Правовой статус и полномочия государственной Думы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:30, реферат

Описание работы

Обоснование структуры Государственной Думы РФ и ее полномочий, обоснование правового статуса депутатов Государственной Думы.

Содержание

Введение 2
1 Государственная Дума РФ: правовой статус и структура 5
2 Приобретение статуса депутата Государственной Думы РФ 11
3 Правовой статус депутата Государственной Думы 14
4 Полномочия Государственной Думы РФ 17
Заключение 20
Литература 21

Работа содержит 1 файл

право -выдача.doc

— 173.00 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки Российской Федерации

НОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ «ВТУ»

 

 

 

 

 

ПРАВОВОЙ СТАТУС И ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПРАВОВЕДЕНИЕ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студента группы СТ 1/3-11

Направление «Строительство»

Набиева Г.Г.

Преподаватель

Адер А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург 2011г.

Содержание

Введение                                                                                                                 2  

1 Государственная Дума РФ: правовой статус и структура              5

2 Приобретение статуса депутата Государственной Думы РФ              11

3 Правовой статус депутата Государственной Думы              14

4 Полномочия Государственной Думы РФ              17

Заключение              20

Литература              21


Введение

В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого термина) было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название – Государственная Дума (далее в тексте ГД), которая просуществовала около 12 лет, имея четыре созыва: первая, вторая, третья и четвертая ГД. Во всех четырех Думах преобладающее положение среди депутатов занимали представители местного дворянства, торгово-промышленной буржуазии, городской интеллигенции и крестьянства. Они принесли в Думу свои представления о путях развития России и навыки общественных дискуссий. Особенно показательным было то, что в Думе интеллигенция использовала навыки, приобретенные в университетских аудиториях и судебных прениях, а крестьяне несли с собой в Думу многие демократические традиции общинного самоуправления.

Стоит отметить, что в то время к участию в выборах допускались только мужчины, достигшие 25 - летнего возраста. Не имели избирательных прав женщины, военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни, а также должностные лица: губернаторы, вице – губернаторы, градоначальники и их помощники, служащие полиции.

В современной России гражданин участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, участие граждан является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспре-

пятствовать его свободному волеизъявлению, /1/.

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание, которое состоит из Совета Федерации и ГД, Правительство и суды.

   ГД является основным законодательным органом в нашей стране и состоит из 450 депутатов. В связи с внесением изменения в статью 96 Конституции Российской Федерации в 2011 году депутатов ГД мы будем избирать на пять лет (Конституция РФ, глава 5, статья 96).

Предметом исследования является ГД, как высший законодательный и представительный орган государственной власти. Характеристика ГД, как представительного органа означает, что она в правовых отношениях, прежде всего в отношениях власти, представляет народ России, являясь его законным представителем в силу Конституции. О том, что ГД РФ является  законодательным органом, говорят возложенные на него полномочия издания правовых актов самой высокой юридической силы, выше которой только сила самой Конституции и международных договоров.

Исходя из выше изложенного, можно определить цель работы, которая состоит в анализе сущности и роли ГД в системе органов государственной власти РФ на основе действующего законодательства.

Задачами работы является: обоснование структуры ГД РФ и ее полномочий, обоснование правового статуса депутатов ГД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Государственная Дума РФ: правовой статус и структура

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации; оно совместно с Президентом, Правительством, судами Российской Федерации осуществляет государственную власть и является законодательным органом в системе разделения властей (Конституция РФ, глава 1, ст. 10; глава 5, ст. 94).

Парламент - правовой институт государственной представительной  и  законодательной и власти, который является связующим звеном между обществом и государством. Он выполняет две важнейшие функции: а) формирует законодательство Российской Федерации, на основании которого развиваются политическая, экономическая и социальная системы, гарантируется защита прав и свобод человека и гражданина; б) осуществляет реализацию принципов народовластия, совершенствует формы участия населения в управлении делами государства.

Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. В основном, в федеративных государствах парламенты состоят из двух палат - верхней и нижней (Выстропова А. В. Парламентское право России: Учебное пособие.- М: Юрайт, 2008.-101с).

Такая система принята и в РФ. Это обусловлено, с одной стороны, необходимостью представлять интересы субъектов федерации, разных по населению и занимаемой территории, но имеющих одинаковый конституционно-правовой статус, с другой стороны, стремлением к более устойчивому равновесию сил, когда ничем не ограниченная власть одной палаты сдерживается созданием второй палаты, формируемой на иной основе. Двухпалатность ГД РФ призвана снизить разногласия различных социальных групп населения (Выстропова А. В. Парламентское право России: Учебное пособие.- М: Юрайт, 2008.-101с).

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации (верхняя палата) и ГД (нижняя палата).

Важнейшая роль в процессе демократизации российского общества принадлежит именно парламенту - Федеральному Собранию Российской Федерации и, прежде всего, его нижней палате – ГД- как представительному и законодательному органу власти.

ГД, в соответствии с теорией разделения властей - представляет собой общегосударственный представительный и законодательный орган, главной функцией которого является осуществление законодательной власти.

Основной закон, регулирующий деятельность ГД РФ - Конституция РФ. Итак, государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и ГД), Правительство РФ, суды (Конституция РФ, глава 1, ст. 11,  п.1).

