Предмет и методы административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 14:44, контрольная работа

Описание работы

Известно, что нормы права, взаимосвязанные по предметно-функциональному признаку и регулирующие конкретные видовые общественные отношения, образуют правовой институт. Совокупность норм, объединенных в правовые институты регулирующих определенную сферу общественных отношений, образует отрасль права. Важнейшее место в системе российского права и юридической науке занимает административное право. Оно является базовой, ключевой отраслью наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом.

Содержание

1. Предмет административного права
2. Метод административного права
3. Функции и принципы административного права
4. Место административного права в российской правовой системе

Работа содержит 1 файл

+ Адм. пр. Предмет и методы а.п..docx

— 54.38 Кб (Скачать)
 

Автономная  некоммерческая образовательная  организация

  высшего профессионального  образования

«Международный  славянский институт»

Брянский  филиал 

Факультет:  Юридический

Специальность: 030501.65 Юриспруденция

Форма обучения: заочная

Срок  обучения: 6 лет; 4 года; 3 года  
 
 
 

Дисциплина: ___________________________________________ 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 

Тема: Предмет и методы административного права 
 
 
 
 

Выполнил  студент(ка)

____ курса  /группа ______________/

__________________________________

                                                             (ф. и.о.) 

Преподаватель:

_________________________________

                                                                                                          степень, звание 

                     

                                                                                Работа принята на оценку ___                  

«____»____________________20____г. 
 
 
 
 

20___г. 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 

     1. Предмет административного права 2

     2. Метод административного права 2

     3. Функции и принципы административного права 2

     4. Место административного права в российской правовой системе 2

Заключение 2

Библиографический список. 2

 

ВВЕДЕНИЕ 

       Первостепенной  задачей любой правовой науки  является правильное определение и  обоснование ее предмета. Данная проблема актуальна и для административного  права, которое переживает существенные изменения в последние годы.

       Известно, что нормы права, взаимосвязанные по предметно-функциональному признаку и регулирующие конкретные видовые общественные отношения, образуют правовой институт. Совокупность норм, объединенных в правовые институты регулирующих определенную сферу общественных отношений, образует отрасль права. Важнейшее место в системе российского права и юридической науке занимает административное право. Оно является базовой, ключевой отраслью наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом.

       Административное  право составляет основу правового  регулирования разнообразных общественных отношений, повседневно возникающих  в различных сферах общественной и государственной жизни.  Основой деления права на отрасли и институты являются предмет и метод правового регулирования. Они служат критериями построения системы права.

       Современное российское административное право  призвано юридически регулировать повседневную государственно-управленческую деятельность, возникающие в ее процессе многообразные управленческие отношения. А их можно без труда обнаружить на различных участках хозяйственной, социально-культурной и чисто административной работы (оборона, безопасность, внутренние дела и т.п.). Тем самым административное право выполняет роль одного из наиболее ярко проявляющихся выразителей публично-правовых, т.е. государственных, интересов в различных сферах общественной жизни.

       В прошлые годы ученые, определяя предмет  административного права, отмечали, что оно призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления.

       Однако, в условиях проводимой административной реформы, такое определение не раскрывает полностью сущность административного  права. Поэтому следует согласиться с Л.Л. Поповым, который указывает, что «административное право все в большей мере призвано регулировать отношения, возникающие между личностью и государством, между гражданином и органами власти, обеспечивая реализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола, ущемления или ограничения этих прав и свобод со стороны того или иного чиновника государственного аппарата».

       Таким образом, целью данной работы будет  определение совокупности общественных отношений, которые регулируются административным правом, составляющих его предмет, а  также совокупности правовых способов, приемов и средств воздействия  на те общественные отношения, то есть метода административного права. Тем самым, с помощью предмета и метода определить место административного права как отрасли в системе юридических наук.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
  1. ПРЕДМЕТ АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРАВА
 

       В юридической науке утвердилось  мнение о том, что отрасли права  отличаются друг от друга,  прежде всего  предметом и методом правового  регулирования. В литературе по поводу содержания и структуры предмета административного права имеются  самые различные мнения.

