Правоведение. Виды административных правонарушений на Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:17, реферат

Описание работы

В борьбе с правонарушениями основные усилия направлены на профилактику этих проступков и на устранение причин, их порождающих. Однако это не исключает возможности использования правовых санкций в отношении лиц, виновных в совершении административных правонарушений. Именно посредством административных взысканий, наряду с другими мерами, обеспечивается превенция административных проступков.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………2

Понятие правонарушения ………………………………………………………3

Состав и виды правонарушения ………………………………….……………7

Ответственность за правонарушения ………………………….……………..16

Заключение…………………………………………………..………………….. 19

Список используемой литературы ……………………………………………..21

Работа содержит 1 файл

Право.docx

— 35.49 Кб (Скачать)

Способность собственными действиями приобретать  права и нести обязанности, включая  ответственность, присуща человеку, обладающему качеством личности, то есть индивидууму, имеющему достаточный  уровень сознания и воли, благодаря которым он может занять определенную общественную позицию, разумно оценивая свое и чужое поведение. 

Закон признает ответственными субъектами правонарушений дееспособных и вменяемых, т.е. всех лиц, достигших определенного возраста и обладающих полноценной психикой. Малолетние и психически больные  не обладают необходимым сознанием  и волей, чтобы осознанно разрешать  те или иные жизненные ситуации: дети - вследствие недостаточного психического и физического развития, а душевнобольные - вследствие патологического развития (слабоумия) или деградации сознания (душевная болезнь). 

Закон устанавливает различные возрастные границы деликатной правосубъектности. Так, уголовная ответственность  наступает по достижении 16 лет, а  за отдельные виды преступлений - с 14 лет; административная ответственность - с 16 лет; ответственность по трудовому  праву - с момента заключения трудового  договора или членства в колхозе, т.е. с 16 лет, и в исключительных случаях  с 15 лет; по гражданскому законодательству ответственность в полном объеме возникает с 18 лет и частичная - с 15 лет. 

Неодинаковый  возраст ответственности устанавливается  с учетом степени общественной опасности  правонарушений, значимости тех благ, на которые они посягают. 

Субъективная  сторона административного проступка - это внутреннее, психологическое  отношение лица к совершаемому им общественно вредному деянию и его  последствиям. Её психологическое содержание раскрывается с помощью таких  юридических признаков, как вина, мотив и цель, представляющих различные формы психической активности, органически связанные между собой и зависимые друг от друга  

Отдельное правонарушение - конкретное явление  реальной действительности. Но правонарушения не единичны. Они составляют определенную совокупность их видов. Наиболее разработанным, получившим научное определение, является такой вид правонарушений, как  преступность. 

Преступность  определяется как относительно массовое, исторически изменчивое, социальное, имеющее уголовно-правовой характер, явление общества, слагающееся из всей совокупности преступлений, совершаемых  в соответствующем государстве  в определенный период времени. 

В принципе это определение можно отнести  ко всей массе правонарушений, для  этого из него надо исключить особенное, присущее особой группе правонарушений - преступлениям. В этом случае правонарушения могут быть определены как исторически  изменчивое, антисоциальное явление  общества, состоящее из совокупности всех нарушений права в определенный период времени в соответствующем  регионе. Структура правонарушений характеризуется соотношением видов (групп) правонарушений, классифицируемых по различным основаниям и признакам: характеру регулируемых отношений, степени общественной опасности, субъектам, распространенности (по количеству, времени, регионам) и др. 

Подобная  классификация всей массы правонарушений по многочисленным критериям возможна по мере развития соответствующих исследований в отдельных областях права и  широкого использования компьютерной техники. 

Применительно к областям регулируемых отношений  правонарушения различаются соответственно отраслям законодательства: гражданские, трудовые, уголовные, административные, процессуальные и др. 

С учетом общественной опасности правонарушения принято делить на две группы:

  1. преступления
  2. иные правонарушения (проступки, деликты) - административные, дисциплинарные, гражданско-правовые.
 

В связи  с этим разделением встает проблема разграничения уголовных преступлений и административных проступков, поскольку  провести границу между ними весьма и весьма не просто. 

Эта проблема приобретает наибольшую актуальность именно сейчас, когда готовится проект нового уголовного законодательства. Сложность этой задачи состоит в  том, что речь идет о сходных по своему характеру явлениях. И решаться она должна не иначе как в соответствии с законом, не нарушая основных принципов  законодательства и не входя в  противоречие с нормами международного права. 

Из сопоставления  соответствующих статей Уголовного законодательства и Законодательства об административных правонарушениях  видно, что и преступления и административные правонарушения посягают на одинаковые по своему характеру объекты, именно в этом, прежде всего состоит общественная опасность - признак, определяющий их материальную сущность. Задачи административного  и уголовного законодательств состоят  в охране от посягательств одних  и тех же объектов. 

Закон Украины «О внесении изменений и  дополнений в Кодекс Украины об административных правонарушениях» от 15.11.1994г. определяет меры воздействия, применяемые к  несовершеннолетним: 

  1. обязательство публично или в иной форме попросить  прощения у потерпевшего;
  2. предупреждение;
  3. выговор или строгий выговор;
  4. передача несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам, заменяющим их, или под надзор педагогическому, трудовому коллективу с их согласия, а также отдельным гражданам по их просьбе.
 

Ст. 40 определяет возложенные обязанности на несовершеннолетнего  возместить причиненный ущерб ( если он достиг 16-летнего возраста и имеет  самостоятельный заработок, а сумма  ущерба не превышает минимального размера  заработной платы). За несовершеннолетних, не достигших 16-летнего возраста, ущерб  возмещают родители. 