ГД в РФ является палатой Федерального Собрания, органом законодательной власти (Юридическая энциклопедия / Ред. Б.Н. Топорнин. М., 2001.-1272с). Об этом говорит Конституция РФ: «Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и ГД». В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. ГД состоит из 450 депутатов (Конституция РФ, глава 5, ст. 95). Согласно Конституции РФ ГД формируется путем выборов и представляет население всей страны. Порядок выборов депутатов ГД устанавливаются ФЗ,/1/.

Депутаты ГД избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты ГД (далее - федеральные списки кандидатов) согласно ФЗ от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. От 19.07.2009) "О выборах депутатов ГД Федерального Собрания Российской Федерации", /2/ (принят ГД ФС РФ 22.04.2005), определяет переход к пропорциональной системе выборов депутатов ГД (принят ГД ФС РФ 22.04.2005) ст. 3 п.2.

При переходе на пропорциональную систему выборов депутатов в ГД теоретически будут созданы крупные партии. Они будут обладать всеми положительными признаками обладающие всеми признаками таковых: массовое членство, широкая региональная сеть, участие не только в электоральной, но и парламентской политике. Это явно будет способствовать переходу страны к настоящему демократическому режиму.

ГД избирает из своего состава Председателя ГД и его заместителей. Они ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты (Конституции РФ, глава 5, статья 101, п.1).

Кандидатов на должность Председателя ГД вправе выдвигать депутатские объединения и депутаты ГД. В ходе обсуждения, кандидаты, давшие согласие баллотироваться на должность Председателя ГД, выступают на заседании палаты и отвечают на вопросы депутатов. Представители каждого депутатского объединения и депутаты, выдвинувшие своего кандидата, имеют право высказаться за или против кандидата, после чего обсуждение прекращается. В список для голосования вносятся все кандидаты, выдвинутые на должность Председателя ГД, за исключением лиц, взявших самоотвод, который принимается без голосования. В случае если на должность Председателя ГД было выдвинуто более двух кандидатов, и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов (т. е. более половины от общего числа депутатов), проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. При этом каждый депутат ГД может голосовать только за одного кандидата. Избранным на должность Председателя ГД по итогам второго тура голосования считается кандидат, за которого проголосовало более половины от общего числа депутатов ГД. Если во втором туре голосования ни один из двух кандидатов не набрал требуемого для избрания числа голосов депутатов ГД, ГД проводит повторные выборы.

ГД принимает решение о числе заместителей Председателя ГД. Кандидатов на должности заместителей Председателя могут выдвигать депутатские объединения, депутаты ГД. Кандидаты, не заявившие самоотвод, включаются в список для тайного голосования. Избранными на должности заместителей Председателя ГД считаются кандидаты, за которых проголосовало большинство от общего числа депутатов ГД. Решение об освобождении от должности Председателя ГД, его первого заместителя и заместителей принимается большинством голосов общего числа депутатов.

В ГД создается Совет для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты.

Совет ГД - коллегиальный, постоянно действующий орган палаты, созданный для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. В состав Совета ГД входят Председатель ГД, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса. Заместители Председателя ГД и председатели комитетов ГД участвуют в работе Совета ГД с правом совещательного голоса. В число полномочий Совета ГД входят: формирование проекта примерной программы законопроектной работы ГД на текущую сессию; формирование проекта календаря рассмотрения вопросов на очередной месяц; формирование проекта работы ГД на очередное заседание и др.

В ГД создаются депутатские фракции. Под депутатской фракцией понимается «объединение депутатов ГД, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в ГД» ст. 7.1 ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата ГД Федерального Собрания Российской Федерации" от 08.05.1994 N 3-ФЗ, /3/. Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовывать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов ГД объединения: депутатские фракции и депутатские группы.

Фракции и депутатские группы обладают равными правами. Депутат ГД вправе состоять только в одном депутатском объединении.

В ГД пятого созыва, избранной 2 декабря 2007 года, четыре парламентские партии сформировали свои фракции: фракция Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», фракция КПРФ, фракция ЛДПР, фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».

В соответствии с Конституцией РФ ГД образует из числа депутатов палаты комитетов и комиссии. Они формируются, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной Думой, но не может быть, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Каждый депутат ГД, за исключением Председателя ГД, его заместителей, руководителей депутатских объединений, обязан состоять в одном из комитетов ГД. Депутат ГД может быть членом только одного ее комитета.

ГД в соответствии с Регламентом ГД учреждает следующие комитеты:

Комитет  по законодательству; комитет  по государственному строительству;

комитет  по труду и социальной политике; комитет  по бюджету и налогам;

комитет  по кредитным организациям и финансовым рынкам; комитет  по экономической политике и предпринимательству; комитет  по собственности; комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям; комитет  по энергетике, транспорту и связи; комитет  по обороне; комитет  по безопасности; комитет  по международным делам; комитет  по делам СНГ и связям с соотечественниками; комитет  по делам Федерации и региональной политике; комитет  по вопросам местного самоуправления; комитет  по Регламенту и организации работы ГД; комитет  по информационной политике; комитет  по охране здоровья и спорту; комитет  по образованию и науке; комитет  по делам женщин, семьи и молодежи; комитет  по аграрным вопросам; комитет  по природным ресурсам и природопользованию; комитет  по экологии; комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций; комитет  по делам национальностей; комитет  по культуре и туризму; комитет  по проблемам Севера и Дальнего Востока; комитет  по делам ветеранов.

Информация о работе Правовой статус и полномочия государственной Думы