Правовой статус судьи Конституционного Суда Российской федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопроса связанного с "Правовым статусом судьи конституционного суда Российской Федерации"

Для достижения общей обозначенной цели исследования в работе ставились следующие задачи:
понятие и полномочия Конституционного Суда РФ;
статус судей и деятельность Конституционного Суда РФ;
статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации;
требования к судье Конституционного суда;
прекращение полномочий судьи Конституционного Суда.

Содержание

Введение 3

Глава I. Конституционный Суд Российской Федерации 5

1.1 Понятие и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации 5

1.2 О деятельности Конституционного Суда Российской Федерации 10

Глава II. Полномочия и прекращение полномочий Судьи Конституционного Суда Российской Федерации 12

2.1 Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации и его особенности 13

2.2 Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда 32

Заключение 37

Литература 39

Список принятых сокращений 42

Работа содержит 1 файл

мой курсавик готово рада я!ураааап.docx

— 83.51 Кб (Скачать)

6. Вопрос о прекращении полномочий  судьи рассматривается Конституционным  Судом на закрытом заседании.

7. При решении вопроса о прекращении  полномочий судьи на голосование  ставится сначала предложение  сохранить за судьей его полномочия, а затем предложение прекратить  полномочия судьи (внести в  Совет Федерации представление  о прекращении полномочий судьи). Принятие первого предложения  исключает постановку на голосование  второго. В случае равенства  числа голосов, поданных за  прекращение полномочий и против  него, а также если ни одно  из предложений не получило  необходимого большинства голосов,  судья сохраняет свои полномочия.

8. В случае отклонения предложения  прекратить полномочия судьи  (внести в Совет Федерации представление  о прекращении полномочий судьи)  вопрос не может рассматриваться  вновь по тому же основанию  в связи с теми же фактическими  обстоятельствами, за исключением  случая, предусмотренного ч.4 параграфа  57 настоящего Регламента.

9. В решении о прекращении  полномочий судьи указываются  соответствующие основания. 18

Прекращение полномочий судьи  Конституционного Суда ввиду нарушения  порядка его назначения на должность

Вопрос о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда ввиду  нарушения порядка его назначения на должность рассматривается Конституционным  Судом по инициативе любого из судей  или Совета Федерации.

Прекращение полномочий судьи  Конституционного Суда ввиду достижения им предельного возраста пребывания в должности. 19

1. За два месяца до достижения  судьей предельного возраста  пребывания в должности Конституционный  Суд извещает Президента Российской  Федерации и Совет Федерации  о предстоящем открытии вакансии. При достижении судьей 70 лет Конституционный  Суд принимает решение, в котором  констатирует прекращение полномочий  судьи с установленной даты, назначает  ему ежемесячное пожизненное  содержание и официально уведомляет  Президента Российской Федерации  и Совет Федерации об открытии  вакансии. Судья продолжает исполнять  свои обязанности до назначения  на должность нового судьи.

2. Если по окончании месяца, в  котором судье Конституционного  Суда исполнилось 70 лет, дело, в рассмотрении которого он  участвует, не завершено, судья  продолжает исполнять свои обязанности  до принятия итогового решения  по данному делу.

Прекращение полномочий судьи  Конституционного Суда ввиду его  личного заявления

Личное письменное заявление об отставке судья Конституционного Суда, не достигший предельного возраста пребывания в должности, подает Председателю Конституционного Суда. Конституционный  Суд в решении, принимаемом на ближайшем пленарном заседании, констатирует прекращение полномочий судьи с указанной в заявлении  даты, назначает судье с этой даты ежемесячное пожизненное содержание и официально уведомляет Президента Российской Федерации и Совет  Федерации об открытии вакансии.

Прекращение полномочий судьи  Конституционного Суда ввиду вынесенного  в отношении него обвинительного приговора, вступившего в законную силу

1. По вступлении в законную  силу обвинительного приговора,  вынесенного в отношении судьи  Конституционного Суда, Конституционный  Суд принимает решение о прекращении  полномочий судьи и официально  уведомляет Президента Российской  Федерации и Совет Федерации  об открытии вакансии.

2. В случае отмены вступившего  в законную силу обвинительного  приговора в отношении судьи  Конституционный Суд в пленарном  заседании незамедлительно принимает  решение о восстановлении судьи  в его полномочиях и официально  уведомляет об этом Президента  Российской Федерации и Совет  Федерации. За период между  прекращением и восстановлением  полномочий судье выплачивается  причитающаяся ему заработная  плата.

