Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:30, реферат
Обоснование структуры Государственной Думы РФ и ее полномочий, обоснование правового статуса депутатов Государственной Думы.
Введение 2
1 Государственная Дума РФ: правовой статус и структура 5
2 Приобретение статуса депутата Государственной Думы РФ 11
3 Правовой статус депутата Государственной Думы 14
4 Полномочия Государственной Думы РФ 17
Заключение 20
Литература 21
4 Полномочия Государственной Думы РФ
Конституция Российской Федерации (глава 5, статья 103) определяет следующие полномочия ГД и даёт право выносить постановления по ним:
1) Дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
2) Принятие законов. Это главное полномочие ГД. Законодательные полномочия ГД реализует в форме принятия федеральных законов и федеральных конституционных законов. Конституционные законы, утверждаемые квалифицированным большинством, издаются по таким вопросам, как чрезвычайное положение, принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъекта РФ, описание и порядок официального использования государственного флага, герба и гимна, референдум, режим военного положения, введение на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, порядок деятельности Правительства, установление судебной системы, определение полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, созыв Конституционного Собрания. По другим вопросам, входящим в предмет ведения Российской Федерации, принимаются федеральные законы.
3) Заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;
4) Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. ГД должна рассмотреть кандидатуру в течение семи дней со дня внесения ее Президентом РФ или его полномочным представителем в ГД. Претендент на эту должность должен явиться в Думу и ответить на вопросы депутатов (не более 30 минут). Затем представители фракций и депутатских групп (но не любые депутаты) высказываются «за» или «против» кандидатуры. Решение о даче согласия принимается тайным или открытым голосованием, если за это выскажутся большинство депутатов. Если кандидат будет отклонен Думой, Президент в течение недели представляет вторую кандидатуру, а если и эта будет отклонена — третью (также в течение недели). После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства РФ, распускает ГД и назначает новые выборы в нее.
5) Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству. Вопрос о доверии ставит само Правительство (его Председатель). Если решение о доверии не принимается (не получает большинства голосов от общего состава Думы), ставится другое предложение — о недоверии. Если и оно не принимается (не получает такого же большинства), вопрос с обсуждения снимается, Правительство остается. Правительство РФ может ставить вопрос о доверии и вне связи с вопросом о недоверии, по своей инициативе.
Вопрос о недоверии ставится по инициативе не Правительства (как вопрос о доверии), а Думы — группы депутатов численностью не менее 1/г, от общего числа (т.е. 90 человек). Вопрос рассматривается Думой в течение недели после его внесения. При этом Председатель Правительства (его заместитель) может выступить в Думе, задаются вопросы, происходит обсуждение (преимущественное право на выступление принадлежит представителям депутатских объединений). Постановление о недоверии Правительству может быть принято открытым или тайным голосованием большинством голосов от общего числа членов палаты. В случае выражения недоверия Президент может уволить Правительство в отставку, а может не делать этого. Если в течение трех последующих месяцев будет вынесен второй вотум недоверия, Президент РФ обязан либо уволить Правительство в отставку, либо распустить Думу.
6) Назначение на должности и освобождение от должностей некоторых высоких должностных лиц (Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека), 1/5 членов Центральной избирательной комиссии. Кандидатура Председателя Центрального банка представляется Президентом РФ, Председатель Счетной палаты и половина ее аудиторов назначаются Государственной Думой по рекомендации ее комитета по бюджету, Уполномоченный по правам человека назначается после рейтингового голосования по кандидатурам, когда часть кандидатов отсеиваются. Для назначения необходимо большинство голосов от общего (списочного) состава Думы. После рейтингового голосования назначаются также члены Центральной избирательной комиссии;
7) Объявление амнистии. Это полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших уголовное преступление, замена наказания более мягким, снятие судимости с отбывших наказание.
8) Выдвижение обвинения против Президента РФ для его отрешения от должности. Предложение о выдвижении обвинения может быть внесено не менее чем третьей частью депутатов (150 человек). Оно должно содержать конкретные указания на признаки преступления. Далее избирается специальная комиссия (15 членов), ее председателя избирает ГД путем открытого голосования. Члены комиссии избираются общим списком по представлению депутатских объединений (должны быть представлены в комиссии пропорционально). Специальная комиссия проверяет обоснованность обвинения (истребует материалы, приглашает на свои заседания различных лиц, привлекает экспертов и т.д.) и формулирует обвинение. Затем представитель комиссии делает доклад на заседании ГД. Решение о выдвижении обвинения должно быть принято Думой 2/З. голосов;
9) Рассмотрение внешнеполитических вопросов в связи с обращениями Президента, докладами Правительства, по инициативе комитетов палаты, по собственной инициативе. ГД принимает много обращений и заявлений, выражающих позицию Думы по различным международным вопросам, по вопросам внешней политики РФ;
10) Обращение в Конституционный Суд РФ. ГД от своего имени или по крайней мере пятая часть депутатов вправе обращаться с запросами в Конституционный Суд РФ о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Правительства, нормативных актов субъектов Федерации и некоторых других правовых документов.
