Предмет и методы административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 14:44, контрольная работа

Описание работы

Известно, что нормы права, взаимосвязанные по предметно-функциональному признаку и регулирующие конкретные видовые общественные отношения, образуют правовой институт. Совокупность норм, объединенных в правовые институты регулирующих определенную сферу общественных отношений, образует отрасль права. Важнейшее место в системе российского права и юридической науке занимает административное право. Оно является базовой, ключевой отраслью наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом.

Содержание

1. Предмет административного права
2. Метод административного права
3. Функции и принципы административного права
4. Место административного права в российской правовой системе

Работа содержит 1 файл

+ Адм. пр. Предмет и методы а.п..docx

— 54.38 Кб (Скачать)

       Принцип федерализма непосредственно влияет на процесс и механизм административно-правового  регулирования. Существенное значение при этом имеет тот факт, что административное и административно-процессуальное право отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Соответственно проблемный характер приобретает практика установления административно-правовых норм на уровне субъектов Федерации в соответствии с нормами федерального значения. Нередко в этой области наблюдаются факты принятия исполнительными органами субъектов Федерации правовых актов, находящихся в противоречии с федеральными, нарушающими единое правовое пространство. Дальнейшее укрепление федеративных начал является одним из условий более четкого разграничения правотворческих возможностей между федеральным центром и исполнительными органами республик, краев, областей и т.п.

       Принцип законности предполагает, что исполнительные органы и должностные лица при  применении административно-правовых норм обязаны строго соблюдать Конституцию  и законы Российской Федерации. Административно-правовое регулирование не должно противоречить  Конституции РФ и ее законодательству.

       Принцип гласности означает, что применяемые  в процессе административно-правового  регулирования нормативные акты, затрагивающие права и свободы  граждан, не применяются, если они официально не опубликованы для всеобщего сведения. Принцип ответственности применительно  к административно-правовому регулированию  означает не только реальное наступление  административной ответственности  за нарушения требований общеобязательных административно-правовых норм, но и  дисциплинарную ответственность должностных  лиц как за неправомерное применение норм административного права, так и за недобросовестное исполнение своих функций и иные нарушения процедуры подготовки и вступления в законную силу и реализации административно-правовых норм. 
 
 

       
  1. МЕСТО АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ
 

       Административное  право, будучи самостоятельной отраслью, является по своему характеру фундаментальным  правом, тесно взаимосвязанным с  другими отраслями права, и во многих случаях наряду с другими  юридическими науками служит основой  возникновения и функционирования многих уже сложившихся или сравнительно новых отраслей права, в первую очередь, таких как финансовое, налоговое, трудовое право и ряд других отраслей.

       Административное  право с учетом особенностей государственно-управленческой деятельности как правовой формы  реализации исполнительной власти охватывает своим регулятивным воздействием чрезвычайно  широкий круг общественных отношений  управленческого типа. Тем самым  отчетливо проявляется многообразие административно-правового регулирования. Например, финансовое право регулирует строго ограниченные рамками его  предмета общественные отношения в  сфере финансовой деятельности. Административное право таких строгих границ не имеет. Соответственно трудно найти  какой-либо специальный вопрос, который  можно было бы называть чисто административно-правовым, т.е. не затрагивающим интересы иных правовых отраслей. Фактически нас  «окружают» со всех сторон нормы, прежде всего административного права.

       Сфера государственного управления не изолирована  от действия норм других отраслей права, которыми регулируются возникающие  в ней общественные отношения, не охватываемые предметом административного  права. Так возникает взаимодействие различных правовых отраслей.

       Наиболее  тесно административное право взаимодействует  с конституционным правом. Будучи ведущей отраслью российского права, конституционное право закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования, взаимоотношений с субъектами других ветвей единой государственной власти; права и свободы человека и гражданина, значительная часть которых практически реализуется в сфере государственного управления и т.д.

       Многие  стороны организации и деятельности механизма исполнительной власти определяются федеральными и иными законодательными нормами. Административное право исходные начала берет в нормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их, определяя правовой механизм реализации прав и свобод граждан, компетенции различных звеньев системы исполнительной власти; административно-правовой статус конкретных участников управленческих общественных отношений и административно-правовые средства его защиты; формы и методы государственно-управленческой деятельности, основы ее отраслевой и межотраслевой, региональной и местной организации и т.д.

       Гражданское и административное право нередко  с внешней стороны регулируют сходные общественные отношения  имущественного характера, ориентируясь на преобладающее значение тех или  иных элементов метода правового  регулирования (на началах договора либо административного предписания).