Прекращение полномочий судьи  Конституционного Суда ввиду признания  его недееспособным или безвестно  отсутствующим, объявления его умершим, а также в случае смерти судьи

1. По вступлении в законную  силу судебного решения о признании  судьи Конституционного Суда  недееспособным, безвестно отсутствующим  или об объявлении его умершим  Конституционный Суд принимает  решение о прекращении полномочий  судьи и официально уведомляет  Президента Российской Федерации  и Совет Федерации об открытии  вакансии. Судье, признанному недееспособным, назначается ежемесячное пожизненное  содержание.

2. В случае отмены вступившего  в законную силу соответствующего  судебного решения применяются  положения части второй параграфа  54 настоящего Регламента.

3. В случае смерти судьи Конституционный  Суд своим решением констатирует  прекращение полномочий судьи  и официально уведомляет Президента  Российской Федерации и Совет  Федерации об открытии вакансии.

Прекращение полномочий судьи  Конституционного Суда ввиду совершения им порочащего поступка

1. Решение о необходимости рассмотрения  вопроса о прекращении полномочий  судьи по данному основанию  принимается Конституционным Судом  в пленарном заседании большинством  не менее десяти голосов. При  этом Конституционный Суд для  каждого случая образует из  числа судей комиссию по проверке  входящих в компетенцию Конституционного  Суда фактических обстоятельств,  связанных с предположением о  совершении судьей порочащего  поступка. Судья, в отношении которого  возникли такие предположения,  вправе без объяснения причин  отвести не более 10 кандидатур  судей в состав комиссии.

2. Если судья в целях защиты  своей чести и достоинства  обращается в суд общей юрисдикции, то до окончания судебного  разбирательства по делу рассмотрение  вопроса о прекращении полномочий  судьи в Конституционном Суде  приостанавливается.

3. По результатам рассмотрения  вопроса о прекращении полномочий  судьи ввиду совершения им  поступка, порочащего честь и  достоинство судьи, Конституционный  Суд принимает одно из следующих  решений:

1) о достаточности оснований  для внесения в Совет Федерации  представления о прекращении  полномочий судьи;

2) об отсутствии оснований для  прекращения полномочий судьи.

4. Решение о внесении представления  в Совет Федерации о прекращении  полномочий судьи на основании  пункта 6 части первой статьи 18 Закона  о Конституционном Суде принимается,  если за него проголосовало  не менее 13 судей. Составленное  на основании этого решения  представление незамедлительно  направляется в Совет Федерации.

Прекращение полномочий судьи  Конституционного Суда ввиду продолжения  им деятельности, не совместимой с  его должностью

1. В случае, если Конституционному  Суду стало известно, что судья  имеет занятия или совершает  действия, не совместимые с его  должностью, Конституционный Суд  в пленарном заседании при  подтверждении фактов таких занятий  или действий выносит судье  предупреждение, в котором указываются  подлежащие прекращению занятия  или действия и устанавливается  срок для их прекращения.

2. Если, несмотря на вынесенное  предупреждение, судья не прекратил  занятия или действия, не совместимые  с его должностью, Конституционный  Суд принимает решение о прекращении  полномочий судьи и официально  уведомляет Президента Российской  Федерации и Совет Федерации  об открытии вакансии.

Прекращение полномочий судьи  Конституционного Суда ввиду его  неучастия в заседаниях Конституционного Суда или уклонения от голосования

Если судья Конституционного Суда, не представив объяснения причин или  приведя причины, сочтенные Конституционным  Судом неуважительными, свыше двух раз подряд не принял участия в  заседании Конституционного Суда по данному делу или свыше двух раз  подряд уклонился от участия в  голосовании по проектам итоговых решений  и воспрепятствовал тем самым  принятию этих решений, Конституционный  Суд в пленарном заседании  прекращает полномочия судьи и официально уведомляет Президента Российской Федерации  и Совет Федерации об открытии вакансии.

Прекращение полномочий судьи  Конституционного Суда ввиду его  неспособности по каким-либо уважительным причинам исполнять обязанности  судьи

1. Председатель Конституционного  Суда в порядке подготовки  пленарного заседания по вопросу  о прекращении полномочий судьи  ввиду его неспособности по  какой-либо уважительной причине  исполнять обязанности судьи  выясняет по возможности мнение  об этом самого судьи, а в  случае необходимости запрашивает  медицинское заключение о состоянии  его здоровья или иные документы.

2. После рассмотрения вопроса  Конституционный Суд принимает  одно из следующих решений:

1) не прекращать полномочий судьи;

2) прекратить полномочия судьи  с момента вынесения решения,  назначить ему ежемесячное пожизненное  содержание и уведомить Президента  Российской Федерации и Совет  Федерации об открытии вакансии.

3. Прекращение полномочий судьи  по данному основанию невозможно, если судья до вынесения решения  Конституционным Судом вернулся  к исполнению своих обязанностей.