Заключение
Конституционно-правовой статус ГД- это закрепленное Конституцией РФ и иными источниками конституционного, парламентского права положение ГД как представительного и законодательного органа государственной власти страны в составе Федерального Собрания (парламента). Этот статус характеризуется социально-политическим назначение данного органа государственной власти, его ролью, задачами и функциями, порядком формирования и полномочиями, внутренней структурой, взаимоотношениями с иными органами государственной власти, статусом его членов - депутатов и др. В данной работе были рассмотрены лишь некоторые аспекты конституционно-правового статуса ГД.
Важнейшая роль в процессе демократизации российского общества принадлежит именно парламенту - Федеральному Собранию Российской Федерации и, прежде всего, его нижней палате - ГД- как представительному и законодательному органу власти. Она является палатой Федерального Собрания, главной функцией которого является осуществление законодательной власти.
Основной закон, регулирующий деятельность ГД РФ - Конституция РФ. Возглавляет её Председатель, также в её состав входят Совет ГД, депутатские объединения, комитеты и комиссии. Депутаты обладают статусом неприкосновенности.
Работа в ГД представляет собой кропотливое изучение предмета законопроекта, области, в которой он будет реализовываться, практики его исполнения.
ГД – это мощный и эффективный созидательный фактор. Законодательная власть, представленная Думой, имеет исключительное право принятия законов. В передаче ей такого права реализуется принцип народного суверенитета. Недооценка роли ГД прямо отражается на экономической ситуации в стране, на правопорядке и уважении к закону, а в целом также и на легитимности власти в стране.
Литература
«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).
Конституция РФ, глава 5, статья 96.
Конституция РФ, глава 1, ст. 10; глава 5, ст. 94.
Выстропова А. В. Парламентское право России: Учебное пособие.- М: Юрайт, 2008.-101с.
Конституция РФ, глава 1, ст. 11, п.1.
Юридическая энциклопедия / Ред. Б.Н. Топорнин. М., 2001.-1272с.
Конституция РФ, глава 5, ст. 95.
Конституции РФ, глава 5, статья 101, п.1.
Конституция РФ, глава 5, ст. 93, ч. 2.
Литвиненко И.В. Чей посланец депутат и кого он представляет в нынешней России? // "Конституционное и муниципальное право. –М.,2009. - N 8.
Конституция РФ, глава 5, ст. 98, п.1.
Конституция РФ, глава 5, ст. 98, п. 2.
Конституция РФ, глава 5, ст. 111.
Конституция РФ, глава 5, ст. 117.
Конституция РФ, глава 5, ст. 103.
Федеральный закон от 12.05.2009 N 94 - ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 2009. – N 20. – Ст. 2391.
/4/ Федеральный Конституционный закон «Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» принят Государственной Думой 22 мая 2002 г., одобрен Советом Федерации 29 мая 2002 г., подписан Президентом 12 июня 2002 г. № 67-ФКЗ.
Скорректирован федеральный закон от 8 марта 2011 г. N 34-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Вступил в силу от 11 марта 2011 г.
/5/ Собрание законодательства Российской Федерации, 2005. – N 24. – Ст. 2253.
/6/ Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации //Ред. В.Д.Карпович. – М.: Юрайт –М; Новая Правовая культура, 2009. – 259с.
/7/ Карасев А.Т. Депутатский корпус как субъект представительного правления: общая характеристика // "История государства и права", 2008.- N 18.
/8/ Стремоухов А.В., Преснов И.Н. Социальные гарантии депутата ГД (индемнитет) //"Социальное и пенсионное право", 2008. - N 3.
/9/ Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
Омельченко Н. А. История Государственного управления в России. –М., 2008. -464с.
1 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).
2 Конституция РФ, глава 5, статья 96.
3 Конституция РФ, глава 1, ст. 10; глава 5, ст. 94.
4 Выстропова А. В. Парламентское право России: Учебное пособие.- М: Юрайт, 2008.-101с.
5 Конституция РФ, глава 1, ст. 11, п.1.
6 Юридическая энциклопедия / Ред. Б.Н. Топорнин. М., 2001.-1272с.
7 Конституция РФ, глава 5, ст. 95.
8 Конституции РФ, глава 5, статья 101, п.1.
9 Конституция РФ, глава 5, ст. 93, ч. 2.
10 Литвиненко И.В. Чей посланец депутат и кого он представляет в нынешней России? // "Конституционное и муниципальное право. –М.,2009. - N 8.
11 Конституция РФ, глава 5, ст. 98, п.1.
12 Конституция РФ, глава 5, ст. 98, п. 2.
11 Конституция РФ, глава 5, ст. 111.
12 Конституция РФ, глава 5, ст. 117.
12 Конституция РФ, глава 5, ст. 103.
13 Федеральный закон от 12.05.2009 N 94 - ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 2009. – N 20. – Ст. 2391.
Информация о работе Правовой статус и полномочия государственной Думы