Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:13, курсовая работа
Так как мы являемся гражданами Российской Федерации, нас в первую очередь должны интересовать ответы на данные вопросы, данная тема должна быть одной из самых актуальных в настоящий момент. И ответы на данные вопросы также являются целью данной работы.
Следовательно, можно выделить следующие задачи данной работы:
Определить историю возникновения правового государства;
Дать понятие правового государства, выделить принципы и предпосылки возникновения правового государства;
Выделить признаки правового государства в России и проблемы формирования.
Введение. 3
Глава 1. Развитие учения о правовом государстве. 5
1.1. Античность 5
1.2. Средневековье 7
1.3. Новое время 8
Глава 2. Понятие, принципы и условия возникновения (формирования) правового государства. 11
2.1. Понятие правового государства. 11
2.2. Принципы правового государства. 12
2.3. Условия возникновения правового государства. 20
Глава 3. Правовое государство в Российской Федерации и проблемы его формирования. 23
Заключение. 29
Список используемой литературы. 30
Выражением политического плюрализма в любом правовом государстве является многопартийность. Именно многопартийность создаёт условия, которые препятствуют монополии на власть какой-либо определённой политической партии, выражающей интересы одной группы. Создание партий является результатом существования в обществе различных взглядов, мыслей и т.д. И у каждой партии должны быть равные права в достижении обеспечения интересов социальных групп, которые они представляют.
Но как политический так и идеологический плюрализм имеют свои ограничения. Не все партии и идеологии имеют право на существование. В п.5 ст.13 Конституции РФ закрепляется то, что запрещено создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.17
Также необходимо рассматривать
такой принцип правового
Также к числу принципов
правового государства
Путь к формированию правового государства достаточно долгий и трудный. Многие государства сотни лет шли по этому пути. Построение правового государства должно опираться на состояние общества и экономики, на тщательную и продуманную стратегию.
Где же может возникнуть правовое государство и на чём оно должно основываться? Правовое государство возникает в таком обществе, где высоко развиты демократические, правовые и культурные традиции. То есть в обществе не может быть правового государства, где демократия, право и культура не являются основными ценностями.
Уровень и духовной и политической культуры должен быть высоко развит для того, чтобы появилось правовое государство. Культура даёт человеку понять, что он свободен, свободен от догм и стереотипов. Но если культуры нет, свобода превращается в неограниченную вседозволенность, а следом за ней организованные митинги и демонстрации превращаются в массовые беспорядки, нравственные и религиозные убеждения в фанатизм. Если не будет прогресса массовой и индивидуальной культуры все реформы, как правовые так и любая другая, будут обречены на провал.
В современном мире
духовная культура всё больше
пронизывается гуманизмом и
Для формирования правового
государства необходимо наличие
рыночной экономики, доминирование
«среднего» класса и наличие высокого
материального обеспечения
Если в государстве господствует экономика, где господствует монополия, то там есть и монополизация политики (доминирование одной партии, идеологии и т.д.). Государство должно создать основы конкуренции. Кроме того, в нём должна отсутствовать централизованная, административно-приказная система управления, которая препятствует развитию рыночной экономики.
Высокий уровень материального обеспечения населения возможен при условии наличия рыночной экономики, оптимального развития производственных сил, отношениями собственности на продукты и средства производства.
Ещё одним немаловажным условием возникновения и существования правового государства можно считать демократию и политический плюрализм. Именно существование демократической политической системы является важнейшей предпосылкой правовой государственности. Демократия отвергает монополию одной партии, и принимает идейный и политический плюрализм. Демократическое государство проводит всеобщие выборы представительных органов власти для выявления различных политических интересов своих граждан.
Деидеологизация общества также считается важнейшим условием существования правового государства. Если в обществе присутствует тотальная идеологизация, то не может идти никакой речи о правовом государстве. Она вредна обществу из-за того, что деформирует его культурный уровень, нравственность. Может превратить религиозные убеждения в фанатизм, она отвергает плюрализм мнений и альтернативы, общечеловеческие ценности. Следовательно, общество, где существует данный фактор, лишено динамизма. Оно отгораживается от остального мира, вследствие чего, начинает отвергать дары цивилизации и других культур. А если власть подвергается сверхидеологизации, то появляется политика, лишённая какой-либо здоровой правовой и нравственной основы.
