Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 02:25, курсовая работа
Логика построения конституции Российской Федерации соответствует принципу разделения властей. Вместе с тем разделение властей предполагает совместные усилия и их взаимодействие в пределах, определённых Конституцией.
Для России государственный институт президентской власти является новым и в силу этого требует специального теоретико-правового исследования. С мая 1991 г., когда он был введён в Российской Федерации, накоплен определённый опыт, который требует обобщения и юридической ошибки.
Введение 3
Глава 1. Место Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти Российской Федерации 6
Глава 2. Порядок избрания Президента Российской Федерации 12
Глава 3. Компетенция Президента Российской Федерации 21
Заключение 28
Список используемой литературы 29
Глава 3. Компетенция Президента Российской Федерации
Обеспечивая и направляя деятельность всех государственных органов РФ и выполняя функцию по из координации, Президент действует только в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, точно так же, как и все остальные федеральные органы государственной власти: Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды. Они самостоятельно осуществляют свои конституционные функции.
Конституция Российской Федерации закрепляет основы положения Президента. Согласно ч.1 ст.80 Конституции он является главой государства.[24] Это определяет место президента в системе государственной власти. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, определяет основные направления внутренней и внешней политики, выступает в качестве председателя государственной власти, высшего должностного лица государства. Конституция России ставит институт президентства на первое место среди федеральных государственных органов. Президент Российской Федерации наделён большими реальными полномочиями, которые он применяет самостоятельно, которые он применяет самостоятельно, независимо от других государственных органов, но в тесном взаимодействии с ними. Он не подчинён и не подотчётен никакому органу власти, его полномочия основаны на Конституции. Президент представляет собой единство государства и государственной власти в целом, является гарантом Конституции. Это важная президентская функция. Она состоит в том, что основные направления внутренней и внешней политики нашего государства должны соответствовать Конституции и федеральным законам.[25]
Конституция отводит особую роль в деле защиты прав и свобод человека и гражданина, он выступает гарантом прав и свобод, издавая указы, направленные на защиту правового положения личности в нашей стране. На Президента возложена очень важная функция в системе органов государственной власти. Он обеспечивает согласованную работу и взаимодействие органов государственной власти. При выполнении данной функции Президент выступает как своего рода «арбитр», помогая разрешать противоречия между государственными органами. Это прежде всего относится к взаимоотношениям законодательной и исполнительной властей, а также федеральных органов и органов государственной власти субъектов Федерации.[26] Для разрешения разногласий Президент может использовать согласительные процедуры. Они, как следует из ст.85, могут применяться Президентом практически во всех случаях обнаружения разногласия. Президент уполномочен либо применять необходимые меры, не прибегая к согласительных процедурам непосредственно, выступая как гарант Конституции. Формально, в соответствии с Конституцией, Президент не обязан не с кем согласовывать своё мнение о политических линиях развития государства, но практически он не может не считаться ни с положением в стране, ни с общественным мнением, ни с расстановкой сил в парламенте Учёт этих факторов, образно выражаясь, - метаконституционная обязанность Президента, вытекающая из самой природы его статуса, из совокупности основных его функций.
Полномочия Президента охватывают несколько сфер:
1) полномочия, связанные с законодательными органами государственной власти;
2) полномочия, связанные с деятельностью исполнительных органов государственной власти;
3) полномочия, связанные с деятельностью органов судебной власти;
4) полномочия в сфере обороны и безопасности государства;
5) полномочия в сфере внешней политики;
6) иные полномочия.
Таким образом, Президент Российской Федерации является главой государства и обладает большим объёмом весьма существенных полномочий в законодательной, исполнительной и судебных сферах.
