будут рассмотрены задачи и функции административного права как одного из элементов правовой системы РФ.
Введение
Предмет административного права
Система административного права
Источники административного права
Метод административного права
Заключение
Список литературы
ГОУ СПО
ЛО «Кировский политехнический колледж»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Административное право»
на тему:
«Предмет,
метод, система и
источники административного
права»
Выполнила:
Студентка гр. П-211
Дорина Е.В.
Проверил:
Алпатов
К.А.
г. Кировск
2012 год
Содержание
Введение
Административное право - это отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства. Отношения, возникающие в ходе осуществления государством управленческой деятельности многообразны, в них огромное место отводится административному управлению.
Прежде всего, это управленческие отношения, возникающие в процессе повседневной практической деятельности субъектов исполнительной власти при реализации ими функций и задач по руководству хозяйственными, социально - экономическими, культурными и административно-политическими процессами государства.1
В настоящей работе будет дана общая характеристика административного права как одной из важнейших отраслей права в России, регулирующего широкий круг общественных.
С этой целью в данной работе рассматривается предмет административного права: его составляющие, функции административного права, цели административно-правового регулирования. Формирование в нашей стране основ правового государства требует создания такой правовой системы, которая не опровергала бы сама себя в силу внутренних противоречий. Особое значение в этом случае имеет применение принципа системности права в целом. Системный подход к структуре права предполагает четкое определение функций различных отраслей права. Поэтому в работе будут рассмотрены задачи и функции административного права как одного из элементов правовой системы РФ.
Далее приводится краткая характеристика основных источников российского административного права и особенностей метода административно-правового регулирования общественных отношений, а также место административного права в правовой системе Российской Федерации и его взаимосвязь с другими отраслями права РФ.
Предмет административного права
Административное право, наряду с конституционным и гражданским правом, является ведущей отраслью в системе российского права, относится к публичному праву и играет в правовой системе системообразующую роль:
Во-первых, оно представляет и
выражает один из двух главных
методов правового
Во-вторых, административное право
служит своего рода «
Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти, регулируемых административно-правовыми нормами.
Исполнительная
власть и ее органы выполняют огромный
объем работы в сфере управления
государственными делами. Поэтому в
российском законодательстве и юридической
литературе для определения сферы
действия административного права
используются такие близкие по смыслу
понятия как исполнительная власть, государственное
и муниципальное управление, государственная
администрация, административная власть.
Все они обозначают понятие, которое складывается
из трех основных компонентов. Это: 1) управленческий
аппарат (совокупность служащих, административных
органов); 2) исполняемая им деятельность
(административная, исполнительно-
Таким образом, административное право регулирует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, оно обслуживает сферу государственного и муниципального управления.
Административно-правовое
а) упорядочения, закрепления, совершенствования существующих общественных отношений;
б)
формирования новых общественных отношений,
соответствующих объективным
в) охраны общественных отношений, регулируемых нормами административного и других отраслей права;
г)
вытеснения из сферы государственного
управления общественных отношений, не
соответствующих интересам
Под
понятием государственной администрации
главным образом
Содержание деятельности органов управления весьма разнообразно. Осуществляя свои функции, исполнительная власть вступает в определенные взаимоотношения с гражданами, юридическими лицами, общественными организациями, регулируя таким образом деятельность обеих сторон связей: как управляющих, так и управляемых. Примером тому служат правила дорожного движения, санитарные нормы и т.п. Иногда функции управления могут быть столь специфичны, что регламентируются нормами не административного, а других отраслей права, например, трудового, уголовно-процессуального, финансового.
Следовательно, можно
Таким образом, предмет административного права можно условно подразделить на две части: 1) внутриаппаратные отношения и 2) взаимоотношения органов административной власти с гражданами, юридическими лицами и государством.
Следовательно, предметом
Можно определить следующие основные цели административно-правового регулирования: 1) создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти как важного инструмента обеспечения потребностей граждан, общества, государства; 2) обеспечение демократической правовой организации исполнительной власти; 3) создание в сфере управления условий для реализации гражданами и их объединениями предоставленных им прав и свобод; 4) обеспечение защиты граждан и общества от административного произвола, злоупотреблений, некомпетентности и т.п. служащих государственного аппарата.
В зависимости от конкретных условий возникновения управленческих отношений можно также выделить внутренние и внешние функции административно-правового регулирования:
а) внутренние или внутрисистемные - это отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением способов взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата управления и т.п. Сторонами в этих отношениях выступают соподчиненные исполнительные органы, а также должностные лица;
б) внешние отношения - это отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти - на граждан, общественные отношения, коммерческие структуры, в том числе - частные, и т.п.
Наука административного права различает, таким образом, индивидуальных и коллективных субъектов права, речь о которых пойдет ниже.
В
рамках своего предмета административное
право создает определенный правовой
режим организации и
Система административного права
Наряду с предметом определяющим признаком самостоятельной отрасли права является ее целостность, взаимосвязь заключенных в ней юридических норм. Целостность системы административного права обеспечивается за счет единства предмета, цели, принципов и метода правового регулирования.
Под
системой правового воздействия
вообще следует понимать определенный
юридический режим
Административное право - одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений, начиная от правил дорожного движения и заканчивая сферой международных отношений.
Система
административного права
В общую часть входят четыре подотрасли: 1) регулирующие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права); 2) регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти; 3) регулирующие административно-правовые статусы негосударственных организаций; 4) обеспечивающие законность управления.
В
четырех подотраслях особенной
части объединены нормы, регулирующие:
1) обеспечение безопасности граждан, общества,
государства, административно-политическую
деятельность; 2) организационно-хозяйственную
деятельность государственной администрации;
3) социально-культурную деятельность
государственной администрации; 4) деятельность
государственной администрации по организации
политических, экологических и иных связей
с другими странами (внешних связей).
Источники административного права
Информация о работе Предмет, метод, система и источники административного права