Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 02:25, курсовая работа
Логика построения конституции Российской Федерации соответствует принципу разделения властей. Вместе с тем разделение властей предполагает совместные усилия и их взаимодействие в пределах, определённых Конституцией.
Для России государственный институт президентской власти является новым и в силу этого требует специального теоретико-правового исследования. С мая 1991 г., когда он был введён в Российской Федерации, накоплен определённый опыт, который требует обобщения и юридической ошибки.
Введение 3
Глава 1. Место Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти Российской Федерации 6
Глава 2. Порядок избрания Президента Российской Федерации 12
Глава 3. Компетенция Президента Российской Федерации 21
Заключение 28
Список используемой литературы 29
12
САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра теории и права и
государственно-правовых
ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Южно-Сахалинск
2010
Оглавление:
Введение
Глава 1. Место Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти Российской Федерации
Глава 2. Порядок избрания Президента Российской Федерации 12
Глава 3. Компетенция Президента Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Логика построения конституции Российской Федерации соответствует принципу разделения властей. Вместе с тем разделение властей предполагает совместные усилия и их взаимодействие в пределах, определённых Конституцией.
Для России государственный институт президентской власти является новым и в силу этого требует специального теоретико-правового исследования. С мая 1991 г., когда он был введён в Российской Федерации, накоплен определённый опыт, который требует обобщения и юридической ошибки.
Реализация принципа разделения властей в российской Конституции не означает многовластие. Власть изначально едина, так как её единственным источником, согласно ст. 3 Конституции, является многонациональный народ России. Исходя из важности единства государственной власти, главам Конституции, посвящённым трём ветвям власти, предшествует глава о Президенте Российской Федерации. С неё начинается изложение в конституции системы государственных органов Российской Федерации, что помимо прочего объясняется особым значением Президента в организации государственной власти Российской Федерации.
Сторонники сильной президентской власти видят в институте президентства широкие возможности для обеспечения единства государственной власти, а переходный период, укрепления российской государственности в целом, для дальнейшего продвижения страны по пути реформ. Концепция огромных полномочий в руках Президента Российской Федерации обосновывается необходимостью обеспечить единство власти в условиях переходного периода. Противник сильного института президентства утверждают, что конституция Российской Федерации установила своего рода «президентское всевластие», что Президент обладает царскими полномочиями, не входит в систему разделения властей, а стоит над всеми ветвями власти.
Дискуссии по поводу определения роли и места института президентства в России показывают, что данная проблема требует серьёзного теоретического осмысления.
Также в научной литературе уделяется достаточно много внимания проблеме функционирования института президентства. Это и обуславливает выбор данной темы «Конституционно-правовой статус Президентства Российской Федерации», и её актуальность.
В данной работе используются труды Окунькова Л.А., Алексеев С.С. Дёгтева Г.В., Козлова Е.И. и других выдающихся людей.
Целью работы, мы ставим рассмотрение Конституционно – правового статуса Президента Российской Федерации.
В ходе работы нам необходимо решить следующие задачи:
1. Определить место Президента в системе органов государственной власти.
2. Рассмотреть порядок выборов Президента.
3. Показать специфическую роль института Президентства в условиях формирования гражданского общества, политического плюрализма, организации государственной власти на новых принципах.
Объектом исследования является конституционно Правовой статус Президента Российской Федерации.
Предметом исследования является место и роль президента в системе государственных органов, порядок выборов Президента Российской Федерации и полномочия Президента России.
Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.
Для написания данной курсовой работы использовались нормативно-правовые акты, монографии, научные статьи, материал из периодических изданий, учебная литература.
