Правопреемство РФ в части международных обязательств и прав после СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 15:38, контрольная работа

Описание работы

Изменения, происшедшие в Восточной Европе в конце 80-х – начале 90-х годов, привели к возникновению целого ряда государств-преемников, большая часть которых образовалась в результате распада СССР. Проблема правопреемства государств обрела новую актуальность и стала предметом дискуссий между юристами, особенно европейскими.
Вопросы, связанные с прекращением существования Советского Союза, новые государства попытались решить, как правило, в рамках СНГ, который они образовали в момент распада Советского Союза. Это не означает, что международное сообщество не оказало никакого влияния на регулирование данного процесса, в особенности в связи с той ролью, которую играл на мировой арене СССР. Однако поиск международно-правовых решений осуществлялся главным образом самими государствами-преемниками.

Работа содержит 1 файл

РФ ПЕРЕД СССР.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

Особенностью процесса правопреемства государств в связи с распадом СССР был континуитет России, то есть признание России продолжателем международно-правовой личности СССР. Российская Федерация выступала и выступает одновременно как "государство-продолжатель" СССР в отношении одной категории прав и обязанностей и как государство-преемник в отношении другой категории прав и обязанностей.

Практика правопреемства государств в связи с распадом СССР проявила опасную брешь в институте  правопреемства государств: неурегулированность  вопроса о ядерном оружии прекратившего существование государства-предшественника, что может явиться причиной нежелательных и даже катастрофических последствий.

Для решения данной проблемы целесообразно, чтобы вопрос о судьбе ядерного оружия государства-предшественника, прекратившего существование, рассматривался и разрешался во взаимосвязанности и взаимозависимости с вопросом о правопреемстве в отношении Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 года.

 

При правопреемстве, возникающем в  результате полного разделения (распада) "ядерной" державы, решение вопроса о судьбе ядерного оружия наряду с решением вопроса о правопреемстве в отношении прав и обязанностей, вытекающих из Договора о нераспространении ядерного оружия, в полной мере будет оправдано, ибо результатом разрешения первого вопроса связано решение о том, в каком качестве должны выступить те или иные составные части бывшей "ядерной" державы в Договоре 1968 года.

В связи с этим следует внести отдельную норму как в Венскую  Конвенцию о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 года, так и в Договор 1968 года, в соответствии с которой на основе определённых критериев, выработкой которых должны заняться на официальном уровне, разрешался бы вопрос о признании за одним из государств-преемников "ядерной" державы – прекратившего существование государства-предшественника статуса "ядерного" государства, с разрешением, соответственно, всех вопросов, связанных с ядерным оружием, размещённым на территориях других государств-преемников – бывших составных частей государства-предшественника, а также вопроса о продолжении прав и обязанностей выбывшей "ядерной"державы, вытекающих из Договора о нераспространении ядерного оружия.

Необходимо своевременно проводить мероприятия, дающие полную информацию о внешнем государственном долге и государственной собственности, находящейся за рубежом, о пассивах и активах государства-предшественника, чту даст возможность государству-преемнику (государствам-преемникам) более полно представить и правильно оценить ситуацию, обеспечивая принцип равноправия в межгосударственных отношениях при правопреемстве, чтобы не допустить повторения практики правопреемства государств в связи с распадом СССР при разрешении этих вопросов

Российская доктрина права международных договоров 

О применении правил международных  договоров РФ говорится в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, а также в  ст. 5 Закона "О международных договорах Российской Федерации". Помимо международных договоров составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права. Иными словами, Конституция РФ включает общую правовую норму, заключающуюся в установлении во внутреннем праве Российской Федерации определенного обязательства о придании международно-правовым нормам силы внутригосударственного действия.

Право международных договоров  представляет собой отрасль международного права, состоящую из норм и принципов, регламентирующих создание, действие и прекращение международных договоров.