Совершение  несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет правонарушения, ответственность  за которое предусмотрена настоящим  кодексом (КоАП), влечет наложение штрафа в сумме от 2 до 4 минимальных размеров заработной платы на родителей или  лиц, их заменяющих. 

Принципиальное  различие между преступлением и  административным проступком заключается  в различной степени их общественной опасности. Эта степень определяется интенсивностью посягательства, реально  наступившими или потенциально опасными общественными последствиями. 

Вот тот  критерий, по которому можно и должно разграничивать проступки и преступления. Будучи совершенным даже при определенных отягчающих обстоятельствах, административный проступок не может квалифицироваться как преступление, если его качественная определенность и степень его общественной опасности не выходят за границы проступка. Если же степень его общественной опасности существенно повышается и достигает уровня преступления, то он должен признаваться таковым и влечь за собой уголовную ответственность. 

Вопрос  о том увеличивает ли повторное  совершение административного проступка  общественную опасность деяния и  личности нарушителя настолько, чтобы  повлечь за собой изменение юридической  природы самого проступка и служить  основанием для признания его  преступлением, и, следовательно, для  применения к виновному уголовного наказания должен быть решен в  отрицательную сторону. Совершение лицом правонарушения повторно может  быть отнесено лишь к обстоятельствам, отягчающим ответственность за административные правонарушения, преступление не есть сумма проступков. Наличие административного  взыскания за предшествующий проступок  может относиться лишь к личности правонарушителя, и никак не повышает степени общественной опасности. Кроме  того, согласно общему принципу права "лицо, подвергнутое в установленном  законом порядке наказанию, не может  быть наказано за то же деяние 

Кроме приведенного выше разделения по степени  общественной опасности существуют и другие основания классификации  правонарушений. Основываясь на наличии  экономических, социальных, политических отношений общества, различают три  вида правонарушений: в области экономических  отношений (собственность, труд, распределение  и др.), в области социально-бытовых  отношений (семья, быт, общественный порядок), в сфере управления (деятельность государственного аппарата, общегражданские  обязанности). Возможна классификация  правонарушений и по иным критериям (например, в научных целях). Так, можно различать правонарушения, посягающие на духовные или материальные блага, общественные или личные интересы, правонарушения в сфере нормотворческой или правоприменительной деятельности и т.д. 

Каждая  классификация в известной степени  условна, поскольку между различными правонарушениями проявляется определенная связь. Так, совершение правонарушения одним человеком может предопределить совершение правонарушения другим человеком  или несколькими людьми. Одно и  то же деяние может нарушить нормы  нескольких отраслей законодательства и одновременно влечь несколько  различных санкций, например, виновное повреждение здоровья гражданина собственником  автомобиля влечет гражданско-правовую обязанность по возмещению материального  вреда, административную (лишение водительских прав) и уголовную ответственность. Существует также и психологическая  связь правонарушений: безнаказанность  за совершение сравнительно мало опасных (гражданских, трудовых, административных) правонарушений создает уверенность  в безответственности и безнаказанности  для правонарушителя и других лиц, повинных в них, создает почву  для совершения более опасных  правонарушений, в том числе и  преступлений. 

С учетом общих признаков правонарушений, связи между их видами, а также  системы правовых норм, определяющих, какие деяния квалифицируются в  качестве правонарушений, и устанавливающих  ответственность за их совершение, возникает вопрос о возможности  рассматривать совокупность всех правонарушений как единую сложную систему. 

Признание системной взаимосвязи преступности и других правонарушений обосновывается исследованиями, которые обнаруживают связь аморальных поступков, близких  к составу административного  проступка, который в свою очередь моделирует состав преступления. Выявляются также тесные связи и взаимные влияния отдельных правонарушений, что позволяет рассматривать и изучать причины, общие для всех правонарушений. 

Имеет смысл говорить о правонарушении не только как о нарушении нормы  права, но и как о нарушении  социальных интересов и справедливости. Характеристика правонарушения как  нарушения нормы права уже  рассматривалась выше и была признана неотъемлемость этого признака, так  как его отсутствие означает одновременно и отсутствие правонарушения. Деяние, не противоречащее социальным интересам  и справедливости не всегда противоправно, так как для права существует два вида социальных интересов: юридические  значимые и не .-учитываемые правом. 

  1.   Ответственность  за правонарушения
 

Рассмотрим  юридическую ответственность. Юридическая  ответственность – это мера государственного принуждения за совершенные правонарушения, связанная с претерпеванием виновным лишений личного, имущественного или  организационного характера. 

Основанием  для привлечения к юридической  ответственности являются:

  1. факт совершения правонарушения;
  2. наличие в деяниях правонарушителя состава правонарушения.
 

Признаками  юридической ответственности являются:

  1. все меры юридической ответственности предусмотрены законом, правовыми нормами;
  2. применяется только тогда, когда совершено деяние, противоречащее закону;
  3. осуществляется органами государства;
  4. выражается в лишении правонарушителя определенных благ, ценностей, возможностей;
  5. выражает осуждение правонарушителя именно государством.

Юридическая ответственность бывает:

  1. дисциплинарная – наступает за нарушение трудовой дисциплины;
  2. материальная – состоит в возмещении убытка, причиненного предприятию, учреждению, организации;
  3. гражданская – наступает в основном за неисполнение договорных обязательств, за причинение вреда;
  4. административная – наступает за совершение административного правонарушения, предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях;
  5. уголовная – наступает за совершение преступления, предусмотренного Уголовным Кодексом.

Основы  юридической ответственности лица закреплены следующими статьями Конституции  Украины:

Информация о работе Правоведение. Виды административных правонарушений на Украине