Правовой статус государственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 12:17, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы комплексно исследовать ключевые аспекты административно-правового статуса государственных служащих Российской Федерации.
Предмет исследования - нормативные правовые акты, устанавливающие административно-правовой статус государственных служащих России.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
Понятие виды и правовые основы государственной службы………. 5
Административно-правовой статус государственных служащих….. 9
Порядок прохождения государственной службы………………….....14
Особенности административно-правового статуса отдельных видов
государственных служащих………………………………………….. 22
Заключение……………………………………………………………... 24
Список использованной литературы и нормативных материалов…..25

Работа содержит 1 файл

Административное право-2.docx

— 49.05 Кб (Скачать)
  • участие  в  конкурсе  на  замещение  должности;
  • продвижение  по  службе;
  • ознакомление  с  материалами  своего  личного  дела;
  • повышение  квалификации;
  • проведение  по  его  требованию  служебного  расследования  для  опровержения  сведений,  порочащих  его  честь  и  достоинство;
  • объединение  в  профсоюзы  и  некоторые  другие.

Основные  обязанности  государственного  служащего,  закреплённые  в  ст.10  ФЗ  «Об  основах  государственной  службы  РФ»  можно  также  сгруппировать  в  две  группы.  В  одну  из  них  включаются  обязанности  по  непосредственному осуществлению  должностных  полномочий:

  • обеспечить поддержку конституционного  строя  и  соблюдение  Конституции  РФ,  федеральных  законов  и  законодательства  субъектов  РФ;
  • добросовестно  исполнять  должностные  обязанности;
  • обеспечивать  соблюдение  и  защиту  прав  и законных  интересов граждан;
  • исполнять  приказы,  распоряжения  и  указания  вышестоящих в  порядке  подчинённости  руководителей,  отданные  в  пределах  их  должностных  полномочий, за  исключением  незаконных;
  • в  пределах  своих  полномочий  рассматривать  жалобы  и  другие  обращения  граждан  в  соответствии  с  законодательством.

В  другую  группу  обязанностей  государственного  служащего  входят  те  обязанности,  которые  преследует  цель  обеспечить  наиболее  эффективное  исполнение  должности:

  • соблюдать  правила  внутреннего  трудового  распорядка,  установленные  в  государственном  органе,  должностные  инструкции,  порядок  работы  со  служебной  информацией;
  • поддерживать  необходимый  для  должностей  уровень  классификации.

За  неисполнение  или  ненадлежащее  исполнение  государственными  служащим  возложенных  на  него  обязанностей,  на  государственного  служащего  могут  налагаться  дисциплинарные  взыскания,  предусмотренные  ст. 14  ФЗ  «Об  основах  государственной  службы  РФ».

В  целях  обеспечения  исполнительской  дисциплины  в  системе  государственной  службы Президентом  РФ  был  издан  Указ  от  6  июня  1996 г.  № 810  «О  мерах  по  укреплению  дисциплины  в  системе  государственной  службы». 

Для  некоторых  видов  государственных  служащих  существуют  некоторые  дополнительные  права  и  обязанности.  Например,  военнослужащие  имеют  право  на  хранение,  ношение,  применение  и  использования  оружия  в  порядке,  определяемом  законодательством;  для  них  определены  некоторые ограничения общегражданских    прав  и свобод,  установлены льготы,  особый  правовой  режим ответственности (например,  согласно  правовым  нормам  общевоинских  уставов Вооружённых Сил РФ),  материальная  и гражданско-правовая  ответственность  военнослужащих.  Пункт  3  ст.26  ФЗ  «О  статусе  военнослужащих»  определяет,  что материальный  ущерб,  причинённый государству при исполнении  обязанностей  военной службы,  военнослужащие  привлекаются  к материальной  ответственности  в  соответствии  с  Положением  о  материальной  ответственности военнослужащих.

В  правовое  положение  государственного  служащего  входят  нормы,  устанавливающие  определённые  ограничения  для  служащего  в  связи  с  государственной  службой.  Эти  основные  ограничения  закреплены  в  ст.  11  ФЗ  «Об  основах  государственной  службы  РФ».  Государственный  служащий  не  вправе:

  • заниматься  другой  оплачиваемой  должностью,  кроме  педагогической,  научной  и  иной  творческой  деятельности;
  • быть  депутатом  законодательного  органа  (представительного  органа)  всех  уровней;
  • заниматься  предпринимательской  деятельностью,  лично  или  через  доверенных  лиц;
  • состоять  членом  органа  коммерческой  организации;
  • принимать  участие  в  забастовках;
  • быть  поверенным  или  представителем  по  делам  третьих  лиц  в  государственном  органе,  в  котором  он  состоит  на  службе;
  • использовать  в  неслужебных  целях  средства  и  имущество  органа,  в  котором  состоит  на  службе;
  • и  другие  ограничения.