А основой правового общества является деидеологизация важнейших государственных институтов, науки, культуры и иных сфер общественной жизни, наличие идейного плюрализма.
На основе всего вышесказанного
можно сделать вывод, что правовое
государство предполагает достаточно
высокий уровень
Формирование правового
государства требует тщательно
продуманной стратегии и
Согласно статье первой Конституции Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года, наше государство является правовым20. Это результат многолетней борьбы за то, чтобы укоренить идею правовой государственности в России. Идея и даже некоторые шаги к её осуществлению были предприняты и в дооктябрьский период и в послеоктябрьский. Подготовка первых конституционных проектов началась ещё при Александре I. А при Александре II был разработан проект конституции. После в период после 1917 г. по 60-е года идею правовой государственности можно сказать забыли. Далее она вновь возродилась в период 60-х годов и последнего десятилетия существования СССР. Причиной этого были: ликвидация однопартийной системы, реформирование судебных органов, объективные потребности общества в утверждении принципов свободы и права во всех сферах жизни общества и т.д.
У России, как и у остальных
государств, свой индивидуальный путь
к становлению правовой государственности.
И на данный путь оказали большое
влияние особенности
В действующей Конституции Российской Федерации закрепляются и признаются три основных свойства правовой государственности:
Также можно говорить об
основах формирования гражданского
общества в России. Согласно статьям
8 и 9 признаются и защищаются в равной
мере частная, государственная, муниципальная
и иные формы собственности (земля
и различные природные ресурсы)
Согласно Конституции в России провозглашается идейный и политический плюрализм. Это выражается в статье 13 Конституции Российской Федерации, согласно которой, полностью отвергается господство какой-либо идеологии и партии. Признаётся идеологическое, политическое многообразие (многопартийность), равенство общественных объединений перед законом.
Конституция России провозглашает естественные, прирожденные и неотчуждаемые права и свободы человека. И опирается на них в своей регламентации основных положений.
Также большое значение на формирование правовой государственности в России оказывает тот факт, что, согласно статье 15 Конституции РФ, принципы и нормы международного права и международные договоры признаются частью российской правовой системы. Кроме того признаётся некое доминирование международных договоров над Конституцией.
В любом правовом государстве разделение властей – основополагающий принцип. Россия – не исключение. Согласно статье 10, государственная власть в Российской Федерации разделяется между тремя ветвями власти законодательной, исполнительной и судебной. У каждой ветви власти есть свои высшие органы власти. Законодательная – Федеральное Собрание. Исполнительная – Правительство и Президент. Судебная.
Но, несмотря на то, что сделаны огромные шаги к становлению правой государственности в России, нашу страну нельзя в полной мере назвать правовой. На это есть ряд причин, которые присущи именно России.
Одна из них, это то, что
в России понятие гражданское
общество носит некий абстрактный
характер. Оно только встало на путь
своего формирования. На данный момент
можно говорить о безразличии
населения к различным
Другая причина заключается в том, что в стране отсутствует развитая рыночная экономика. Хотя и сделаны достаточно значительные шаги к её становлению (признание различных форм собственности, сформированы субъекты рыночной экономики и т.д.). Но, несмотря на то, что Россия является одной из богатейших стран в плане природных ресурсов, наблюдается спад производства, растёт безработица и т.д. Сельское хозяйство находится в застоявшемся состоянии.
Основная же причина, которая не даёт полностью сформироваться правовому государству в России, является кризис в состоянии политической системы. Это выражается в нестабильности разделения властей, отсутствии правильно действующей системы сдержек и противовесов.
Российская современная система сдержек и противовесов носит несбалансированный и ассиметричный характер. Это даже можно увидеть в Конституции Российской Федерации. Особенно данная нестабильность и противоречивость выражается в явном перекосе в пользу полномочий Президента.
Согласно Конституции, у Президента достаточно широкий круг прав, он охватывает все сферы и направления осуществления и организации государственной власти в стране. В статье 11 можно увидеть выделение Президента в некую отдельную власть и даже возвышение её над законодательной, исполнительной и судебной.
Статьи 83, 111 и 112, 16 и 117 наделяют Президента широкими полномочиями в области исполнительной власти и вопросах формирования и отставки Правительства.22
Следовательно, всё вышесказанное приводит к существенным противоречиям в системе разделения властей.
Кроме того, отсутствует
надлежащий баланс в отношениях между
исполнительной властью и законодательной.
Так Президент может