Правовой статус государственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 12:17, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы комплексно исследовать ключевые аспекты административно-правового статуса государственных служащих Российской Федерации.
Предмет исследования - нормативные правовые акты, устанавливающие административно-правовой статус государственных служащих России.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
Понятие виды и правовые основы государственной службы………. 5
Административно-правовой статус государственных служащих….. 9
Порядок прохождения государственной службы………………….....14
Особенности административно-правового статуса отдельных видов
государственных служащих………………………………………….. 22
Заключение……………………………………………………………... 24
Список использованной литературы и нормативных материалов…..25

Работа содержит 1 файл

Административное право-2.docx

— 49.05 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………… 3

 

Понятие виды и правовые основы государственной  службы………. 5

 

Административно-правовой статус государственных служащих…..  9

 

Порядок прохождения государственной  службы………………….....14

 

Особенности административно-правового статуса  отдельных  видов

государственных служащих…………………………………………..  22

 

Заключение……………………………………………………………... 24

 

Список  использованной литературы и нормативных материалов…..25  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Введение

Субъектами любой  отрасли права признаются участники  общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Характерной особенностью административного права является огромное разнообразие субъектов административно-правовых отношений. Еще одной особенностью административного права является то, что в подавляющем большинстве случаев обязательным субъектом таких отношений выступают те, которые обладают определенными властными полномочиями по отношению к иным субъектам административно-правовых отношений. Государственная служба является неотъемлемой частью государства, ибо благодаря её существованию  достигается две цели: осуществляется государственное управление, а также обеспечивается конституционное право каждого гражданина принимать участие в этом управлении.

Государственная  служба  продолжает  и  завершает  организацию  механизма  государства,  делая  её  готовой  и  пригодной  к  практической реализации  задач  и  функций  государства.  В  каждое  звено  государственного  механизма служба  вносит жизнь,  комплекс  мер,  средств,  форм  и методов для реальной,  практической  деятельности.  В становлении государственности  любого  вида  государственная  служба  выступает  в  качестве  первейшего  организационного  средства  выполнения  государством  своих  целей.

 В  структуре  государственной  службы  различаются  чётко  две  стороны,  две  группы  отношений:  организация  государственной  службы  её  подготовка  и  служебная  деятельность,    осуществление  каждым  служащим  и  всеми  ими  вместе  своих  служебных  практических  полномочий.

 Государство приобретает реальность  и силу  именно в   контингенте    госслужащих. Задачи и функции государства становятся, при их практической реализации, задачами и  функциями  набранных  государством,  служащих.  От  государственных  служащих  зависит  работа  государства.           Каждый  служащий занимает  должность,  определяющую  объём  его  полномочий,  которые  и  подлежат  реализации. Эти  полномочия  весьма  разнообразны как со  стороны  материального  содержания, так и по  правовым  формам  своей  реализации.

Рассмотрение  административно  – правового  статуса госслужащих, а также  их классификация позволяет  более  полно понять ту важность данного  института для нашего общества и государства, которую  трудно переоценить в условиях непрерывно меняющегося времени.

Актуальность выбора темы исследования обусловлена теоретической  и практической значимостью изучения административно-правового статуса  государственных служащих в условиях реформирования административного законодательства в России.

Цель контрольной работы состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы комплексно исследовать ключевые аспекты административно-правового статуса государственных служащих Российской Федерации.

Предмет исследования - нормативные правовые акты, устанавливающие административно-правовой статус государственных служащих России.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие, виды и правовые основы государственной службы

С правовой точки зрения о государственной  службе говорят как об особом правовом институте. С точки зрения современной административно-правовой теории, под институтом административного права понимается наиболее полная нормативная характеристика материальных и процессуальных механизмов отношений относительно определенного предмета (сферы) правового регулирования методами и средствами административного права.

С точки зрения современной административно-правовой теории, под институтом административного  права понимается "наиболее полная нормативная характеристика материальных и процессуальных механизмов отношений  относительно определенного предмета (сферы) правового регулирования методами и средствами административного права.

Главная функция правового института  состит в обеспечении цельного, относительно законченного регулирования  в пределах конкретного участка  общественных отношений данного вида. Многообразные управленческие отношения, отношения в сфере исполнительной власти, регулируемые правом, группируются в однородные комплексы, т. е. выделяются такие их группы, которые объединяют нормы по признаку регулирования однородных отношений. Нормы соответствующих административно-правовых институтов регулируют отношения, имеющие общий характер для всех направлений управленческой деятельности.

Институт  государственной службы является юридически исходным правовым средством в системе построения государственности, ибо он включает в себя правовой материал, который используется в каждодневной практике государственных органов, т. е. он создает государственную администрацию, обеспечивая тем самым функционирование самого государства. С другой стороны, этот правовой институт активно используется для формирования правовых режимов других правовых отраслей.

Современный правовой институт государственной  службы – это система правовых норм, которая регулирует отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы государственной службы (федеральная, муниципальная, отраслевая; государственная должность, виды, реестр государственных должностей и служащих), статуса государственных служащих, гарантий и процедур его реализации (выполнение государственными служащими своих должностных обязанностей и функций), а также механизма прохождения государственной службы. Таким образом, правовому регулированию подлежат три большие сферы в системе государственно-служебных отношений:1) формирование системы государственной службы;2)создание статуса государственного служащего и гарантий его осуществления; 3) механизм  прохождения государственной службы (здесь может быть множество  процессуальных норм, работающих  самых разных пединститутах, входящих в структуру института государственной службы). 