 

 Кроме  прав,  обязанностей  и  ограничений  правовое  положение  государственных  служащих  включает  следующие  составляющие:  способы  замещения  государственных  должностей;  нормирование  и  организацию  труда,  требования,  предъявляемые  к  государственным  служащим;  прохождение  государственной  службы  (аттестация,  повышение  по  службе  присвоение  квалификационного  разряда,  ранг,  специального  звания  и  т.п.);  меры  стимулирования  и  ответственности.

Правовое  положение  государственных  служащих  с  изменением  условий  прохождения  государственной  службы  также  изменяется.  Например,  повышение  по  службе  предоставляет  служащему  дополнительные  полномочия,  права  и  обязанности;  устанавливаются  и  дополнительные  запреты  и  ограничения  по  службе,  особенности  процедуры  привлечения  к  дисциплинарной  ответственности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Порядок прохождения государственной  службы

Порядок прохождения государственной службы определяется ст. 12 ФЗ «О системе государственной  службы Российской Федерации», гл. IV «Об основах государственной службы Российской Федерации», Конституцией РФ.

В  ст.2  Конституции  РФ  закреплён  принцип  равного  доступа  граждан  РФ  к  государственной  службе.  При  подборе  кандидатов  на государственно-служебные  должности  критерий  один  -  профессиональна  пригодность  к  исполнению  должности,  определение  которой  обусловлено  конкретными  показателями  уровня  образования,  стажа  и  т.д.

Правом  поступления  на  государственную  службу  обладают  граждане  РФ  независимо  от  пола,  национальности,  расовой  принадлежности,  имеющие  соответствующее  образование.  Законами  и  другими  правовыми  актами  РФ  устанавливаются  специальные  требования  к  лицам,  поступившим  на  службу  в  органы  ряда  отраслей  (суд,  прокуратура,  милиция,  народное  образование,  здравоохранение  и  др.),  касающиеся возраста  кандидата,  специального  образования,  стажа  работы,  здоровья  и  иные  требования. 

Гражданин  не  может  быть  принят  или  состоять  на  государственной службе  в случаях:      

1)  признания  его  недееспособным  или  ограниченно  дееспособным  решением  суда,  вступившим  в   законную  силу;      

2)  лишения  его  права  занимать  государственные  должности   государственной  службы  в   течение  определённого  срока  решением  суда,  вступившим  в  законную  силу;      

3)  наличия  подтверждённого   заключением  медицинского  учреждения  заболевания,  препятствующего   исполнению  им  должностных   обязанностей;       

4)  отказа  от  прохождения   процедуры   оформления  допуска  к  сведениям,  составляющим  государственную   и  иную  охраняемую  законом   тайну,  если  исполнение  должностных   обязанностей  по  государственной   должности  государственной   службы,  на  которую  претендует  гражданин,  связанно  с  использованием  таких  сведений;       

5)  близкого  родства  или  свойства  (родители,  супруги,  братья,  сёстры,  сыновья,  дочери,  а  также   братья,  сёстры, родители  и   дети  супругов)  с  государственными  служащими,  если  их  государственная  служба  связанна  с  непосредственной  подчинённостью  или  подконтрольностью  одного  из  них  другому;       

6)  наличия  гражданства  иностранного  государства,  за  исключением   случаев,  если  доступ  к   государственной  службе  урегулирован  на  взаимной  основе  межгосударственными  соглашениями;      

7)  отказа  от представления  сведений,  предусмотренных  ст.12    Федерального  закона.

После  того,  как  кандидат  на  должность  подобран,  соответственно  законодательству, он  подлежит  зачислению  на  должность.

На  государственную  службу  принимают  посредствам определённого  организационно-правового  способа  замещения  должности.  В  настоящее  время  утвердились  следующие  четыре  способа  замещения  должностей  на  государственной  службе:  зачисление,  назначение,  выборы,  конкурс.

В  порядке  зачисления  замещаются  должности  вспомогательного  персонала,  части  специалистов  (если  они  не  проходят  по  конкурсу).  Зачисление  оформляется  административным актом  (приказом  и др.)  обращенным   к зачисляемому на  службу  и структурным подразделением  (отдел кадров,  бухгалтерия,  и др.)  трудовой  договор или контракт  заключается в установленном законом порядке.

При  назначении  на  должность  совершаются  те  же  юридические  действия.  Особенность  имеет  административный  акт:  он  обращен  помимо  названных  лиц  и  подразделений,  к  тем  лицам,  которые  войдут  в  подчинение назначаемого  лица.  Соответственно  этому  круг  лиц,  замещающих  должность  по  назначению,  ограничивается  контингентом  руководителей  (организаций  и  структурных подразделений).