Глава 1. Место Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти Российской Федерации
Согласно Конституции Российской Федерации главенствующую роль в государственной системе играет Президент Российской Федерации. Конституционно – правовой статус главы государства предопределяет объём его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, её эффективного функционирования в условиях разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, хотя сам он непосредственно не принадлежит ни к одной из этих ветвей власти. В этом, частности, смысл содержащегося в Конституции положения: «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина»[1], а также того, что Президент устанавливает основные направления политики государства. Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своих полномочий.[2]
Положение Президента в системе органов государственной власти связано с конституционными прерогативами главы государства по отношению, прежде всего к исполнительной власти. Будучи юридически дисциплинирован от всех ветвей власти, он вместе с тем находится «ближе» к исполнительной, нежели к другим ветвям власти. Это сближение главы государства с исполнительной властью находит выражение в конкретных конституционных полномочиях Президента как главы государства. С.С. Алексеев в связи с этим отмечает, что «Глава государства – это глава. Его ответственность – за целостность государства. Он принимает меры, чтобы работал весь государственный аппарат, предотвращает разного рода кризисные ситуации, напрямую курирует Правительство. Федеральное собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Причём Федеральное собрание – это законы. Правительство – это управление. Суды – это правосудие. Каждый занимается своим профессиональным делом, не претендуя ни на что другое. Вот почему через проект протянуто президентское начала, может быть не том, как это закреплено в учебниках, каких – то классических форм. Но президентское начало как главенствующее».[3]
Предпосылки конституционной ситуации связаны с особенностями формирования Правительства в России. Конституция не связывает процесс формирования Правительства с распределением мест между партиями и фракциями в парламенте. Иными способами Правительство может быть сформировано по принципу парламентского большинства либо без учёта принципа. Оба подхода соответствуют Конституции. Однако конкретная историческая ситуация, при которой состав Правительства не отражает парламентское большинство, может служить источником проблем в работе системы исполнительной власти, связанных с различными аспектами его деятельности, в частности законотворческой. Следствием этих проблем может стать низкая эффективность исполнительной власти, её неспособность решать насущные задачи.[4]
Наделённые широкими полномочиями и постоянно взаимодействующие Президент и Правительство – два самостоятельных носителя государственной власти, в значительной степени, соприкасающиеся при выполнении возложенных на них функции. При оценке взаимоотношений Президента и Правительства необходимо иметь в виду, что существенные полномочия в этой области даны Президенту не только Конституцией Российской Федерации, но и федеральными законами. Согласно ст. 30 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»[5] и п. 2.ст. 80 Конституции России[6], Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства и других органов власти. Осуществляя это полномочие, он принимает конкретные меры к обеспечению взаимодействия Правительства, прежде всего с палатами Федерального Собрания. Конечно, добиться согласованного функционирования этих органов весьма не просто, учитывая затяжной экономический кризис, а также разные политические ориентиры парламентского большинства в Государственной Думе и членов Правительства.
Для преодоления такой подобной ситуации законодатель установил ряд прерогатив Президента: утверждения структуры федеральных органов исполнительной власти, назначение заместителей Председателя Правительства и министров, право председательствовать на заседаниях Правительства, контроль за законностью его актов, непосредственная подчинённость Президенту «силовых» ведомств Президент имеет право отправить Правительство в отставку или принять отставку премьера, которая автоматически влечёт за собой отставку Правительства в целом.
Таким образом, во взаимоотношениях Президента и Правительством императивность действий главы государства в проведении внутренней и внешней политики проявляется наиболее полно[7]
Надо обратить внимание, что Президенту принадлежит право определять внутреннюю и внешнюю политику именно «основные направления». Это означает, что с одной стороны, именно президенту как лицу, избранному на свой пост всем избирательным корпусом страны, принадлежит право формулировать указанные основные направления, а с другой стороны – что реализация внутренней и внешней политики государства остаётся правом и обязанностью соответствующих органов законодательной и исполнительной властей.[8]
Можно сказать, важнейший, хотя и не единственный документ, в котором Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики, - это ежегодные Послания Президента Федеральному Собранию. В послании о действительности государственной власти в России на 1995 год Президентом были поставлены три основные задачи:
- обеспечение суверенитета, независимости и целостности России;
- обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина;
- достижение взаимодействия государственных и общественных институтов.
В самом же послании отмечалось, что реализация поставленных целей «зависит от действительности государственных институтов, от их способности находить своевременные и правильные ответы на самые острые вопросы общественного развития в рамках права» [9]
Важно иметь ввиду, что в решении вопросов внутренней и внешней политики государства участвует не только Президент, но и другие государственные органы. Многие вопросы решаются палатами Федерального Собрания, Правительством, Советом Безопасности, Федеральными министерствами и т.д.
В судебной сфере Президент Российской Федерации представляет Совету Федерации кандидатуры на назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В свою очередь, при решении вопроса отрешения Президента от должности Верховный Суд даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.[10]
Объединительная функция Президента Российской Федерации проявляется в том, что он, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президенту представлено право использовать согласованные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти этих субъектов. В основе регулирования отношений между Президентом и Федеральным Собранием лежит обеспечение самостоятельности и независимости этих властных институтов. Но это не значит, что они полностью разделены. С одной стороны, установлены обязательные связи между ними (обращение Президента к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, представление Президентом законопроектов, кандидатов на соответствующие должности, подписание законов), С другой стороны, Конституция предусматривает систему сдержек и противовесов в виде возможности отрешения Президента от должности и роспуска Президентом Государственной Думы Федерального Собрания. Президент вправе принимать указы и распоряжения, но его акты не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Президент может отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой, но в установленном порядке Государственная Дума и Совет Федерации способны преодолеть его вето. Великая роль неправомерных норм во взаимодействии Президента и Федерального Собрания, так называемых «правил игры». Не менее важно внедрение в практику таких форм, как участие Президента или его представителей в парламентских слушаниях, его выступления в палатах парламента, на заседаниях комиссии и депутатских групп, консультации с политическими фракциями.