       Аналогично  решается вопрос о соотношении трудового  и административного права. Трудовые отношения – основной предмет  трудового права – возникают, как правило, на основе односторонних  административных актов, которым предшествуют соглашения, в том числе и об условиях будущей работы. Правовой акт полномочного должностного лица требуется и для прекращения  трудовых отношений, для юридического оформления субъективных прав, связанных  с трудовой деятельностью (отпуск, выход  на пенсию и т.п.). Особенно тесно  взаимодействие норм административного  и трудового права при регулировании  государственно-служебных отношений.

       Наиболее  сложно проведение граней между, например, административным правом и такими отраслями, как финансовое, земельное право. Механизм их соотношения таков, что фактически значительная часть отношений, отнесенных к предмету названных отраслей, регулируется нормами административного права и свойственными ему правовыми средствами. Так, например, финансовое право широко применяет метод запретов, характерный для административно-правого регулирования. Нормы, регулирующие статус финансовых органов, являются одновременно нормами административного и финансового права. Организация деятельности финансовых органов определяется административным правом, которое преимущественно регулирует управленческие отношения в области финансов, в то время, как финансовое право – сами финансовые отношения, являющиеся особой разновидностью экономических отношений.

       Весьма  глубока связь административного  права с новой правовой отраслью – таможенным правом. Организация  управления таможенным делом, статус и  система таможенных органов, ответственность  за административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов, – эти и другие аспекты, связанные с таможенной деятельностью, регулируются нормами  административно-правового характера.

       Многогранна связь также между административным и налоговым правом. Установление основ налоговой системы РФ, статус, организация налоговой службы и  ряд других вопросов налогового дела и налогового права регулируются нормами административного права.

       Таким образом, отчетливо проявляются  глубокая и многогранная связь и  взаимодействие административного  права со многими отраслями российского  права. Эта взаимосвязь, переплетение норм различных правовых отраслей –  закономерные явления, отражающие сложный  процесс формирования и функционирования российской правовой системы юридических  отраслей знаний, в том числе и  административного права, в новых  социально-экономических и политических условиях.  
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Определив предмет и метод административного  права, можно придти к выводу о том, что данная проблема  связана, прежде всего, с глубокими политическими и социально-экономическими реформами, происходящими в России.

       Прежде  всего, изменения сущности административного  права в современных условиях связаны, прежде всего, со становлением Российской Федерации как демократического федеративного правового государства.

       Так, изменение политической системы  повлекло за собой изменение положения  в обществе и государстве личности, гражданина – он, его права и  свободы стали высшей ценностью. Гуманизация всех институтов государства и общества, перенос центра внимания на обеспечение прав и свобод человека привели к пересмотру концепции взаимоотношений государства и гражданина. Вместо признаваемого приоритета общественных, государственных интересов над личными в основу положена концепция приоритета личности, взаимной ответственности государства и гражданина.

       Переход к рыночным отношениям в экономике  повлиял и на сущность административного  права. Возникновение многообразия форм собственности потребовало  и равной защиты со стороны государства  всех ее видов, государственного регулирования  новых экономических процессов.

       Стало ясно, что без государственного регулирования, и, прежде всего административно-правового, экономические проблемы решить невозможно. Государство с помощью административного права стало усиливать свое воздействие на экономику, облекая экономические механизмы – цена, прибыль, налог, пошлина, квота, кредит и т.д. –  в административно-правовую форму, т.е. пошло по пути, по которому идут все развитые страны.

       Таким образом,  в регулируемых административным правом отношениях главным является позитивное воздействие на регулируемые общественные связи, причем на первый план, как было отмечено ранее, выдвигаются отношения аппарата государственного управления с гражданами. Следовательно, практическая реализация провозглашенных Конституцией РФ демократических прав и свобод личности осуществляется органами и должностными лицами, представляющими исполнительную власть, и при наличии механизма административно-правового регулирования.

       Исходя  из всего ранее сказанного, можно  сделать вывод о том, что понимание  предмета и метода административного  права дает нам представление  о сущности и месте административного  права в системе юридических  отраслей знаний, отражая тенденции  его развития в современных российских условиях.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

       1. Теория государства и права. Учебник. / Под ред. В.К. Бабаева. М.: «Юристъ», 2009.

       3. Д.Н. Бахрах. Административное право. Учебник. М., 2005.

       4. Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. Административное право. Учебник. М., 2010.

       5. А.П. Алехин, Ю.М. Козлов. Административное  право Российской Федерации. Учебник. М., 2009.

       6. Административное право. Учебник. / Под ред. Л.Л. Попова. М.: «Юристъ», 2008. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Предмет и методы административного права