Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:09, реферат
Обязанности государственных гражданских служащих. Права гражданских служащих. Ограничения, связанные с государственной гражданской службой. Запреты, связанные с государственной гражданской службой. Принципы служебного поведения гражданских служащих. Ответственность государственных гражданских служащих. Гарантии и компенсации на государственной службе.
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
На отдельные категории гражданских служащих действие ТК РФ не распространяется, и порядок применения материальной ответственности устанавливается в специальных нормативных правовых актах (например, материальная ответственность военнослужащих урегулирована Федеральным законом от 12 июля 1999г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих»).
Материальная ответственность за вред, причиненный третьим лицам (гражданам, юридическим лицам) регулируется нормами ГК РФ.
В соответствии с гражданским законодательством в случае причинения гражданским служащим имущественного вреда гражданам или юридическим лицам обязанность компенсации за причиненный материальный ущерб возлагается на государственный орган.
Глава 59 ГК РФ устанавливает обязательства вследствие причинения вреда.
На основании ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Обязанность возмещения вреда может быть возложена и на лицо, не являющееся причинителем вреда (государственный орган).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине, но может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственных принципов общества.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконный действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
IV. Уголовная ответственность гражданских служащих устанавливается Уголовным кодексом РФ (далее УК РФ).
Гражданские служащие могут быть привлечены к уголовной ответственности как граждане Российской Федерации, на общих основаниях, и как должностные лица, за преступления, совершенные в процессе осуществления своих должностных полномочий.
Таким образом, на гражданских служащих может быть возложена специальная уголовная ответственность.
Отличительной особенностью преступлений, совершаемых гражданскими служащими, от других категорий уголовных преступлений является злоупотребление властью с целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления.
В УК РФ выделяется ряд составов преступлений, в которых субъектами преступлений являются гражданские служащие, они установлены гл. 30 УК РФ.
Статьей 285 УК РФ установлена ответственность за злоупотребление должностными полномочиями. Преступлением признается использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства и наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
Статьей 286 УК РФ предусматривается ответственность гражданского служащего за превышение должностных полномочий, т.е. за совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
В статье 287 УК РФ установлена ответственность за отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ. Данное преступление предполагает неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думе Федерального Собрания РФ или Счетной палате РФ. Ответственность применяется к гражданским служащим, которые обязаны предоставлять такую информацию.
За присвоение полномочий должностного лица ответственность устанавливается в ст. 288 УК РФ. Преступлением признается присвоение гражданским служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.
Статьей 17 Закона о гражданской службе установлен запрет для гражданских служащих заниматься предпринимательской деятельностью, при нарушении данного запрета к гражданскому служащему будут применяться меры дисциплинарной ответственности, а при незаконном участии гражданского служащего в предпринимательской деятельности применяются нормы ст. 289 УК РФ. Под незаконным участием в предпринимательской деятельности понимается учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с представлением такой организации льгот и преимуществ или покровительством в иной форме.
Одним из наиболее часто совершаемых преступлений гражданскими служащими является получение взятки, ответственность за его совершение установлена ст. 290 УК РФ.
Преступлением признается получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Применяя нормы данной статьи, важно учитывать отличие взятки от обычного подарка, так, например, подарок, стоимостью не превышающий 5 МРОТ, не будет являться взяткой (см. ст. 575 ГК РФ).
Ответственность за дачу взятки установлена в ст. 291 УК РФ.
В указанной статье предусмотрены два варианта взятки:
1) дача взятки должностному лицу лично или через посредника;
2) дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие).
Причем во втором случае устанавливается более суровая ответственность.
Субъектом преступления может быть любое физическое лицо, в т.ч. и гражданский служащий.
Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщало органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
В статье 292 УК РФ установлена ответственность за совершение служебного подлога, который выражается во внесении гражданским служащим в официальные документы заведомо ложные сведения, а равно о внесении в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.
За халатность гражданского служащего ответственность предусматривается в ст. 293 УК РФ. Под халатностью следует понимать неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей, недобросовестное или небрежное отношение к службе. Обязательным условие привлечения к уголовной ответственности за халатность является тот факт, что совершенное действие (бездействие) повлекло за собой существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.
Помимо указанных видов преступлений, за которые гражданские служащие могут быть привлечены как должностные лица, в КУ РФ устанавливаются также иные виды преступления, за которые гражданские служащие привлекаются к уголовной ответственности: отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140 УК); воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участия в них (ст. 149 УК РФ); регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ); контрабанда (ст. 188 УК РФ); провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ).
7. Гарантии и компенсации на государственной службе
Помимо наделения гражданских служащих правами, обязанностями и ответственностью, гражданским служащим для эффективного осуществления своей деятельности предоставляются гарантии и компенсации.
Под гарантиями и компенсациями следует понимать различного рода денежные вознаграждения дополнительных затрат более высокой стоимости жизни, возникающих с выполнением гражданскими служащими служебных заданий.
В главе 11, ст. 52, 53 Закона о гражданской службе сформированы правовые и экономические гарантии гражданским служащим.
Для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных законодательством, гражданским служащим гарантируются:
1) равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы, если иное не установлено федеральным законом;
2) право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;
3) условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом.
Данная гарантия устанавливается ТК РФ.
К условиям, обеспечивающим исполнение гражданскими служащими должностных обязанностей, относятся:
а) исправное состояние техники, включая обеспечение техникой;
б) своевременное обеспечение документацией и информацией, необходимой для исполнения своей функции;
в) надлежащее качество техники и материалов;
г) своевременное обеспечение рабочего места энергией;
д) безопасные и здоровые условия труда, включая обязанность администрации соблюдать нормы по технике безопасности, освещенности, отопления, вентиляции, устранения вредных последствий шума, излучения и других факторов, отрицательно влияющих на здоровье государственного служащего.
Следует отметить, что в отдельных органах государственной власти обеспечить безопасные условия службы не всегда представляется возможным. Например, военная и правоохранительная государственные службы всегда сопряжены с риском для жизни и здоровья, поэтому специальными нормативными правовыми актами устанавливаются дополнительные компенсации для данных категорий служащих;
4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков.
5) медицинское страхование гражданского служащего и членов его семей, в т.ч. после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет, в соответствии с федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих РФ;
6) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания,при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения в соответствии с федеральным законом;
Информация о работе Правовое положение (статус) государственных гражданских служащих