Полномочия, связанные с деятельностью органов государственной власти. На президента России Конституцией возложен ряд полномочий, связанных с деятельностью Государственной Думы. Согласно п. «а» ст.84 Конституции Российской Федерации, Президент назначает выборы Государственной Думы в связи с истечением срока её полномочий или в связи с её роспуском. Порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».[27] Положение Федерального закона фиксирует не право, а обязанность Президента и Центризбиркома по своевременному проведению выборов в Государственную Думу. Если Президент не издаёт указа о назначении выборов за четыре месяца до дня выборов, то такая обязанность ложится на Центризбирком. Вопрос о назначении выборов при роспуске Государственной Думы в случаях, перечисленных в ст. 111 и 117 Конституции. Обратим внимание, что формулировка ст. 109 Конституции также имеет чёткое выраженный императивный характер: «В случает роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска». При этом ни Конституция, ни упомянутый Федеральный закон не предусматривают каких-либо исключительных обстоятельств для переноса срока выборов в Государственную Думу. По-видимому, такие случаи могут быть, но определяться они должны только Федеральным законом как изъятие из общего правила.[28] О.О. Миронов указывает, что над государственной Думай не должен висеть дамоклов меч её досрочного роспуска. Саму эту процедуру целесообразно усложнить. Может быть, её следовало бы связать с новыми выборами Президента. Если досрочно распускается Государственная Дума, то Совет Федерации одновременно назначает новые президентские выборы.[29] В законодательной сфере Президент Российской Федерации наделён правом законодательной инициативы, правом вносить предложения о поправках, пересмотре положений Конституции Российской Федерации, подписывать и обнародовать законы, правом отлагательного «вето» в отношении федеральных законов.
Президент Российской Федерации наиболее тесно связан с исполнительной властью. Конституция Российской Федерации создаёт образ Президента как главы государства, стоящего над «всеми ветвями», гарантом всех конституционных институтов, что означает: Президент юридически не является главой исполнительной власти и не входит каким-либо образом в её систему. Он осуществляет воздействие на Правительство Российской Федерации путём персональных назначений его членов и принятия новых решений в сфере исполнительной власти.[30] Согласно п. «а» ст. 83 Конституции Российской Федерации, Президент назначает Правительство Российской Федерации, принимает решения об отставке Правительства. Такое решение может быть принято в трёх случаях: по собственному усмотрению Президента; в случае выражения недоверия Правительству Государственной Думой. Также, исходя их п. «б» ст. 83 Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации, занимая тем самым место его Председателя. Согласно ч.2 ст. 85 Конституции Российской Федерации Президент наделяется правом приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и Федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.[31] Следовательно, это право ограничивается во времени и контролируется по содержанию. Однако на практике вмешательства суда не требовалось, поскольку оспариваемые Президентом Российской Федерации акты отменялись принявшими их органами ещё до рассмотрения дела в суде. Следует отметить, что Президент вправе приостанавливать только действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но он не может приостанавливать действие актов их органов законодательной власти. Таким образом, , Президент Российской Федерации осуществляет непосредственное воздействие на Правительство Российской Федерации и принимает важные решения в сфере исполнительной власти.
Как известно, судебная власть как вид государственной власти принадлежит специальным органам государства – судам, входящим в судебную систему Российской Федерации. Она осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В то же время Конституция выделяет ещё и такой вид судопроизводства, как арбитражное. Судебная власть основана на праве и реализуется путём применения права для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих вмешательства суда. В соответствии с конституцией суды высших судебных органов Российской Федерации назначаются по представления Президента. Одним из высших федеральных органов судебной власти является Конституционный Суд Российской Федерации. Согласно п.»е» ст.83 Конституции Президент представляет Совету Федерации кандидатуры на должность судей Верховного Суда Российской Федерации, высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации.[32] Кроме того, Президент назначает на должность судей других федеральных судов.
Также Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президента Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Думы. Президент России как глава государства и Верховный Главнокомандующий наделяется в период военного положения специальными полномочиями: осуществляет руководство организацией обеспечения режима военного положения; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в целях обеспечения режима военного положения; контролирует применение мер по обеспечению военного положения; определяет в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом меры по обеспечению режима военного положения, применяемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами военного управления на территории, на которой введено военное положение, а также полномочия указанных органов по применению этих мер; определяет задачи и устанавливает порядок привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов для обеспечения режима военного положения.
Заключение
Таким образом, Президент Российской Федерации:
а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
в) подписывает ратификационные грамоты;
г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
д) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
е) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
ж) осуществляет помилование.
Список используемой литературы:
1. Алексеев С.С. Теория права. - М. 1995. С. 105
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. 2-е, изм.и доп. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА.М, 1999. – С. 776.
3. Дёгтев Г.В Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. – М.: Юристь, 2005. – С.237
4. Козлова Е.И. Кутафин О.Е.Конституционное право России: Учебник.-3-е изд., перераб.и доп.-М.:Юристъ, 2002. – С. 585.
5. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании.// Российская газета –1993.-№ 237.-С.27.
6. Миронов О.О. Конституция не может быть незаконной // Государство и право. – 1998. - №4. С.5-9
7. Окуньков Л.А. «Президент Российской Федерации» конституция и политическая практика. – М.: Издат. группа ИНФРА-М.-НОРМА, 1996. –С. 240.
8. Послание Президента Российской Федерации федеральному Собранию. – М., - 1995. С.9.
9. Федеральный закон «О политических партиях»//Российская гозета.-2001 г. - №133.//Изм., внесённые федеральным законом, опубликованы в Собрании законодательства Российской Федерации.- 2007. - №64.- С.32
10. Федеральный конституционный закон от 17.12 «О Правительстве Российской Федерации» - 1997.-№2-ФКЗ - С.14
11. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации».-2003.- № 19.//Российская газета.-2003// Изм. внесённые федеральным законом, опубликованны в Собрании законодательства Российской Федерации.
12. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации».-2003.- № 19. - С.102
13. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства -2003.- № 19. - С.102
[1] Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании.// Российская газета –1993.-№ 237.-С.27
[2] Окуньков Л.А. «Президент Российской Федерации» конституция и политическая практика. – М.: Издат. группа ИНФРА-М.-НОРМА, 1996. –С. 240.
[3] Алексеев С.С Теория права. - М. 1995. С. 105.
[4] Дёгтев Г.В Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. – М.: Юристь, 2005. – С.237
[5] Федеральный конституционный закон от 17.12 «О Правительстве Российской Федерации» - 1997.-№2-ФКЗ - С.14
[6] Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании.// Российская газета –1993.-№ 237.-С.27
[7] Дёгтев Г.В Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. – М.: Юристь, 2005. – С.237.
[8] Окуньков Л.А. «Президент Российской Федерации» конституция и политическая практика. – М.: Издат. группа ИНФРА-М.-НОРМА, 1996. –С. 240.
[9] Послание Президента Российской Федерации федеральному Собранию. – М., - 1995. С.9.
[10] Козлова Е.И. Кутафин О.Е.Конституционное право России: Учебник.-3-е изд., перераб.и доп.-М.:Юристъ, 2002. – С. 585.
[11] Дёгтев Г.В Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. – М.: Юристь, 2005. – С.237.
[12] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. 2-е, изм.и доп. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА.М, 1999. – С. 776.
[13] Федеральный закон от 10. 01.2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации».-2003.- № 19. - С.102.
[14] Федеральный закон . «О выборах Президента Российской Федерации».-2003.- № 19.//Российская газета.-2003// Изм. внесённые федеральным законом, опубликованны в Собрании законодательства Российской Федерации.
[15] Федеральный закон «О политических партиях»//Российская гозета.-2001 г. - №133.//Изм., внесённые федеральным законом, опубликованы в Собрании законодательства Российской Федерации.- 2007. - №64.- С.32
[16] Дёгтев Г.В Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. – М.: Юристь, 2005. – С.237
[17] Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации».-2003.- № 19. - С.102
[18] Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации».//Собрание законодательства -2003.- № 19. - С.102
[19] Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации».//Собрание законодательства -2003.- № 19. - С.10
[20] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. 2-е, изм.и доп. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА.М, 1999. – С. 776.
[21] Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации».//Собрание законодательства -2003.- № 19. - С.102
[22] Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации». // Собрание законодательства .-2003.- № 19. - С.102
[23] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. 2-е, изм.и доп. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА.М, 1999. – С. 776.
[24] Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании.// Российская газета –1993.-№ 237.-С.27.
[25] Дёгтев Г.В Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. – М.: Юристь, 2005. – С.237.
[26] Дёгтев Г.В Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. – М.: Юристь, 2005. – С.237
[27] Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании.// Российская газета –1993.-№ 237.-С.27.
[28] Дёгтев Г.В Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. – М.: Юристь, 2005. – С.237
[29] Миронов О.О. Конституция не может быть незаконной // Государство и право. – 1998. - №4. С.5-9
[30] Окуньков Л.А. «Президент Российской Федерации» конституция и политическая практика. – М.: Издат. группа ИНФРА-М.-НОРМА, 1996. –С. 240.
[31] Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании.// Российская газета –1993.-№ 237.-С.27
[32] Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании.// Российская газета –1993.-№ 237.-С.27