Необходимо отметить, что право  международных договоров как  отрасль международного права является одной из самых кодифицированных. Первый кодификационный акт в области права международных договоров был принят в 1928г. на Конференции американских государств – Гаванская конвенция о договорах, которая носила региональный характер, т.к. действовала лишь в Латинской Америке.

Международные договоры способствуют развитию международного сотрудничества в соответствии с целями Устава Организации Объединенных Наций, которые определены в ст. 1 как:

1) поддержание международного мира  и безопасности и принятия  с этой целью эффективных коллективных  мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проведение мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживания или разрешения международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;

 

2) развитие дружественных отношений  между нациями на основе уважения  принципа равноправия и самоопределения  народов, а также принятие других  соответствующих мер для укрепления  всеобщего мира;

3) осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

На специально созванных международных конференциях в рамках Комиссии международного права при ООН были разработаны Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. и Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. Эти и другие документы регламентируют порядок заключения, исполнения и прекращения действия международных договоров.

Международный договор определен  в Венской конвенции как международное  соглашение, заключенное между  государствами и/или другими субъектами международного права в письменной или устной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном или нескольких документах, а также независимо от его конкретного наименования. Международные договоры могут иметь самое различное наименование (пакт, конвенция, протокол, соглашение и т.д.); юридическая сила договора, как это подчеркивается Конвенцией, не зависит от его наименования.

Объектом международного договора являются отношения субъектов международного права по поводу материальных и нематериальных благ, действий и воздержаний от действий. Любой объект международного права может быть объектом международного договора, причем сами государства должны определять в каждом конкретном случае, что должно быть объектом международного договора. Как следует из международной практики, любой вопрос, как относящийся к международным делам, так и входящий во внутренние дела государства, может стать объектом международного договора. Как правило, объект договора отражается в наименовании договора.

Под целью международного договора понимается то, что стремятся осуществить  или достигнуть субъекты международного права, заключая договор. Договор является тем средством, с помощью которого государства и другие субъекты международного права осуществляют поставленную перед собой цель.

Считается, что все субъекты международного права могут заключать международные  договоры в силу присущей им правоспособности. Однако такая правоспособность ограничена основными принципами международного права и другими императивными нормами. Основные (суверенные или первоначальные) субъекты международного права (такие как государства) вправе заключать договоры практически по любому вопросу, могущему быть предметом международно-правового регулирования. Однако правоспособность производных субъектов международного права (межправительственных международных организаций) ограничена их учредительными документами, в частности уставами.

Международным договорам также  принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств.

Расширение договорных связей России с другими странами обусловило необходимость  совершенствования внутригосударственного законодательства, регламентирующего  заключение ею международных договоров.

Как уже было сказано, одним из важнейших  актов российского законодательства в этой области является Федеральный  закон "О международных договорах  РФ". Он основан на положениях Конституции  РФ 1993г. и обычных норм договорного права, кодифицированных в Венских конвенциях о праве международных договоров (1969г.) и о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (1986г.).

Международные договоры могут заключаться  как в письменной, так и в устной форме, однако Венские конвенции о праве договоров 1969г. и 1986г. регламентируют порядок заключения, исполнения и прекращения только письменных договоров. В отношении устных договоров (так называемых "джентльменских соглашений") нормы международного права не кодифицированы и представлены международными обычаями.

В международной практике применяются  и другие письменные акты, в которых  находят отражение согласованные  позиции государств по различным  вопросам международных отношений. Так, в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) действуют такие документы в письменной форме, как Заключительный акт 1975г. и Парижская хартия для новой Европы 1990г. Эти документы внешне напоминают договоры, однако государства – участники СБСЕ выразили пожелание не придавать им форму договоров. Это подтверждается, в частности, тем, что документы не подлежали регистрации в Секретариате ООН, хотя такое требование и содержится в ст. 102 Устава ООН.

Двусторонние договоры принято  составлять на языках обеих договаривающихся сторон, причем тексты на обоих языках имеют одинаковую юридическую силу.