       Так, Д.Н. Бахрах отмечает, что «предметом административного права являются отношения, возникающие при организации исполнительно-распорядительных органов и в процессе их административной деятельности, при осуществлении внутриорганизационной деятельности руководителями других государственных и муниципальных органов, а также в ходе реализации административной власти судьями и общественными организациями».

       По мнению Ю.М. Козлова, «предмет административного права достаточно разнообразен, но в принципе охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей природе, а именно:

       а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются  задачи, функции и полномочия исполнительной власти;

       б) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;

       в) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;

       г) отдельные управленческие отношения  организационного характера, возникающие  в сфере внутренней жизни общественных объединений и других негосударственных  формирований, а также в связи  с осуществлением общественными  объединениями внешневластных функций и полномочий».

       Таким образом, Ю.М. Козлов в качестве предмета административного права рассматривает  круг общественных отношений, складывающийся в сфере исполнительной власти.

       Однако, по мнению Б.Н. Габричидзе, «ограничение предмета административного права только кругом общественных отношений в сфере исполнительной власти сужает и тем самым обедняет и этот предмет, и, в конечном счете, само административное право. Где-то в тени остаются гражданин и исполнительная власть; административно-правовая часть статусов гражданина и общественных обязанностей; ответственность административных органов перед гражданином и общественными объединениями; контроль за деятельностью органов, звеньев и подразделений исполнительной власти, а также иных административных структур и учреждений».

       Следовательно, в современных условиях требуется  видоизменить подход к предмету административного  права и определять его предмет  с новых демократических позиций.

       Административное право представляет собой отрасль правовой системы РФ, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях страны.

       В этих общественных отношениях соответственно:

       а) опосредуется закрепленная в Конституции  РФ государственная политика признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека;

       б) непосредственно выражается многообразное  содержание подчиненного задачам реализации этой политики особого вида государственной  деятельности по практической реализации исполнительной власти как одной  из ветвей единой государственной власти;

       в) выражаются приоритет публично-правовых интересов в регулируемой сфере  и соответствующие им государственно-правовые средства воздействия на общественные связи.

       Такого  рода общественные отношения принято  называть управленческими. Они и  составляют предмет административного  права.

       Эти общественные отношения непосредственно  связаны с государственно-управленческой деятельностью, а потому обобщенно  их можно назвать управленческими. Поскольку управление может осуществляться не только по государственной линии, то в данном случае речь пойдет об управленческих отношениях, в которых непосредственно  выражается государственный интерес, государственная управляющая воля.

       Из  этого следует, что не все общественные отношения, по своей природе являющиеся управленческими, можно отнести  к предмету административного права. В частности, отношения, возникающие  в связи с функционированием  негосударственных формирований (общественные объединения, коммерческие структуры  и т.п.), не относятся к предмету административного права. Так, назначение внутрипрофсоюзных, внутрипартийных и подобных им управленческих отношений состоит в обеспечении необходимой самоорганизации (организация собственных дел), а не в выражении интересов государства.

       Однако  это не означает, что административное право безразлично к организации  и деятельности негосударственных  формирований. Его нормы оказывают  определенное регулирующее воздействие  на них в тех случаях, когда  это прямо предусматривается  действующим законодательством.

       Главное, что характерно для регулятивной роли административного права и  в чем в наибольшей степени  проявляются его особенности  – это функционирование системы  исполнительной власти. Соответственно, административное право отчетливо  выражает все особенности, присущие государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или – правом управления).

       Свое  регулятивное воздействие административное право оказывает на управленческие общественные отношения, придавая им упорядоченный, т.е. соответствующий интересам государства  и общества, характер. В центре его  внимания находятся отношения, которые непосредственно возникают в связи с практическим выполнением задач и функций государственно-управленческой деятельности.

       Соответственно  административное право регулирует такие общественные отношения, в  рамках которых в принципе исключено  юридическое равенство их участников. Объясняется это тем, что в  них непременно участвует субъект  исполнительной власти, способный в  силу предоставленных ему властных полномочий подчинять поведение  иных участников этих отношений своим  односторонним волеизъявлениям.

       Данную  область общественных отношений  традиционно называют сферой государственного управления, в рамках которой органы и должностные лица исполнительной власти повседневно руководят экономическими, социально-культурными и административно-политическими  процессами свойственными для них методами.

Информация о работе Предмет и методы административного права