Институт  государственной службы состоит  из первичных  единичных юридических  положений — правовых норм, устанавливающих  многочисленные и разнообразные  по характеру и значимости государственно-служебные отношения. Государственно-служебные нормы могут функционировать только при условии их внутренней согласованности и скоорденированности. Можно сказать, что на сегодняшний день формирование и системность нормативных обобщений в сфере государственной службы приближается к завершению. Правотворчество в этой области, опираясь на потребности государственного строительства, на данные юридической науки, достижения правовой культуры, способно придать юридическим нормам значительную степень абстрактности, сформулировать нормы-принципы, нормы-задачи, унифицировать, согласовать весь правовой материал в системе государственной службы, подчинить его определенным юридическим задачам, конкретному правовому режиму регулирования. Указанные задачи могут быть решены посредством системного, кодификационного правотворчества. Именно в кодифицированных актах получают развитие нормативные обобщения, и таким путем идет процесс построения логически завершенной, структурно замкнутой правовой системы. 

Первыми шагами в этом направлении стали утвержденное в декабре 1993 г. Указом Президента РФ Положение о федеральной государственной службе и принятый Государственной Думой   5 июля 1995 г. ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации". В настоящее время вопросы прохождения гражданами РФ государственной службы регулирует Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" (от 27 мая 2003г. №58-ФЗ), которым определяются правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, в том числе системы управления этой службой.

Следует отметить, что государственной службе присущ также особый административно-правовой режим. Он характеризуется целостной  системой регулятивного воздействия  на государственно-служебные отношения  и специфическими приемами регулирования: особым порядком возникновения и осуществления прав и обязанностей, спецификой санкций, способов их реализации; действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм (принцип стабильности, общеобязательности, подчиненности и пр.). 

Правовые  средства, используемые в сфере государственной  службы, связаны едиными регулятивными  началами, т. е. все они функционируют  в особой, характерной именно для  этого правового режима среде. В  специфическом юридическом режиме в системе государственной службы выделяются конкретные средства и приемы регулирования, существует специфика регулятивных свойств государственной службы. Вместе с тем здесь обнаруживается действие принципов, которые пронизывают все содержание государственной службы. Особенностями государственной службы являются специфические средства и приемы регулирования: дозволения, запреты, связывание, подчиненность, подотчетность и подконтрольность, доверие государства, верность служащих и т. д.

Среди важнейших административно-правовых средств, используемых в институте государственной службы и носящих публично-правовой характер, выделяются правовое стимулирование и правовое ограничение. Следует согласиться с мнением, согласно которому эти правовые средства имеют более широкий объем, чем традиционные методы правового регулирования, так как сам метод может выступать в качестве либо стимулирующего, либо ограничивающего фактора. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Административно-правовой статус государственных  служащих

 

 Государственный  служащий  обладает  полным  объёмом  конституционных  прав  личности  и  гражданина  РФ.  Общегражданские  права  и  обязанности  государственных  служащих  такие  же,  что  и  других  граждан.  Государственные  служащие  пользуются  всеми  правами  и  свободами,  а  также  несут обязанности перед обществом наравне  со  всеми  правами  и  свободами,  а  также  несут  обязанности  перед  обществом  наравне  со  всеми  гражданами.  Ограничения  служащего  в  правах  могут  иметь  место  только  законом  о  государственной службе,  в связи с обеспечением  надлежащего выполнения  служащими своих служебных полномочий  (например,  в сфере предпринимательской деятельности).

Государственный  служащий  имеет  определённое  правовое  положение.  Для  него  определены  особые  условия  поступления  на  государственную  службу  прохождение  и  прекращение  службы.  Государственный  служащий  реализует  предоставленные  ему  полномочия  и  функции  как  внутри  государственной  администрации,  так  и  по  отношению  к  внешним  субъектам  права  (гражданам  и  другим  организациям  и  т.д.).

Правовое  положение  служащего,  находящегося  на  федеральной  государственной  службе  (в  министерствах,  государственных  комитетах,  аппарате  Администрации  Президента,  Правительства  и  т.д.)  отличается  от  правового  положения,  например,  военнослужащего  характером  служебных  полномочий, содержанием  прав  и  обязанностей, механизмом  привлечения  к  правовой  ответственности.

Правовое  положение  государственных  служащих  зависит  также  от  условий,  в  которых  протекает  государственная  служба.  Поэтому  особенности  правового  положения  государственных  служащих могут  определяться  и  объективно  возникшей  общественно-политической  либо  государственной  ситуацией:  например,  введение  режима  чрезвычайного  положения  или  военного  положения;  объявление  мобилизации;  другие  установленные  специальными  законами  административно-правовые  режимы.  В  этих  случаях  содержание  правового  положения  государственного  служащего  существенным  образом  может  изменяться;  служащие  могут  получать  дополнительные  полномочия,  права;  для  них  могут  устанавливаться  специальные  обязанности  и  особые  условия  прохождения  службы  и  юридической  ответственности. Правовое  положение государственных служащих  определяет  в первую  очередь различный набор прав  и обязанностей. 

Права  государственного  служащего  перечисленные  в  ст.  9  ФЗ  «Об  основах  государственной  службы  РФ»  можно  объединить  в  две  группы.  В  первую  из  них  войдут  те  права  государственного  служащего,  которые  реализуются  в  процессе  непосредственного  осуществления  должностных  полномочий:

  • ознакомление  с  документами,  определяющими  его  должностное  положение;
  • получение  в  установленном  порядке  информации  и  материалов,  необходимых  для  исполнения  должности;
  • посещение  в  установленном  порядке  предприятий  и  учреждений  независимо  от  форм  собственности;
  • принятие  решений  и  участие  их  в  подготовке  в соответствии  с должностным положением.

 

      Ко  второй  группе  можно  отнести  те  права  государственного  служащего,  которые  имеют  целью  обеспечение  выполнения  служащим  его  должности:

Информация о работе Правовой статус государственных служащих