Многосторонние международные  договоры составляются, как правило, на одном или нескольких языках. На остальные языки делаются официальные  переводы, которые обязан заверить депозитарий договора и передать затем участникам договора. Например, Устав ООН составлен на пяти языках, которые считаются официальными языками Организации Объединенных Наций: русском, английском, французском, испанском, китайском. Только тексты на этих языках являются официальными текстами Устава, остальные тексты представляют собой заверенные переводы.

Структура международных договоров, как правило, не сильно отличается от структуры обычных, национальных договоров. Международные договоры состоят из преамбулы, в которой обычно указываются цели заключения данного договора, стороны договора; центральной части, в которой перечисляются предмет договора, права и обязанности сторон, и заключительной части, в которой предусматриваются условия вступления договора в силу, срок его действия, порядок прекращения. Иногда договоры сопровождаются приложениями, в которых содержатся нормы, поясняющие основной текст, правила процедуры, разрешение споров, которые имеют одинаковую юридическую силу и применяются с учетом каждой из них.

 

 

 

 Правопреемство государств на территории бывшего СССР в отношении государственных долгов

 

Правопреемство в отношении  государственных долгов является одной  из сложнейших проблем правопреемства на территории бывшего СССР. Применительно к ней, как ни к какой другой области правопреемства, за исключением договоров по правам человека и ядерному оружию, решающее значение приобрел политический фактор. Это объяснялось непредсказуемостью ситуации после распада Советского Союза и вполне обоснованной озабоченностью государств-кредиторов по поводу выполнения финансовых обязательств бывшего СССР.

Государственный долг бывшего СССР включает внешние и внутренние долговые обязательства. Оценка структуры внутренних долгов представляет наибольшую сложность. В этом отношении ставилась задача определить задолженность Правительства бывшего СССР населению, министерствам и ведомствам союзных республик по средствам, изымавшимся на нужды союзного бюджета, и сопоставить ее со встречной задолженностью республиканских бюджетов. Однако работа по выявлению этой задолженности не велась под предлогом огромной инфляции и введения новыми государствами своих национальных валют.

Правопреемство в отношении  внутренних долговых обязательств в  рамках СНГ регулировалось Соглашением о принципах и механизме обслуживания внутреннего долга бывшего СССР от 13 марта 1992 г. Данное Соглашение устанавливало цель возместить населению значительные денежные потери, понесенные им в результате экономического кризиса, сопровождавшего распад СССР. В соответствии с Соглашением к государственному внутреннему долгу относилась задолженность Правительства бывшего СССР населению по остатку вкладов в сберегательных банках, по выпущенным государственным займам выпуска 1982 и 1990 гг., включая начисленную компенсацию, доходы и проценты по ним, сумма компенсации на взносы граждан по долгосрочным договорам страхования, а также другие задолженности Госбанку СССР, Госстраху СССР и Сберегательному банку СССР по средствам, использованным для финансирования союзного бюджета.

При распределении внутреннего  долга в качестве основного критерия был применен территориальный принцип, иными словами, стороны приняли  обязательства по погашению долга  перед населением в суммах пропорционально  остатку задолженности, числящейся на 1 января 1991 г. на балансах учреждений Сбербанка СССР на территории каждого из государств- участников. Раздел остальной части задолженности проводился на основании интегрированного показателя: в расчет принимались соответствующие доли каждой из сторон в производственном национальном доходе и использованном объеме централизованных капитальных вложений из Союзного бюджета на территории каждой из сторон в среднем за 1986- 1991 гг. Начиная с 1 января 1991 г. все расходы по обслуживанию внутреннего долга производились сторонами за счет их государственных бюджетов.

Недостаточно глубокой анализ всех аспектов, оказавших влияние на формирование внутреннего долга, на фоне общего экономического кризиса, поставил некоторые республики в менее выгодное положение. Отказ прибалтийских республик от участия в переговорном процессе по правопреемству также осложнял ситуацию. Однако наиболее пострадавшей стороной стало население, в массе своей понесшее невосполнимые материальные убытки.

Информация о работе Правопреемство РФ в части международных обязательств и прав после СССР