Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 14:44, контрольная работа
Известно, что нормы права, взаимосвязанные по предметно-функциональному признаку и регулирующие конкретные видовые общественные отношения, образуют правовой институт. Совокупность норм, объединенных в правовые институты регулирующих определенную сферу общественных отношений, образует отрасль права. Важнейшее место в системе российского права и юридической науке занимает административное право. Оно является базовой, ключевой отраслью наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом.
1. Предмет административного права
2. Метод административного права
3. Функции и принципы административного права
4. Место административного права в российской правовой системе
Автономная некоммерческая образовательная организация
высшего профессионального образования
«Международный славянский институт»
Брянский
филиал
Факультет: Юридический
Специальность: 030501.65 Юриспруденция
Форма обучения: заочная
Срок
обучения: 6 лет; 4 года; 3 года
Дисциплина:
______________________________
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
Тема:
Предмет и методы административного
права
Выполнил студент(ка)
____ курса /группа ______________/
______________________________
Преподаватель:
______________________________
«____»____________________20__
20___г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Предмет административного права 2
2. Метод административного права 2
3. Функции и принципы административного права 2
4. Место административного права в российской правовой системе 2
Заключение 2
Библиографический список. 2
ВВЕДЕНИЕ
Первостепенной
задачей любой правовой науки
является правильное определение и
обоснование ее предмета. Данная проблема
актуальна и для
Известно, что нормы права, взаимосвязанные по предметно-функциональному признаку и регулирующие конкретные видовые общественные отношения, образуют правовой институт. Совокупность норм, объединенных в правовые институты регулирующих определенную сферу общественных отношений, образует отрасль права. Важнейшее место в системе российского права и юридической науке занимает административное право. Оно является базовой, ключевой отраслью наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом.
Административное
право составляет основу правового
регулирования разнообразных
Современное российское административное право призвано юридически регулировать повседневную государственно-управленческую деятельность, возникающие в ее процессе многообразные управленческие отношения. А их можно без труда обнаружить на различных участках хозяйственной, социально-культурной и чисто административной работы (оборона, безопасность, внутренние дела и т.п.). Тем самым административное право выполняет роль одного из наиболее ярко проявляющихся выразителей публично-правовых, т.е. государственных, интересов в различных сферах общественной жизни.
В прошлые годы ученые, определяя предмет административного права, отмечали, что оно призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления.
Однако, в условиях проводимой административной реформы, такое определение не раскрывает полностью сущность административного права. Поэтому следует согласиться с Л.Л. Поповым, который указывает, что «административное право все в большей мере призвано регулировать отношения, возникающие между личностью и государством, между гражданином и органами власти, обеспечивая реализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола, ущемления или ограничения этих прав и свобод со стороны того или иного чиновника государственного аппарата».
Таким
образом, целью данной работы будет
определение совокупности общественных
отношений, которые регулируются административным
правом, составляющих его предмет, а
также совокупности правовых способов,
приемов и средств воздействия
на те общественные отношения, то есть
метода административного права. Тем самым,
с помощью предмета и метода определить
место административного права как отрасли
в системе юридических наук.
В
юридической науке утвердилось
мнение о том, что отрасли права
отличаются друг от друга, прежде всего
предметом и методом правового
регулирования. В литературе по поводу
содержания и структуры предмета
административного права
Так, Д.Н. Бахрах отмечает, что «предметом административного права являются отношения, возникающие при организации исполнительно-распорядительных органов и в процессе их административной деятельности, при осуществлении внутриорганизационной деятельности руководителями других государственных и муниципальных органов, а также в ходе реализации административной власти судьями и общественными организациями».
По мнению Ю.М. Козлова, «предмет административного права достаточно разнообразен, но в принципе охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей природе, а именно:
а)
управленческие отношения, в рамках
которых непосредственно
б) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;
в) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;
г) отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере внутренней жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешневластных функций и полномочий».
Таким
образом, Ю.М. Козлов в качестве предмета
административного права
Однако, по мнению Б.Н. Габричидзе, «ограничение предмета административного права только кругом общественных отношений в сфере исполнительной власти сужает и тем самым обедняет и этот предмет, и, в конечном счете, само административное право. Где-то в тени остаются гражданин и исполнительная власть; административно-правовая часть статусов гражданина и общественных обязанностей; ответственность административных органов перед гражданином и общественными объединениями; контроль за деятельностью органов, звеньев и подразделений исполнительной власти, а также иных административных структур и учреждений».
Следовательно,
в современных условиях требуется
видоизменить подход к предмету административного
права и определять его предмет
с новых демократических
Административное право представляет собой отрасль правовой системы РФ, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях страны.
В этих общественных отношениях соответственно:
а) опосредуется закрепленная в Конституции РФ государственная политика признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
б) непосредственно выражается многообразное содержание подчиненного задачам реализации этой политики особого вида государственной деятельности по практической реализации исполнительной власти как одной из ветвей единой государственной власти;
в) выражаются приоритет публично-правовых интересов в регулируемой сфере и соответствующие им государственно-правовые средства воздействия на общественные связи.
Такого рода общественные отношения принято называть управленческими. Они и составляют предмет административного права.
Эти
общественные отношения непосредственно
связаны с государственно-
Из этого следует, что не все общественные отношения, по своей природе являющиеся управленческими, можно отнести к предмету административного права. В частности, отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественные объединения, коммерческие структуры и т.п.), не относятся к предмету административного права. Так, назначение внутрипрофсоюзных, внутрипартийных и подобных им управленческих отношений состоит в обеспечении необходимой самоорганизации (организация собственных дел), а не в выражении интересов государства.
Однако
это не означает, что административное
право безразлично к
Главное, что характерно для регулятивной роли административного права и в чем в наибольшей степени проявляются его особенности – это функционирование системы исполнительной власти. Соответственно, административное право отчетливо выражает все особенности, присущие государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или – правом управления).
Свое
регулятивное воздействие административное
право оказывает на управленческие
общественные отношения, придавая им упорядоченный,
т.е. соответствующий интересам
Соответственно административное право регулирует такие общественные отношения, в рамках которых в принципе исключено юридическое равенство их участников. Объясняется это тем, что в них непременно участвует субъект исполнительной власти, способный в силу предоставленных ему властных полномочий подчинять поведение иных участников этих отношений своим односторонним волеизъявлениям.
Данную
область общественных отношений
традиционно называют сферой государственного
управления, в рамках которой органы
и должностные лица исполнительной
власти повседневно руководят
Информация о работе Предмет и методы административного права