Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:01, контрольная работа
Первоочередная задача – определить правовой статус Правительства Российской Федерации. Прежде всего, здесь следует сделать акцент на том, что Правительство возглавляет систему органов исполнительной власти и является коллегиальным органом. Также здесь необходимо дать характеристику Правительства Российской Федерации по Конституции Российской Федерации, как основному закону страны, обладающему высшей юридической силой.
Введение 3
Глава 1. Правительство Российской Федерации в системе органов государственной власти 5
1.1 Разделение властей и Правительство 5
1.2 Система федеральных органов исполнительной власти 8
Глава 2. Структура правительства РФ 10
2.1 Состав Правительства Российской Федерации 10
2.2 Порядок формирования Правительства РФ 14
2.3 Срок полномочий и отставка 16
Глава 3. Компетенция правительства РФ 18
3.1 Полномочия правительства 18
3.2 Функции правительства 21
3.3 Реформа в федеральных исполнительных органах 23
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Приложения:
Приложение 1. Структура Правительства Российской Федерации 32
Приложение 2. Состав Правительства Российской Федерации 33
Приложение 3. Структура федеральных органов исполнительной власти 34
Согласно Конституции РФ в сферу полномочий Правительства РФ входит осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.[50]
Правительство решает вопросы, связанные с финансированием правоохранительных органов, обеспечением деятельности органов судебной власти, проводит анализ состояния законности в стране и эффективности борьбы с преступностью.
Таким образом, Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по реализации государственной политики практически во всех сферах жизни общества, а также организации деятельности самой системы исполнительной власти, что позволяет говорить о нем как об органе общей компетенции в отличие от других федеральных органов исполнительной власти. Деятельность правительства носит подзаконный характер. Она осуществляется во исполнение законов и предполагает подзаконное нормотворчество, а также участие в законотворческом процессе.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.[51]
Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ, определяются указом Президента РФ, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ, – постановлением Правительства РФ.
Управление государственным аппаратом является одной из основных функций правительства. Правительство не только играет решающую роль в деле комплектования всего государственного аппарата, но и руководит его деятельностью через министерства, департаменты, штабы и другие ведомства.
Исполнение законов по Конституции – важнейшая функция правительства. Правительству вверяется исполнительная власть, т.е. ему вменяется в обязанность заботиться о должном исполнении законов, принимаемых парламентом.
Контроль над законодательной деятельностью парламента фактически превратился в самостоятельную функцию правительства.
Одним из важных вопросов деятельности Правительства является нормотворчество.
В Конституции РФ говорится, что на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ, Правительства РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.[52] Этим определяется подзаконный характер актов, издаваемых Правительством, обязательность их соответствия Конституции, законом и нормативным указам Президента РФ.
В соответствии со ст. 104 Конституции РФ Правительство России обладает правом законодательной инициативы, которая означает, что оно может самостоятельно подготавливать проекты законов и выносить их на рассмотрение в Государственную Думу.[53]
Правовые акты Правительства являются важным звеном правовой системы России, и их основные формы устанавливаются в Конституции. Решение по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.
Необходимо отметить, что, устанавливая правовые формы актов, издаваемых Правительством РФ, Конституция РФ в то же время возлагает на Правительство обязанность обеспечивать их исполнения. Это помогает их оперативному и точному практическому внедрению, поскольку чаще всего тяжесть исполнения падает на те же органы исполнительной власти, которые подготавливают соответствующие акты.
Федеральным конституционным законом о Правительстве РФ установлено, что постановления, и распоряжения Правительства РФ подлежат обязательному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства в Российской Федерации» не позднее 15 дней со дня их подписания.
Происходящая в России административная реформа охватывает реформирование практически всех органов исполнительной власти, регулирование всех сфер и областей государственной и общественной жизни, деятельности любых организаций, предприятий и учреждений.
Самым важным шагом по пути реализации административной реформы стала реорганизация федерального управленческого аппарата, осуществляемая в соответствии с Указом Президента «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[54]
Моментом начала нынешнего этапа административной реформы можно считать издание Указа Президента РФ «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах»[55] и затем утверждение постановления Правительства РФ «Положения о Правительственной комиссии по проведению административной реформы».[56]
Особое внимание уделяется совершенствованию организации и деятельности органов исполнительной власти. Упрощение системы федеральных органов исполнительной власти не сводится к сокращению их количества. Главным является формирование трехзвенной системы федеральных министерств с соподчинением им, как правило, федеральных агентств и федеральных служб. В положении о том или ином государственном органе определяется его статус, функции и конкретизируются задачи, устанавливается механизм взаимодействия с другим органом государственной власти.
Правительством Российской Федерации 25 октября 2005 года была одобрена Концепция Административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг.[57]
В ней перечислены цели административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг.:
ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;
развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;
организационное разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;
завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Были разработаны и одобрены Правительством РФ «Основные направления социально-экономической политики на долгосрочную перспективу». Приоритетными направлениями признаны: развитие науки и инновационной сферы, высокотехнологического сектора, транспортной инфраструктуры, а также жилищного сектора, образования и здравоохранения. В связи с этим различными федеральными органами разработаны соответствующие их деятельности федеральные целевые программы, планы мероприятий по их реализации.