Выборы  на  должность  -  способ  тоже  довольно  распространённый.  Основная особенность  выборного  способа  в  том,  что  избирают  на  должность  из  числа  тех,  кто  избирает:  из  числа  избирателей,  из  числа  депутатов  (например,  председателя  комитета  парламента)  и  т.д.  Лицо считается  избранным  после  официального  объявления  итогов  голосования. Административного  акта  на  утверждение  не  требуется,  трудовой  договор  (контракт)  заключается  на  основе  итогов  голосования. 

Конкурс  заключается  в  замещении  должности  в  порядке  состязательности,  соревнования. Проведение  конкурса  на  замещение  вакантной  государственной  должности  государственной  службы  регулируется  ст. 22  ФЗ  «Об  основах  государственной  службы  РФ»,  а  проведение  конкурса  на  замещение  вакантной  государственной  должности федеральной  государственной  службы  регулируется  кроме  этого  закона  и  одноимённым  Положением  утверждённым  Указом  Президента  РФ  от  29  апреля  1996 г.  № 604.  В  соответствии  с  п.2  этого  Положения:  «Конкурс  провидится  в  государственном  органе  для  граждан,  впервые  или  вновь  поступающих  на  федеральную  государственную  службу.  Конкурс  проводится  в  форме  конкурса  документов  на  замещение  старшей  государственной  должности  или  курса  -  испытания  на  замещение ведущей,  главной  и  высшей  государственных  должностей».  

По  конкурсу  в  настоящее  время  замещается  большой  круг  государственных  служащих:  работники  образования,  науки  здравоохранения  и  т.д.

При  поступлении  любым  способом  гражданин  представляет  документы  предусмотренные  п.4  ст.21  ФЗ  «Об  основах  государственной службы  РФ».  Для гражданина  принятого впервые на  государственную службу,  устанавливается испытательный срок  от  3-х до  6-ти  месяцев.

Прохождение  государственной  службы  государственным  служащим  охватывает  время,  период,  начинающийся  по  оформлении  поступления  на  государственную  службу,  продолжающийся  всё  время  исполнения  полномочий  по  должности  и  заканчивается  прекращением  служебных  отношений,  т.е.  оставлением  должности.

Прохождение  государственной  службы  государственным  служащим  заполняется  определёнными  юридически  значимыми  действиями.

К  этим  юридически  значимым  действиям  относятся:  1)  исполнение  служащим  должностных  полномочий;  2)  продвижение  по  службе,  порядок  присвоения  чинов,  рангов;  3)  порядок  прохождения  аттестации;  4)  порядок  оставления  государственной  службы.

Исполнение  должностных  полномочий  составляет  постоянное,  повседневное  содержание  работы  государственного  служащего.  Конкретное  содержание  служебных  полномочий  определяется  должностной  инструкцией.

Продвижение  по  службе  в  настоящее  время  определяется  как  неотъемлемый  элемент  прохождения  службы.  Государственному  служащему,  при  надлежащем  выполнении  должностных  полномочий,  зафиксированном  при  аттестации,  предоставляется  и  обеспечивается  право  на  продвижение  по  службе.  Это  право  государственного  служащего  закреплено  в  п.6  ст.9  ФЗ  «Об  основах  государственной  службы  РФ».  Можно  выделить  следующие основные  меры  продвижения по  службе:      

а)  перемещение  с  занимаемой  должности  на  более  высокую  должность  в  данном или  другом  государственном  органе  (организации);      

б)  присвоение  очередного  квалификационного  разряда  в  установленном  порядке,  с  надбавкой  к  зарплате;        

в) зависимость  оплаты  труда от  стажа  службы  (общего,  в  данном  органе,  непрерывного  стажа)  при  условии  положительной  аттестации;      

г)  присвоение  почётных  званий  (государственных  и  отраслевых)  в  установленном  порядке,  с  надбавкой  к  зарплате;      

д)  пребывание  в  одном  классе  (звании,  ранге)  не  долее  3-х  (6-ти,  10-ти)  лет  в  соответствии  с  условиями  должности;       

е)  другие  меры,  которые  будут  установлены высшими  органами  государственной  власти.

Классность  государственных  служащих  охватывает  такие  категории:  классы  (например,  нотариусов),  ранги  (для  работников  дипломатической  службы),  звания  (воинские,  научных  работников),  всё  это  характеризует  должностное  положение  служащего,  уровень  его  профессиональной  подготовки,  опыт  и  стаж  работы  и  т.д. 

ФЗ  «Об  основах  государственной  службы  РФ»    вводит  для  государственных  служащих  форму  классности  -  советник:  действительный  государственный  советник,  государственный советник,  советник  и т.д.

Указом  Президента  РФ  от  22  апреля  1996 г.  № 578  утверждено  Положение  «О  порядке  присвоения  и  сохранения  квалификационных  разрядов  федеральным  государственным  служащим».  Это  Положение  определяет  порядок  присвоения  квалификационных  разрядов  федеральным  государственным  служащим,  для  которых  они  не  установлены. 

Информация о работе Правовой статус государственных служащих