Права человека в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 02:20, курсовая работа

Описание работы

целью курсовой работы является комплексное исследование сущности понятия прав и свобод человека и гражданина в целом, и особенностей данных институтов в частности. Для достижения поставленной цели формулируются следующие задачи:
провести теоретический анализ понятия прав человека;
глубоко исследовать сущность, правовое регулирование, правовую природу прав человека;
классифицировать права человека и гражданина по действующему российскому законодательству;
проанализировать государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Содержание

Содержание.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Природа и сущность прав человека и гражданина……………7
1.1.Понятие прав человека и гражданина…………………………………….7
1.2.Права человека и права гражданина…………………………………….10
Глава 2. Классификация прав человека и гражданина по российскому законодательству……………………………………………………………….14
2.1.Личные права …………………………………………………………….16
2.2. Политические права …………………………………………………….26
2.3. Социально-экономические права ……………………………………....35
Заключение…………………………………………………………………..43
Список использованной литературы……………………………………….45

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 90.93 Кб (Скачать)

  Этот  Федеральный закон устанавливает  правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с  органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.

  Выражением  социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31 Конституции). Это право в последние годы широко используется гражданами Российской Федерации.

  Следует отметить, что многие формы участия  граждан в управлении делами государства  в настоящее время не используются в достаточной мере эффективно. С  одной стороны, об этом свидетельствуют  такие факторы, как низкая активность избирателей на выборах органов  государственной власти и органов местного самоуправления, слабый интерес к деятельности избранного ими представителя, депутата, незначительное участие в различного рода общественных формированиях. С другой стороны, препятствием к реализации прав граждан на участие в управлении государственными делами являются «высокий уровень бюрократизма в государственных органах, волокита, чрезмерная закрытость их деятельности, отсутствие достаточно целенаправленной на развитие общественной активности граждан политики» 33.

           

2.3. Социально-экономические  права.

 

  Особую  группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические  права и свободы. Социально-экономические  права (наряду с культурными) относятся  к правам человека второго поколения. Они касаются поддержания и нормативного закрепления социально-экономических  условий жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда  и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью  создания условий, при которых люди могут быть свободы от страха и  нужды, а также призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности. Их объем и степень реализованности «во многом зависят от состояния экономики и ресурсов, и поэтому гарантии их реализации по сравнению с гражданскими и политическими правами первого поколения, менее развиты» 34.

  В отличие от других видов прав человека особенностями социально-экономических  прав являются 35:

  -распространенность  на определенную – социально-экономическую  – область жизни человека;

  -допустимость  рекомендательных, «нестрогих» формулировок  базовых положений (например, «достойная  жизнь», «справедливые и благоприятные  условия труда», «удовлетворительное  существование»);

  -зависимость  реализации социально-экономических  прав от состояния экономики  ресурсов. Статья 2 Международного пакта  об экономических, социальных  и культурных правах 1966 г. специально  говорит о том, что эти права  должны обеспечиваться постепенно  и «в максимальных пределах  имеющихся ресурсов» 36.

  Социальная  роль государства закреплена в ст. 7 Конституции как одна из важных основ конституционного строя Российской Федерации. Государственные гарантии социально-экономических прав и  свобод человека и гражданина включают в себя широкую систему форм воздействия на их реализацию, среди которых выделяются следующие:

  1) законодательное закрепление таких условий экономической деятельности всех ее субъектов, при которых человек реально обладает всеми конституционно признанными социально-экономическими правами и свободами;

  2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда, государственных пенсий и пособий и иные гарантии социальной защиты; бесплатность образования на основаниях, предусмотренных законом; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан, развитие социальных служб;

  3) осуществление контроля за соблюдением законодательства, обеспечивающего социально-экономические права и свободы;

  4) создание правовых, политических, материальных, организационных условий для поддержки личной инициативы человека в экономической сфере;

  5) эффективная защита социально-экономических прав и свобод человека в предусмотренных законом формах, в том числе и судебная защита.

  Применительно к каждому из видов социально-экономических  прав и свобод роль государства как  их гаранта имеет и специфические  формы выражения.

  К социально-экономическим правам и  свободам, закрепленным в Конституции, относятся свобода предпринимательской  деятельности, право частной собственности, в том числе и на землю, свобода  труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, право на образование, свобода  литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право пользования  учреждениями культуры (ст. 34 – 44 Конституции РФ).