Федеральный бюджет является главным инструментом государства по достижению сформулированных общенациональных целей, задач и приоритетов, в том числе и в рамках административной реформы.
Результатом осуществления административной реформы должна стать ясная и прозрачная система органов государственной власти с четким разделением их компетенции.
Правительственной комиссией по проведению административной реформы были подготовлены предложения, касающиеся оптимизации сети подведомственных федеральным органам исполнительной власти федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, одобренные Правительством Российской Федерации.
Проанализирована деятельность 18983 учреждений и 6478 предприятий, из них предполагается ликвидировать, реорганизовать либо приватизировать 5008 учреждений и 3353 предприятия.
Приняты изменения в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в федеральные законы «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
Постановлениями Правительства Российской Федерации «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти»[58] и «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти»[59] закреплены принципы административной реформы, применяемые для взаимодействия и организации деятельности федеральных органов исполнительной власти.
От того, как действует государство, какую оно осуществляет политику и как осуществляет свои управленческие функции, регулирующие экономические и социальные процессы, весьма сильно зависит улучшение качества жизни населения.
Правительство Российской Федерации, фактически являясь высшим органом исполнительной власти в государстве, призвано обеспечивать слаженное функционирование всех структурных единиц системы исполнительной власти.
От исполнительной власти, учитывая мобильность ее действий, субординацию и подчиненность ее органов по вертикали, в решающей мере зависят темпы социально-экономических преобразований и наше движение вперед.
Важнейшая роль Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации заключается в организации исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров РФ, осуществлении систематического контроля за их исполнением федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятии мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации. Иными словами, Правительство Российской Федерации, в частности, и исполнительная власть, в целом, обеспечивают соблюдение режима законности в государстве.
На Правительство Российской Федерации возложено также тяжелое бремя решения насущных проблем государства: планирование бюджета, вопросы, связанные со сбором налогов, выплата пособий и пенсий и многие другие жизненно важные для страны вопросы. От того, насколько эффективны действия правительства по решению этих проблем, зависит благополучие населения.
В современном облике Правительства более последовательно выражены прерогативы федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделения властей, ответственность Правительства за проведение социально–экономических преобразований в стране, осуществление единой государственной политики в отраслях и сферах народного хозяйства.
Подводя итоги сказанного, можно теперь по настоящему оценить роль и место Правительства РФ, как высшего органа исполнительной власти в осуществлении государственной власти в Российской Федерации. Естественно с принятием Конституции РФ 1993 года статус Правительства существенно вырос, по сравнению каким он раньше был. По существу руководство Правительством РФ и соответственно исполнительной властью осуществляется Президентом РФ, поскольку сам Президент РФ представляет кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ, а также оказывает влияние на подбор кандидатур других членом Правительства.
В настоящее время Председателем Правительства Российской Федерации является В.В. Путин, под его руководством Правительство эффективно проводит различные социальные программы, решает множество вопросов, направленных на повышение благосостояния нашего народа.
Источники
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
2. Собрание законодательства Российской Федерации (май 1994 г. – 2008 г.)
3. Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4174-I "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации" // РГ.1993. 4 янв.
4. Указ Президента России № 2277от 23 декабря 1993 г. «О преобразовании и реорганизации Совета Министров – Правительства Российской Федерации» // САПП Российской Федерации. 1993. № 52. Ст.5080.
5. Указ Президента Российской Федерации № 676 от 16 июня 2003 г. «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации № 867 от 17 мая 2000 г. “О структуре федеральных органов исполнительной власти”» // СЗ РФ.2003. № 25. Ст. 2513.
6. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 (в ред. от 22 июля 2005 г.) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. № 21. Ст. 2023.
7. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // РГ. 2004. 11 марта.
8. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 «О регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» //СЗ РФ. 2004. № 23. Ст. 2313.
9. Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года № 2446-1 (в ред. Закона РФ от 25.12.1992 N 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2288, Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 25.07.2006 N 128-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ)
10. Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах» // СЗ РФ. 2003. № 30. Ст. 3046.
11. Постановление Правительства РФ от 31 июля 2003 г. № 451 (ред. от 21 мая 2004 г.) «О Правительственной комиссии по проведению административной реформы» // СЗ РФ. 2003. № 31. Ст. 4720.
12. Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-Р «Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах» // СЗ РФ. 2005. № 46.Ст. 4720.
13. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 4 апреля, 26 декабря 2005 г., 3, 6 июля, 4 декабря 2006 г., 19, 26 июня 2007 г., 14, 23 июля 2008 г., 9 апреля 2009 г.) // СЗ РФ. 1996. N 23., ст. 2750
14. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 1 июня 2005 г.) «О Правительстве Российской Федерации» ст. 9 // СЗ РФ.1997 № 51. Ст.5712.