4. Если Конституционный Суд постановил  не прекращать полномочий судьи  или ни одно из решений, указанных  в части второй настоящего  параграфа, не получило необходимого  большинства голосов, производство  по данному вопросу прекращается  и может быть возобновлено  не ранее, чем через четыре  месяца, если судья за это время  не приступит к исполнению  обязанностей или не подаст  заявления об отставке. 20

 

 

Заключение

Написав данную работу я сделала  следующие выводы, кусаемые статуса судьи Конституционного суда:

Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин  Российской Федерации (возраст не менее 40 лет) с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование  и стаж работы по юридической профессии  не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области  права.

Предложения о кандидатах на должности  судей КС РФ могут вноситься Президенту РФ членами СФ и депутатами ГД, законодательными органами субъектов РФ, высшими судебными  органами, федеральными юридическими ведомствами. СФ рассматривает вопрос о назначении на должность в срок 14 дней с момента получения представления  Президента РФ. В случае выбытия  судьи представление о назначении другого лица вносится Президентом  РФ в СФ не позднее месяца со дня  открытия вакансии.

Судья КС РФ назначается на должность  сроком на 15 лет (назначение на второй срок не допускается). Он считается  вступившим в должность с момента  принесения присяги. Судья КС РФ не может занимать государственные  или общественные должности, заниматься предпринимательской деятельностью, не вправе осуществлять защиту в суде или иных органах, не может принадлежать к политическим партиям и движениям, вести политическую пропаганду и  агитацию, не вправе публично высказывать  свое мнение о вопросе, который может  стать предметом рассмотрения в  КС РФ, до принятия решения по этому  вопросу.

Закон категорически запрещает  судье Конституционного Суда занимать либо сохранять за собой другие государственные  или общественные должности, иметь  частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме  преподавательской, научной или  иной творческой деятельности. Однако и разрешенная деятельность допустима  постольку, поскольку занятие оной не препятствует выполнению обязанностей судьи.(4)

Отвлечение от основной деятельности для этих занятий не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласие Конституционного Суда Российской Федерации. Согласно Закону о Конституционном Суде судьи  этого суда не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме  законного представительства, в  суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать, кому бы то ни было покровительство в получении  прав и освобождении от обязанностей.

 

Гарантии независимости судьи  КС РФ обеспечиваются его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленным порядком приостановления  и прекращения полномочий судьи, обязательностью процедуры судопроизводства, запретом вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье  материального и социального  обеспечения, гарантией безопасности.

Полномочия судьи КС РФ могут  быть приостановлены: если в отношении  него возбуждено уголовное дело; если он по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности. КС РФ приостанавливает полномочия судьи  до отпадения оснований к их приостановлению.

Полномочия судьи КС РФ прекращаются ввиду: нарушения порядка его  назначения на должность; истечения  срока полномочий; личного заявления  об отставке; утраты гражданства РФ; вынесения в отношении него обвинительного приговора, совершении проступка, порочащего честь и достоинство судьи; неучастия  его в заседаниях; неспособности  по состоянию здоровья исполнять  свои обязанности в течение длительного  времени (не менее 10 месяцев).

 

конституционный суд судья полномочие

 

Литература

 

Нормативные правовые акты:

  1. Конституция РФ;
  2. ФКЗ "О Конституционном суде РФ" от 21 июля 1994 г.;
  3. ФЗ "О прокуратуре РФ" от 17 января 1992 г.;
  4. Указ Президента РФ от 7 февраля 2000 г." Об обеспечении деятельности КС РФ и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям КС РФ и членам их семей";
  5. Постановление КС РФ от 28 ноября 1996г. №19-П по делу о проверке конституционности ст.48 УПК РСФСР;
  6. Постановление КС РФ от 16 марта 1998г. №9-П по делу о проверке конституционности ст.44 УПК РСФСР и ст.123 ГПК РСФСР№
  7. Постановление КС РФ от 2 июля 1998г. по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. ст.331 и 464 УПК РСФСР;
  8. Постановление КС РФ от 3 мая 1995г. №4-П по делу о проверке конституционности ст. ст.220 ч.1 и 220ч.2 УПК РСФСР;
  9. Постановление КС РФ от 13 ноября 1995г. №13-П по делу о проверке конституционности ст. 209 УПК РСФСР;
  10. Постановление КС РФ от 17 декабря 1996г. №20-П по проверке конституционности ст.31 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции";
  11. Закон "О статусе судей" 1992г.
  12. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992, № 30, ст.1792; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 26, ст.2399; 2001, № 51, ст.4834

Информация о работе Правовой статус судьи Конституционного Суда Российской федерации