  Особенность действующей Конституции заключается  не только в расширении перечня рассматриваемых  прав и свобод, но и в иной трактовке их содержания.

  Инициируя экономическую и социальную активность каждого человека как естественную основу утверждающихся в стране рыночных отношений, Конституция закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34).

  Чтобы обеспечить правомерные, цивилизованные условия становления и развития рыночных отношений, Конституция устанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34).

  Важнейшее место в системе социально-экономических  прав и свобод занимает право частной собственности (ст. 35 Конституции). Его конституционное закрепление имело решающее значение в переходе страны на рельсы рыночной экономики.

  Конституция Российской Федерации 1993 года признание  и защиту частной собственности, равно как и других форм, отнесла  к основам конституционного строя, расширила гарантии се охраны, в  том числе судебными органами. В ч. 3 ст. 35 Конституции установлено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

  Конституция 1993 года в отличие от прежней без  каких-либо оговорок и ограничении закрепила право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов иных лиц (ч. 1 и 2 ст. 36).

  В условиях рыночной экономики претерпело изменение и содержание прав человека в сфере труда (ст. 37 Конституции).

  Конституция 1993 года более четко сформулировала права человека в сфере труда, применительно к рыночной экономике. Основной упор сделан на закрепление  свободы труда, его надлежащих условий  и права человека свободно распоряжаться  своим трудом. Такое содержание прав в сфере труда объективно обусловлено  изменением роли государства, переставшего быть единственным собственником всех средств производства и вследствие этого, как раньше, единственным работодателем, единственным гарантом получения каждым работы.

  Трудовой  кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.11.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010)37 развивает указанные положения Конституции РФ и в ст. 2 устанавливает, что исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.

  Однако  это не означает устранения государства  от обеспечения прав граждан в  сфере труда. Его роль здесь многогранна.

  Государство:

  1) запрещает принудительный труд;

  2) закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

  3) утверждает право на защиту от безработицы;

  4) признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

  С трудовыми правами неразрывно связано  право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции). В его обеспечении задействован широкий круг субъектов, призванных создавать для реализации этого права необходимые условия. Большую роль играет и деятельность самого человека, который должен рационально и грамотно использовать время отдыха. Функции государства в этой сфере заключаются в установлении посредством федерального закона разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

  Социальное  развитие общества в значительной степени  зависит от 
статуса его первичной ячейки — семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 Конституции закреплена общая норма о том, что они 
находятся под защитой государства.

  Развернутая система материальных гарантий материнства  и детства предусматривается  в федеральном законодательстве. Оно определяет перечень различного рода пособий, денежных и других выплат, связанных с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и т.п.

  Статья 38 Конституции определяет и взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

  К числу социально-экономических прав и свобод относится и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции). Содержанием данного права является прежде всего гарантированная возможность получать государственные пенсии и социальные пособия. Причем федеральный закон устанавливает минимальные размеры пенсий и пособий. Кроме них, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность, которые получают в последнее время определенное развитие (ч. 3 ст. 39).

  Конституционно  закрепляется право на жилище (ст. 40). Оно включает: 1) защиту жилища, в силу которой никто не может быть произвольно лишен жилища; 2) поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства и создание условий для осуществление права на жилище; бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных» муниципальных и других жилищных фондов. Поощряется кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, развивается система ссуд на это, не облагаемых налогом.

  Право на охрану здоровья и медицинскую  помощь (ст. 41 Конституции) предполагает бесплатность последней в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

  В новых экономических условиях к  делу охраны здоровья подключается дополнительно и частная система здравоохранения, развитию которой содействует государство. Однако отставание развития и финансирования всей социальной сферы в настоящее время резко отразилось и на реализации права граждан на охрану здоровья. Медицинские учреждения не в состоянии оказывать должную помощь больным из-за отсутствия во многих случаях необходимого оборудования, лекарств и других средств. Высокие цены на лекарства ограничивают возможности многих больных ими пользоваться.

  Учитывая  практику прошлых лет, Конституция  в ч. 3 ст. 41 особо оговаривает, что  сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Информация о работе Права человека в РФ